За свою долгую жизнь Нина пережила множество потрясений, начиная от ужасов войны и заканчивая смертью близких. У них с мужем были сын и дочь, но никого из них уже нет в живых, и сегодня бабушка живёт вместе со своей невесткой.
Нина сама встретила журналистов на пороге своего небольшого деревенского дома в провинции Шаньдун. Она радостно приветствовала гостей по-русски: «Здравствуйте!» На ней цветастая ватная куртка, шерстяная шапка и жёлтый платок — так с виду и не отличить от любой другой пожилой жительницы китайской деревни. Но «высокий нос и несколько глубоко посаженные светлые глаза могут рассказать нам о её необычном прошлом».
Нина родилась в 1926 году в Вологде. Её отец был китайцем, у него был свой небольшой бизнес в Советском Союзе. Там он повстречал девушку Лиду, женился на ней, и у них родилось двое детей — Нина и её старший брат. Когда девочке было 7 лет, её семья переехала в Китай. В 17 лет Нина познакомилась, а потом и вышла замуж за секретаря военно-воздушных сил партии «Гоминьдан» Лю Чуньшу. Вместе с ним они несколько лет скитались по охваченной войной стране, переезжая с места на место. В конце концов, Нина потеряла связь с родителями и братом, даже их фотографий не осталось.
Когда к власти в Китае окончательно пришли коммунисты в 1949 году, Нина с мужем обосновались в одной шаньдунской деревне, где она до сих пор и живёт. Однако для китайцев имя Нина звучало слишком по-детски, поэтому супруг подобрал для жены китайский вариант Молань, что означает — один из видов орхидеи.
Нина ещё может говорить простыми фразами на русском языке, умеет писать своё имя и название родной деревни — Вахнево. Однако на этом воспоминания о России практически заканчиваются, больше туда она не возвращалась. Бабушка уверена, что уже давно превратилась в китаянку, ведь здесь её семья.
Нина с особой теплотой вспоминает своего мужа. Он был на 20 лет старше её, но, несмотря на это, всегда и во всем ей уступал, и за долгие годы совместной жизни они ни разу не поссорились. Когда Лю Чуньшу парализовало, Нина 15 лет заботилась о нём, не отходя ни на шаг. Чтобы порадовать больного мужа, тяжёлым трудом ей удалось скопить 330 юаней и купить маленький чёрно-белый телевизор — вещь для китайской деревни 80-х годов просто исключительная.
В свои 60 лет Нина не гнушалась никакой работы: шила одежду, обтёсывала камни, даже возила телеги с куриным помётом. «Я чем только ни занималась, но никогда не думала, что мне тяжело. Надо просто трудиться, так и найдётся, что поесть», — рассказывает русская бабушка. В 1989 году её мужа не стало, затем из жизни ушли дочь, зять и сын, от этого горя Нина долго не могла оправиться.
В деревне русскую бабушку знают как доброго и светлого человека. Кроме как на катаракту и небольшие проблемы с сердцем, Нина на здоровье не жалуется. По её словам, у неё часто спрашивают секрет долголетия. Нина отвечает: «Нет у меня никакого секрета, кушать можно всё, просто нужно любить трудиться, а злиться — нехорошо. Меня тут кто-то уговаривал переехать в дом престарелых, а я не хочу, там делать нечего, сама уж тут как-нибудь потихоньку». 91-летняя старушка не сидит на месте, во время интервью она проворно сновала между гостями, угощая их чаем, — наверное, в этом и есть секрет её долголетия, отмечают журналисты.
Однако, помимо труда, есть в жизни у Нины ещё одна страсть — к пению. Кроме знаменитых китайских композиций, она любит петь и русские песни: «Катюша», «Широка страна моя родная». Однако бабушка признается, что сейчас «горло уже не то — вот раньше очень мощно пела».
Сегодня к долгожительнице Нине часто приезжают гости, в том числе и из России, привозят подарки. А местные власти предоставили ей материальное пособие, которое в новом году составит 12 тысяч юаней в год. «Живу очень хорошо, вы обо мне так заботитесь! Я очень счастлива». Нина говорит, что у неё нет никаких особых желаний, ей никуда больше не хочется — только быть дома и заниматься тем, что ей нравится.
Свежие комментарии