На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вадим Скоробогатов
    Да потому раздражает всё это...ЧТО ФАЛЬШИВО, ГЛУПО, НЕ ИСКРЕННЕ.5 объяснённых пси...
  • Виктор zz
    "Во время соблюдения диеты важно сократить употребление жареных, жирных и мясных блюд, сыра, сливочного масла, копчен...Японская водная д...
  • Тамара Кукушкина (куликова)
    Спасибо!Как восстановить ...

Мигрень — болезнь аристократов

Эта болезнь незаметна посторонним. Она не сигнализирует о себе бледностью щёк, отсутствием аппетита, нарушением обмена веществ. Казалось бы, человек может и должен полноценно функционировать. Но вдруг – как правило, внезапно – ты буквально сваливаешься с приступом нестерпимой головной боли. Это не бегство от реальности, ты бы и рад был продолжать жить в привычном ритме, но жизнь как будто сама избегает тебя, лишая чувств и желаний.

А в голове летает лишь одна мысль: «Господи, пусть это уже закончится!»

romanova_bigО мигрени – болезни аристократов и жителей мегаполиса – мы говорим с неврологом, кандидатом медицинских наук, Натальей Анатольевной Романовой.

— Наталья Анатольевна, что такое мигрень?

— Это головная боль, по классификации относящаяся к сосудистой. В своей этиологии мигрень имеет сосудистый фактор, когда есть определенная стадия изменений внутри сосудов мозга. Вообще, мигрень известна достаточно давно, она считалась болезнью аристократов, простые смертные ей не болели. Можно сказать, что мигрень связывают с интеллектуальным, умственным трудом.

— Чем мигрень отличается от обычной головной боли?

— Считается, что около 12% людей страдают мигренью, хотя это вопрос спорный, потому что очень часто этот диагноз не ставится. В основном головные боли – это боли напряжения, то есть мышечные или стрессогенные, они занимают до 70% всех головных болей. На фоне перегрузок возникает рефлекторное мышечное напряжение мышц лба или, что встречается чаще, височных мышц, и, соответственно, ощущение, как будто голову сдавливают в тиски. При этом люди, столкнувшиеся с этой симптоматикой, даже еще больше перетягивают мышцы головы, говоря, что им так легче.

Другой аналог вторичных мышечных или вторично-рефлекторных мышечных болей – это вертеброгенные головные боли, связанные с шейным отделом позвоночника. Шейный отдел, верхнегрудной, затылочные боли. Процент сосудистых болей гораздо меньше, это вторично, часто они возникают при артериальной гипертензии или выраженной степени атеросклероза. Головная боль возникает при подъеме давления, также бывают травматические, посттравматические виды боли, а также на фоне органического поражения головного мозга.

Мигрень – единственная истинно сосудистая головная боль, но этот диагноз тоже ставится далеко не всегда. Больше ставят головные боли напряжения, хотя одному человеку ничего не мешает сталкиваться с болями разных типов.

— Почему же диагноз не ставят?

— Допустим, есть классический приступ мигрени. Сначала продромальные явления, которые могут быть вплоть до суток – недомогание, утомляемость, раздражительность. Начинается процесс видоизменения сосудов, так называемая аура, которая возникает прямо перед мигренью и может длиться несколько секунд, несколько минут – это либо зрительные, либо чувствительные нарушения.

Аура бывает разная, может проявляться в виде тошноты и головокружения, а потом уже вступает и классическая мигрень: стандартная головная боль, в одной стороне, пульсирующая, с тошнотой, рвотой, со светобоязнью, раздражают громкие звуки. Есть такая редкая базилярная мигрень, считается, что она ставится редко. Она проявляется тошнотой, головокружением, рвотой, как таковой головной боли может даже не быть. А поскольку всегда проще диагностировать низкое или высокое давление, то эти диагнозы ставятся реже.

— Получается, ставят диагноз, который по сути является не болезнью, а просто текущим состоянием человека?

— Да. Головные боли могут изменяться, сопутствовать друг другу.

— Обычно, если человек чувствует, что у него что-то болит, он предпочитает принять какую-нибудь таблеточку. Какая головная боль является сигналом того, что пора обратиться к специалисту?

— Вообще, есть сигналы опасности при головной боли. Это вдруг внезапно возникшая головная боль – не было ничего, и она вдруг стала болеть. Очень сильная головная боль, а также головные боли, которые не купируются ничем. Головные боли, которые сопровождаются другой симптоматикой – онемение, нарушение речи. Головная боль с повышением температуры, а также боль при физическом напряжении. Или когда меняется характер головной боли. Мы всегда об этом спрашиваем при опросе пациента: изменился ли характер боли, где болит, как, что снимает.

— Вы сказали, что раньше мигрень называлась «болезнью аристократов». А сейчас, когда аристократов нет?

— Мигренью чаще болеют люди, занимающиеся умственным трудом, с психоэмоциональными перегрузками.

— Получается, это все население большого города.

— Да-да. У кого что: у кого мигрень, у кого язва. Мигрень считается наследственно обусловленной, обычно это прослеживается у родственников, чаще по женской линии. Но неизвестно, проявится она или нет. Многие сопутствующие факторы – повышенные нагрузки, утомляемость, плохой сон, – это на всю жизнь, но в какие-то периоды у человека бывают яркие вспышки болезни, в какие-то – редкие. Когда мы уменьшаем совокупность провоцирующих факторов, тогда приступов меньше.

— Если это заболевание, которое невозможно лечить, значит, с ним нужно просто научиться жить?

— Вылечить мигрень, по большому счету, нельзя. Можно сделать хорошую ремиссию надолго, но тут и пациент должен много для этого сделать.

— А что нужно сделать, чтобы снять остроту приступов?

— Самое главное – приступ купируется в начале головной боли. Потому что в начале усиливается кровоснабжение по сосудам головного мозга, потом возникает стадия небольшого ангиоспазма. Потом сосуд патологически расширяется, он расширился, приток крови к этой области очень большой, развивается головная боль со всеми ее симптомами, начинается процесс выработки веществ асептического воспаления.

Следующий этап мигрени – это ангиоспазм, и если вы с самого начала не успели купировать приступ медикаментами, то дальше препарат действовать не будет. И как раз-таки на фазе ангиоспазма бывают осложнения. Бывает такая ассоциированная мигрень, когда может и речь нарушиться. И очаги могут ишемические формироваться, и постмигренозные инсульты описываются тоже.

1262482_Open-mind

— Если не брать в расчет действие препаратов, как лучше организовать свою жизнь, чтобы снизить вероятность повторения приступа?

— С диагнозом мигрени человек может жить. Провоцируется это малым сном, переживаниями в период экзаменов, большим количеством проектов по работе либо какими-то стрессовыми ситуациями. Бывает так: в стрессовой ситуации организм мобилизуется, концентрация гормонов и других веществ повышена. Потом, когда человек расслабляется, все возвращается к норме, и начинаются такие вещи, как мигрень, панические атаки.

В лечении мигреней есть и медикаментозная терапия, и организация образа жизни в целом. Если у пациента провоцирующим является фактор стресса, значит, надо отправляться на доработку к психотерапевту. Положительное влияние оказывает иглорефлексотерапия и массаж, достаточный сон, достаточное питание.

— Кстати, каким образом питание влияет на частоту приступов?

— Что провоцирует приступы? Прием шампанского, красного вина, шоколада, сыра. Шоколад повышает серотонин, который «используют» приступы мигрени, чтобы лучше, быстрее, проще развиться. Бывает, у людей приступ мигрени может спровоцировать резкий запах.

— За время своей работы Вы можете проследить динамику количества обращений пациентов с мигренью?

— Я думаю, что количество пациентов с мигренью увеличилось. За последние 15 лет образ жизни изменился: увеличились нагрузки на работе, гиперответственность, стрессогенные факторы. Приступы явно происходят чаще. Добавляются всякие психовегетативные расстройства, панические атаки.

— Способы лечения за это время как-то изменились?

— Для купирования приступа и раньше использовался аспирин, если не помогает — то что-то с кофеином, эскофетином, эрготамин – именно то, что на сосуды в период расширения действует. Аналогов много появилось, фирмы разные. Есть капли внутрь, спрей в нос, чтобы быстрее действовать. В плане профилактики – это образ жизни и некоторые препараты: бета-блокаторы, противоэпилептические препараты. Тот же тапомакс, которого раньше не было, а теперь есть. Антидепрессанты тоже используются, антиконвульсанты.

Если голова болит часто, наши рецепторы уже постоянно находятся в состоянии раздражения, и в следующий раз нам нужно будет напряжение гораздо меньшее, чтобы у нас заболела голова. В организме есть ноцицептивная система, которая воспринимает болевые ощущения, и антиноцицептивная система, которая защищает нас от чрезмерно сильных болевых раздражителей. Все это урегулировано, и когда возникает дисбаланс, начинается хроническая боль.

— Что если заняться самолечением, не идти к врачу, а попить анальгетики?

— С анальгетиками целая история. Появилась новая головная боль, которая называется абузусная, это большая проблема сейчас. Напоминает состояние, когда нужно опохмелиться. Вот когда человек принимает от головной боли и любых других болевых синдромах обезболивающее, постепенно формируется зависимость.

Организм привыкает и формируются абузусные головные боли, иногда даже пациенты говорят: «Да что же такое, я обезболивающие пью, а лучше-то не становится». Тут надо убрать прием анальгетиков, а попробуй ты убери, когда голова постоянно болит и нужно что-то пить. В сутки можно две таблетки, а многие пьют их день за днем, организм еще больше привыкает, голова болит. Очень много пациентов приходят с этим – пьют по 15-20 таблеток в месяц.

Есть такой момент в плане диагностики – у нас всем кому ни попадя ставят сосудистые головные боли, назначают какой-нибудь сосудистый препарат, а на самом деле, там либо мышечные головные боли, либо мигрень. Ему не помогает, а поскольку не помогает, он начинает анальгетики пить, чтобы ничего не болело. Главное – правильно диагноз поставить. Нужно беречь себя от мигреней, чтобы они были не часто.

headache

— А может пациент каким-то образом понять, что что-то не так, что он не от той болезни лечится?

— Головная боль сохраняется или сама по себе, или появляются новые симптомы. Это работа над собой. У нас люди не привыкли работать над собой и менять свою жизнь. Так же, как язва: вот вы должны принимать пищу часто и понемножку, да нет, я как ел два раза в день, так и буду, а вы меня вылечите. Когда есть мотивация, тогда ты будешь что-то для этого делать. Есть такой соблазн очень большой – как только купировалась головная боль, решить, что всё хорошо и нет проблем. Как только боль проходит, пациенты сразу радуются, таблетки бросают. Но потом, к сожалению, снова приходят на прием.

Беседовала Вероника Заец

Картина дня

наверх