Обзор прямо-таки, скажем, незамысловатых старинных диет.
Чтобы соответствовать идеалу красоты, женщины готовы идти на любые подвиги. Сейчас это фитнес и йога. Когда образцом считалась фигура девушки с веслом — были плавание и гимнастика. В любое время и при любых идеалах обязательным атрибутом достижения красоты будет диета…
Лучше всего всё всегда видно со стороны. Общий тон впечатлений иностранцев неплохо отражён в записках англичанина Самуэля Коллинза, медика царя Алексея Михайловича:
«Худощавых женщин московиты полагают нездоровыми. Маленькие ножки и стройный стан почитаются безобразными, а истинную красоту они видят в толстоте».
Секретарь австрийского посольства Иоганн Корб пошёл дальше и заявил, что всё дело в своеобразном русском костюме свободного кроя:
«Они, в отличие от прочих европеянок, не носят корсетов, и тело, нигде не стесняясь убором, может разрастаться как попало».
Другой иностранец, немец Адам Олеарий, оказался более наблюдательным: «Русские женщины среднего роста, обладают стройным, нежным и пышным телосложением».
Именно таков был идеал женской красоты на Руси. И чтобы его достичь, тоже нужно было постараться. Прежде всего сесть на очень специфическую диету. Причём под первым её правилом охотно подписались бы все современные диетологи:
«Ести без довольнаго объядения, лучше часто помало, неже единощи много». Но вот последующие рекомендации привели бы нынешних докторов в ужас. Вот как уже помянутый Коллинз описал процесс достижения идеала:
«Те, кто от природы не склонны к толстоте, предаются эпикурействам с намерением растолстеть. Они лежат целый день в постели, пьют русскую водку, очень способствующую толстоте, потом спят и снова пьют...»
Роль водки в достижении «нежного и пышного» идеала лучше всего проясняет история первой невесты царя Михаила Романова Марии Хлоповой.
Через две недели после того, как девушку официально признали царёвой невестой, с ней приключилось недомогание.
Собравшийся консилиум постановил, что всё дело в чрезмерном увлечении сладкими блюдами — маковыми коврижками, изюмом, взбитыми сливками и грецкими орехами, сваренными на меду.
Её намеренно и хладнокровно «доводили до кондиции», до той самой «нежности и пышности». А потому заморского доктора вежливо выслушали, но совет прекратить напихиваться сладким подвергли осмеянию. Потому что красота и тогда требовала жертв.
Правда есть она уже не могла, поскольку уж слишком много потчевали её. Тогда послали за водкой, сказано было, что с ней в неё влезет больше.
Вот это «больше кушать» и было причиной того, что невесты на выданье действительно пили водку, и помногу. Правда, касалось это только барышень из богатых семей. Перечень женских хворей, записанный врачами тех времён, позволяет точно определить, кто соблюдал «свадебную диету», а кто обходился без неё.
Да, жирное и сладкое ели помногу, но без особого удовольствия и только перед свадьбой. Потом от него отказывались, причём, во что сейчас трудно поверить, с большим облегчением. И возвращались к обычному режиму питания. Он мало чем отличался от современного. Более того, почти полностью совпадал с рекомендациями нынешних диетологов.
«Не ешь лакомо», «Раннего еды и пития не творите», «Ужин не нужен, был бы обед», «Отчайся обжорства — ведёт оно к похоти телесной». Всё это наставления многочисленной «учительной» литературы, благословлённой Церковью.
Учитывая, что постных дней в году было примерно двести, надо признать, что стол в Древней Руси соответствовал самым придирчивым требованиям. За исключением, разумеется, «свадебных диет».
Свежие комментарии