Отметить присутствующих, ответить родителям в чате, провести классный час и нарисовать с детьми стенгазету, заполнить все документы и отчёты, провести мероприятие — это далеко не все обязанности классного руководителя. Наш блогер Елизавета Капустина считает, что классное руководство давно пора отменить, и обосновывает своё мнение.
Вспоминается мне один случай: я пришла в крупное издательство на собеседование, где мне задали вопрос: «Сколько человек было у вас в подчинении?» Я уточнила: «Является ли классное руководство примером подчинения?» В ответ с усмешкой: «Нет».
А ведь если вдуматься — классный руководитель в коллективе из 25-35 детей должен не только дневники подписывать да родительские собрания проводить, но и многие вопросы решать, контролировать посещение школы, отвечать за жизнь и здоровье своего класса на мероприятиях, экскурсиях, чаепитиях, походах и так далее, писать тонны отчётов (многие из которых кажутся абсурдными или бессмысленными), принимать телефонные звонки от родителей в режиме 24/7.
И всё это за очень скромное денежное вознаграждение. Ну чем не подчинение? Самая настоящая руководящая деятельность!
На мой взгляд, классное руководство должно быть тоже оптимизировано. А ещё лучше — упразднено. Для ведения документации на параллель классов (или несколько параллелей) выделить ставку тьютора, мероприятия, не имеющие образовательных целей (чаепитие с КВН, походы, турслёты) убрать. Семья воспитывает, школа учит.
Почему мне так не нравится классное руководство?
Во-первых, от него трудно отказаться. Даже несмотря на то, что закон на стороне тех, кто классным руководителем быть не хочет. Во-вторых, классные руководители подчас занимаются воспитанием детей больше, чем родители. А родители активно предъявляют претензии и чуть что жалуются в прокуратуру.
Приведу несколько примеров. Ранним утром звонок от мамы с просьбой посмотреть, во что будет одета её 13-летняя дочь, а потом перезвонить и описать внешний вид, чтобы мама не беспокоилась.
Или звонит мама (тоже раненько) и просит расчесать и заплести её дочь-шестиклассницу.
Ещё пример: в аптечку класса родители решили положить гигиенические прокладки (я сама предложила их закупить, так как до этого девочки, не стесняясь, просили их у меня) и выдавать их тем, кого менструации застали врасплох.
Ещё я водила детей на многочисленные медосмотры, собрав с детей бесконечные согласия родителей на проведение таковых. И вот я веду 11 класс в поликлинику. Девочек — к гинекологу, мальчиков — к андрологу. Спустя полчаса ко мне подбегает мой ученик с заключением и спрашивает: «У меня что писюн кривой? Что мне врач тут написал?» Я посоветовала с этим вопросом обратиться к папе или маме. А ещё мне родители предложили пойти с детьми в экскурсионный день в аквапарк! И это далеко не все примеры.
Каждое лето классный руководитель составляет план воспитательной работы, включая в него экскурсии, лекции, классные часы, тематические беседы. А сколько нам приходит методических рекомендаций по проведению уроков финансовой грамотности, уроков здоровья (например, «СПИД не спит»), уроков патриотизма и так далее!
Только всё это можно и на предметных уроках дать с примерами, с опорой на научный материал, с видеофильмами или обучающими заданиями. А когда у учеников было шесть-семь уроков, а потом ещё классный час это имеет ровно обратный эффект: и ученики, и учитель уже устали.
Классное руководство — самая неблагодарная работа. Платят за неё мало, неприлично мало
Берём скромное вознаграждение за классное руководство и делим его на количество учебных дней в месяце — получаем сумму за один день в школе. Теперь эту сумму делим на количество детей в классе и получаем… За эти деньги можно сделать три важных дела: «Здравствуй, Петя!», «До свидания, Петя!». И в журнале отметить, что Петя в этот день в школе был и уроки посетил. Всё.
Объём документов и отчётов огромен. Подготовка к различного рода мероприятиям, экскурсиям, посещениям музеев требует много времени и сил. Должностные инструкции для классных руководителей размыты. Под словом «мероприятие» может скрываться всё что угодно. И без того загруженный учитель в роли классного руководителя это мероприятие придумывает, разрабатывает, организует, фотографирует и по итогу отчитывается презентациями, списками, документами, сообщениями в родительском чате.
Некоторые родители вообще не считают нужным ходить с детьми на выставки и концерты, посещать музеи и театры, выезжать на природу. Это они со спокойной душой перекладывают на плечи классных руководителей. Даже в кино теперь дети всё чаще стали ходить сами, а не с папой и мамой.
Про неадекватных родителей даже говорить не хочется. Отмечу, что с каждым годом их становится всё больше. И чем ниже уровень интеллекта и интеллигентности, тем громче возмущения и беспардоннее хамство.
Школа даёт образование, школа открывает перед ребёнком возможность познать мир с разных сторон. Но это не значит, что школа должна или, что ещё хуже, обязана заменить родительское воспитание. Дети в семье учатся быть вежливыми, аккуратными, внимательными, заботливыми, ответственными. В школе на уроках и переменах педагоги поддерживают воспитание. Но родители не должны своё неумение или нежелание заниматься детьми перекладывать на плечи учителей. Педагоги в школе на уроках делают много (я имею в виду тех, кто честно трудится, кому хлеб достаётся тяжёлым трудом), но исключать из воспитания семью ни в коем случае нельзя.
Наоборот, отказ от классного руководства, грамотная политика государства в укреплении семенных традиций и ценностей сделает институт семьи мощнее. Можно чаще проводить дни открытых дверей, приглашать родителей к учителям-предметникам, организовывать тематические беседы по актуальным вопросам воспитания и обучения, активнее работать с родительским комитетом, то есть оставить самые полезные и эффективные методы сотрудничества с родительским сообществом. Ричард Бах, популярный автор у современных подростков, сказал: «Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты». Давайте же сделаем так, чтобы наши дети хотели учиться и у своих родителей, и у своих учителей.
Свежие комментарии