Пращур артистки Наполеон Пельтцер пришел пешком в Россию из Рейнской области, имея всего сто талеров в кармане. Здесь он овладел текстильным делом и довольно быстро разбогател.Судя по всему, тезка великого французского императора был столь же рисковым человеком, поскольку, например, в 1845 году купил разорившуюся суконную фабрику в Нарве и поднял ее, что называется, с нуля.
Потомок Наполеона Иоганн Пельтцер был смекалистым портным, у которого довольно рано проявились артистические наклонности (снимался в фильмах «Белеет парус одинокий», «Медведь», «Большая жизнь», «Она защищает Родину», «Последняя ночь»).
Его дочь Татьяна, родившаяся 6 июня 1904 года, уже в 11-ленем возрасте играла в отцовской антрепризе. Тем не менее, путь к славе оказался тернистым.
В 1923 году она была исключена из труппы театра с безликим названием МГСПС с формулировкой «за профнепригодность». Разочаровавшись в актерстве, Татьяна Ивановна вышла замуж за немецкого коммуниста и писателя Ганса Тейблера, с которым уехала в Германию. Брак оказался непрочным: влюбившись в заезжего инженера, она была изгнана из дома. Впрочем, и это увлечение продлилось недолго, и в итоге Татьяна Пельтцер вновь очутилась в СССР.
До 1940 года актриса играла в не очень престижных советских театрах. По-настоящему ее дарование раскрылось, когда она оказалась в театре миниатюр, где в то время блистали Мария Миронова, Леонид Менакер, Рина Зеленая. С 1947 по 1977 год Пельтцер играла в Театре Сатиры, но потом ее переманил к себе в «Ленком» Марк Захаров.Отношения между требовательной актрисой и педантичным режиссером были непростыми. Тем не менее, все трения были преодолены, а на закате своих дней Пельтцер завещала Захарову свою библиотеку.
В кино актрису прославили такие острохарактерные роли, как Евдокия в «Солдате Иване Бровкине»,пани Ирена в «Кабачке 13 стульев», Глафира Анискина в «Анискине и Фантомасе», бабушка Ромки в «Вам и не снилось», Баба Яга в «После дождичка в четверг».
Две Великие "старухи" - Фаина Раневская и Татьяна Пельтцер:
«Она всегда хорошо понимала, где правда, а где наигрыш и штампы, - вспоминает в интервью «КП» Марк Захаров. - Она могла быть скучной на репетиции, но всегда была правдивой. Ничего не изображала голосом. И мне это было очень ценно.
Мало кто знает ее с этой стороны, но Татьяна Пельтцер очень внимательно наблюдала, что происходит в театре, в кинематографе - нашем и зарубежном. Она была продвинутым человеком».
Татьяна Ивановна Пельцер вела здоровый образ жизни: выпивала в меру, на гастроли с собой всегда возила не только коврик для зарядки, но и посуду с плиткой, предпочитая готовить самостоятельно здоровую пищу. Тем не менее, годы брали свое. «В нашей стране часто большие актеры уходят не очень складно и не очень красиво, - замечает Марк Захаров». - У нее было тяжелое заболевание - потеряла память, потом сознание начало меркнуть... Хотя она до последнего держалась и играла с Абдуловым финал «Поминальной молитвы».
Саша - человек открытый, талантливый. Она это ценила, а он расточал ей особые комплименты. Когда они в «Молитве» выходили на сцену, Саша ее незаметно щипал - тогда она говорила свою реплику. Иногда невпопад, что тоже было смешно. Мы ее звали «наша баушка». Ее все обожали. Любили и немножко побаивались. Она иногда могла врезать прямо со сцены, если ей кто-то мешал, что-то не то говорил, реплики путал».
Последние годы жизни Татьяна Пельтцер провела в психиатрической лечебнице имени Ганнушкина. Скончалась 16 июля 1992 года, похоронена на московском Введенском кладбище.
Свежие комментарии