Стоматит у детей – как распознать все виды и быстро вылечить болезнь?

304

Состояние полости рта во многом является отражением происходящих в организме процессов. Вот и стоматит у детей часто возникает на фоне какого-либо заболевания или является ответом на бедное витаминами питание, плохую гигиену. В чем он выражается и как не допустить вторичного появления недуга?

Что такое стоматит и чем он опасен?

Ученые до сих пор изучают механизм возникновения этого заболевания, его природу и причины. Желающим знать, что такое стоматит у детей, стоит ответить, что речь идет о реакции защитных сил организма на какой-нибудь раздражитель.

Если в организм попадают агенты, которые иммунитет не в состоянии распознать, он реагирует подобным образом, стимулируя образование язв на слизистой полости рта. Ученые сравнивают такой ответ иммунной системы с тем, который она дает при пересадке внутреннего органа.

Клетки-защитники лимфоциты нападают на неопознанные молекулы, а следствием этого процесса выступают изъявления в полости рта. Часто они возникают на внутренней поверхности губ в количестве, определяемой степенью поражения. Внутри круглые язвы покрыты белым или желтым налетом, а по периметру имеют красную кайму. При этом слизистая отекает, приобретает красный оттенок и болезненность.

Виды стоматита у детей

В зависимости от провоцирующих факторов выделяют следующие типы стоматита у детей:

    1. Аллергический стоматит. Для этого заболевания характерно появление рецидивирующей афтозной сыпи, развивающейся у пациентов с патологиями кишечника.
аллергический стоматит
    1. Кандидозный стоматит. Его вызывают дрожжеподобные грибки рода Кандида. Может возникать после курса антибактериальной терапии.
кандидозный стоматит
    1. Везикулярный стоматит. Воспаление слизистой оболочки полости рта вызывает вирус из семейства рабдовирусов. Эта форма болезни заразна, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при общении с детьми, выделить им отдельную посуду и средства гигиены, а после выздоровления провести их санитарную обработку.
везикулярный стоматит
    1. Герпетический стоматит. Вирус герпеса вызывает появление на губах хорошо знакомых всем пузырьков. Он же является причиной развития этой формы заболевания: стоматит фото наглядно это демонстрирует и показывает, что сопровождается гингивитом – воспалением десен.
герпетический стоматит
    1. Катаральный стоматит. Связан с плохой гигиеной полости рта.
катаральный стоматит
    1. Травматический стоматит, спровоцированный ударом или другими видами повреждений.
травматический стоматит

Чем опасен стоматит для ребенка?

Само по себе заболевание не опасно, хотя некоторые формы угрожают здоровью близких и других людей. Но здесь нужно понимать, что воспаление слизистой рта часто является следствием другого, более тяжелого недуга, который способен причинить гораздо больше вреда организму. К примеру, из всех вирусов герпеса самым страшным является герпес зостер, вызывающий развитие опоясывающего лишая – весьма болезненного заболевания. Глистная инвазия тоже ничего хорошего здоровью чада не сулит, поэтому нельзя оставлять стоматит у детей без внимания.

Стоматит – причины

Среди провоцирующих факторов можно выделить:

  • плохую и недостаточную гигиену полости рта.
  • воспаление слизистой оболочки рта могут провоцировать попавшие в организм яйца гельминтов;
  • болезни желудочно-кишечного тракта – гастрит, язва желудка и 12-типерстной кишки, дуоденит, колит;
  • вирусные инфекции;
  • аллергические реакции;
  • грибковые поражения;
  • травмы – падения, удары, столкновения.

Стоматит – симптомы

Признаки заболевания редко можно спутать с чем-либо другим. Желающим знать, как выглядит стоматит, стоит ответить, что речь идет об округлых язвенных образованиях. Как будто кто-то проделал небольшие углубления в слизистой, оставив по краям раздраженную, красную, отечную кайму.

Стоматит у детей вызывает появление сильной боли, усиливающейся при поедании термически, механически и химически усугубленной пищи. Вследствие этого малыш начинает отказываться от еды, капризничает, плачет.

Лечение стоматита у детей

Еще совсем недавно больных с таким диагнозом госпитализировали в клинику. Сегодня стоматит лечение имеет домашнее, хотя даже врач нередко испытывает затруднения с определением конкретной формы заболевания. Понять, заразная разновидность у пациента, или нет, тоже непросто, поэтому обыденной практикой было класть пациента в больницу.

В настоящее время:

  1. Врач сначала изучает медицинскую карту пациента, а уже потом осуществляет визуальный осмотр полости рта.
  2. Собирает анамнез, спрашивает, как соблюдается гигиена.
  3. Обращает внимание на наличие брекетов или корректирующих прикус накладок. Все дело в том, что содержащиеся в металлах и пластике вещества могут вызывать аллергические реакции, которые и провоцируют развитие язв.
  4. В запущенном случае при сильном ухудшении самочувствия принимается решение о госпитализации.

Лечение стоматита у детей – клинические рекомендации

Какая-либо специфическая терапия в данном случае не применяется. Большая часть видов проходит самостоятельно без лечения. В редких случаях назначаются препараты для приема внутрь, например, противовирусные при герпетической природе недуга, но зачастую ограничиваются симптоматическим местным лечением для облегчения состояния больного. Как вылечить стоматит – вопрос не праздный. Если речь идет о детях, многие родители готовы на все, лишь бы успокоить плачущего и раздраженного малыша.

Главные рекомендации:

  1. Щадящая диета, ограничения в употреблении кислой, слишком горячей и жесткой пищи являются обязательными условиями, во многом способствующими нормализации состояния больного.
  2. Полоскания настоями и отварами трав, готовыми спиртовыми настойками обеспечивает получение стойкого положительного результата.
  3. Есть и витаминные растворы, мазь от стоматита, помогающие унять боль и ускорить заживление слизистой. Через 3–6 дней от болезни не остается и следа.

Стоматит у детей – лечение, препараты

В терапии болезни применяют следующие лекарственные средства:

    1. Стоматофит. Желающим знать, чем лечить стоматит у ребенка, стоит обратить внимание на этот препарат, применяемый для полоскания полости рта. Он полностью безопасен для детей, так как выполнен на основе экстрактов растений и трав – коры дуба, травы арники, листьев мяты перечной, цветов ромашки аптечной.
стоматофит
    1. Аекол. Незнающим, чем лечить стоматит, стоит поближе присмотреться к этому средству на основе витамина А. Оно ускоряет заживление ран и стимулирует репарацию.
аекол
    1. Стоматидин. Это лекарство от стоматита оказывает антибактериальное и противогрибковое действие, легкий обезболивающий эффект.
стоматидин

Народные средства от стоматита у детей

Народное лечение болезни пользуется такой же популярностью, как и медикаментозное. Если имеет место воспаление слизистой полости рта, лечение народными средствами предусматривает полоскание отварами и настоями лекарственных и других трав, приготовленных в домашних условиях. Полоскать пораженное место следует несколько раз в день и обязательно после приема пищи.

По традиции, для этих целей используются противовоспалительные и вяжущие растения:

  • цветки ромашки аптечной;
  • кора дуба;
  • корневища аира болотного;
  • трава тимьяна обыкновенного;
  • листья шалфея лекарственного.

Питание при стоматите у детей

Все, что может усилить боль и изъявление исключается из рациона. Это касается слишком соленой, острой и кислой пищи – всевозможных фруктов и ягод, соков, солений и копченостей. Диета при стоматите у ребенка должна быть щадящей.

Показаны всевозможные первые блюда, но только в теплом виде, а также:

  • каши;
  • картофельное пюре;
  • котлеты и тефтели, приготовленные на пару;
  • тушеные овощи;
  • хлеб только мягкий.

На время болезни лучше не давать малышу всего того, что может повредить и без того травмированную слизистую:

  • жестких бубликов;
  • крекеров;
  • печенья.

Профилактика стоматита у детей

Прежде всего это качественная гигиена. Малыши все стремятся пробовать на вкус, вот и тянут все в рот грязными руками, поэтому за их чистотой нужно следить.

Воспаление слизистой полости рта способны провоцировать болезни. Поэтому нужно:

  1. Вовремя лечить инфекции, следить за питанием, чтобы у детей не развился гастрит.
  2. Заболевания полости рта – еще одна проблема, требующая незамедлительного решения. Кариес, пародонтоз – все эти недуги важно вовремя лечить.
  3. Если отпрыску поставили брекеты, то нужно показать, как за ними правильно ухаживать и чистить.
Источник ➝

Причины, по которым в бывшем СССР пеленали детей

До 70-х годов прошлого века новорожденных малюток туго пеленали. Будущих мам учили этому мастерству еще на курсах перед родами. Ни у кого такое пеленание в то время не вызывало сомнения. Но с некоторых пор на эту «процедуру» начали смотреть под другим ракурсом и решили, что новорожденных можно не пеленать.

Пеленание и доктор Спок

До наших времен дошло сведение о том, что младенцев пеленали еще в Древнем Риме и в Средневековой Европе. Для пеленания использовали так называемые свивальники – длинные и узкие полоски ткани, обматывая ними младенцев, как бинтом.

В наше время в 1970-х годах появился некто Бенджамин Спок, который в своих научных трудах в книге «Ребенок и уход за ним» выступил против пеленания, чем вызвал горячие споры между сторонниками и противниками пеленок.

Аргументы «за»

Советские педиатры, как и матери новорожденных, выступали за тугое пеленание младенцев. Аргументы в пользу пеленания были следующие: новорожденный во сне бессознательно мог совершать руками всякие движения, во время которых он сам себя будил. А находясь в пеленках – он просто не мог производить такие движения, и его сон был крепче. Кроме того, ребенок мог поцарапать себя или попасть пальчиком в глаз и нанести себе травму.

От подобных неприятностей малышей спасало пеленание. Был и еще один аргумент в пользу пеленания. Многие женщины считали, что пеленание необходимо для правильного развития тела ребенка, в частности, пеленание не допускало искривления ножек у малыша.

Правильно ли это?

По поводу искривления ног современные педиатры сообщают, что это предрассудки. Врачи считают, что искривление ног у младенцев – это вовсе не отсутствие тугого пеленания, а всего лишь последствия обыкновенного рахита. Некоторые дети переносят это заболевание тогда, когда матери об этом даже не догадываются.

Среди современных женщин есть как поклонницы, так и противницы пеленания. Все зависит от опыта матери, а также от особенностей и характера самого ребенка.

Как работает человеческая память: одна из главных научных проблем

Как устроена память | Журнал Популярная Механика

Загадка человеческой памяти — одна из главных научных проблем XXI века, причем разрешать ее придется совместными усилиями химиков, физиков, биологов, физиологов, математиков и представителей других научных дисциплин. И хотя до полного понимания того, что с нами происходит, когда мы «запоминаем», «забываем» и «вспоминаем вновь», еще далеко, важные открытия последних лет указывают правильный путь.

На сегодняшний день даже ответ на базовый вопрос — что собой представляет память во времени и пространстве — может состоять в основном из гипотез и предположений.

Если говорить о пространстве, то до сих пор не очень понятно, как память организована и где конкретно в мозге расположена. Данные науки позволяют предположить, что элементы ее присутствуют везде, в каждой из областей нашего «серого вещества». Более того, одна и та же, казалось бы, информация может записываться в память в разных местах.

Например, установлено, что пространственная память (когда мы запоминаем некую впервые увиденную обстановку — комнату, улицу, пейзаж) связана с областью мозга под названием гиппокамп. Когда же мы попытаемся достать из памяти эту обстановку, скажем, десять лет спустя — то эта память уже будет извлечена из совсем другой области. Да, память может перемещаться внутри мозга, и лучше всего этот тезис иллюстрирует эксперимент, проведенный некогда с цыплятами. В жизни только что вылупившихся цыплят играет большую роль импринтинг — мгновенное обучение (а помещение в память — это и есть обучение). Например, цыпленок видит большой движущийся предмет и сразу «отпечатывает» в мозге: это мама-курица, надо следовать за ней. Но если через пять дней у цыпленка удалить часть мозга, ответственную за импринтинг, то выяснится, что… запомненный навык никуда не делся. Он переместился в другую область, и это доказывает, что для непосредственных результатов обучения есть одно хранилище, а для длительного его хранения — другое.

Запоминаем с удовольствием

Но еще более удивительно, что такой четкой последовательности перемещения памяти из оперативной в постоянную, как это происходит в компьютере, в мозге нет. Рабочая память, фиксирующая непосредственные ощущения, одновременно запускает и другие механизмы памяти — среднесрочную и долговременную. Но мозг — система энергоемкая и потому старающаяся оптимизировать расходование своих ресурсов, в том числе и на память. Поэтому природой создана многоступенчатая система. Рабочая память быстро формируется и столь же быстро разрушается — для этого есть специальный механизм. А вот по‑настоящему важные события записываются для долговременного хранения, важность же их подчеркивается эмоцией, отношением к информации.

На уровне физиологии эмоция — это включение мощнейших биохимических модулирующих систем. Эти системы выбрасывают гормоны-медиаторы, которые изменяют биохимию памяти в нужную сторону. Среди них, например, разнообразные гормоны удовольствия, названия которых напоминают не столько о нейрофизиологии, сколько о криминальной хронике: это морфины, опиоиды, каннабиноиды — то есть вырабатываемые нашим организмом наркотические вещества. В частности, эндоканнабиноиды генерируются прямо в синапсах — контактах нервных клеток. Они воздействуют на эффективность этих контактов и, таким образом, «поощряют» запись той или иной информации в память. Другие вещества из числа гормонов-медиаторов способны, наоборот, подавить процесс перемещения данных из рабочей памяти в долговременную.

Механизмы эмоционального, то есть биохимического подкрепления памяти сейчас активно изучаются. Проблема лишь в том, что лабораторные исследования подобного рода можно вести только на животных, но много ли способна рассказать нам о своих эмоциях лабораторная крыса?

Если мы что-то сохранили в памяти, то порой приходит время эту информацию вспомнить, то есть извлечь из памяти. Но правильно ли это слово «извлечь»? Судя по всему, не очень. Похоже, что механизмы памяти не извлекают информацию, а заново генерируют ее. Информации нет в этих механизмах, как нет в «железе» радиоприемника голоса или музыки. Но с приемником все ясно — он обрабатывает и преобразует принимаемый на антенну электромагнитный сигнал. Что за «сигнал» обрабатывается при извлечении памяти, где и как хранятся эти данные, сказать пока весьма затруднительно. Однако уже сейчас известно, что при воспоминании память переписывается заново, модифицируется, или по крайней мере это происходит с некоторыми видами памяти.

Не электричество, но химия

В поисках ответа на вопрос, как можно модифицировать или даже стереть память, в последние годы были сделаны важные открытия, и появился целый ряд работ, посвященных «молекуле памяти».

На самом деле такую молекулу или по крайней мере некий материальный носитель мысли и памяти пытались выделить уже лет двести, но все без особого успеха. В конце концов нейрофизиологи пришли к выводу, что ничего специфического для памяти в мозге нет: есть 100 млрд нейронов, есть 10 квадрильонов связей между ними и где-то там, в этой космических масштабов сети единообразно закодированы и память, и мысли, и поведение. Предпринимались попытки заблокировать отдельные химические вещества в мозге, и это приводило к изменению в памяти, но также и к изменению всей работы организма. И лишь в 2006 году появились первые работы о биохимической системе, которая, похоже, очень специфична именно для памяти. Ее блокада не вызывала никаких изменений ни в поведении, ни в способности к обучению — только потерю части памяти. Например, памяти об обстановке, если блокатор был введен в гиппокамп. Или об эмоциональном шоке, если блокатор вводился в амигдалу. Обнаруженная биохимическая система представляет собой белок, фермент под названием протеинкиназа М-зета, который контролирует другие белки.

Одна из главных проблем нейрофизиологии — невозможность проводить опыты на людях. Однако даже у примитивных животных базовые механизмы памяти схожи с нашими.

Молекула работает в месте синаптического контакта — контакта между нейронами мозга. Тут надо сделать одно важное отступление и пояснить специфику этих самых контактов. Мозг часто уподобляют компьютеру, и потому многие думают, что связи между нейронами, которые и создают все то, что мы называем мышлением и памятью, имеют чисто электрическую природу. Но это не так. Язык синапсов — химия, здесь одни выделяемые молекулы, как ключ с замком, взаимодействуют с другими молекулами (рецепторами), и лишь потом начинаются электрические процессы. От того, сколько конкретных рецепторов будет доставлено по нервной клетке к месту контакта, зависит эффективность, большая пропускная способность синапса.

Белок с особыми свойствами

Протеинкиназа М-зета как раз контролирует доставку рецепторов по синапсу и таким образом увеличивает его эффективность. Когда эти молекулы включаются в работу одновременно в десятках тысяч синапсов, происходит перемаршрутизация сигналов, и общие свойства некой сети нейронов изменяются. Все это мало нам говорит о том, каким образом в этой перемаршрутизации закодированы изменения в памяти, но достоверно известно одно: если протеинкиназу М-зета заблокировать, память сотрется, ибо те химические связи, которые ее обеспечивают, работать не будут. У вновь открытой «молекулы» памяти есть ряд интереснейших особенностей.

Во-первых, она способна к самовоспроизводству. Если в результате обучения (то есть получения новой информации) в синапсе образовалась некая добавка в виде определенного количества протеинкиназы М-зета, то это количество может сохраняться там очень долгое время, несмотря на то что эта белковая молекула разлагается за три-четыре дня. Каким-то образом молекула мобилизует ресурсы клетки и обеспечивает синтез и доставку в место синаптического контакта новых молекул на замену выбывших.

Во-вторых, к интереснейшим особенностям протеинкиназы М-зета относится ее блокирование. Когда исследователям понадобилось получить вещество для экспериментов по блокированию «молекулы» памяти, они просто «прочитали» участок ее гена, в котором закодирован ее же собственный пептидный блокатор, и синтезировали его. Однако самой клеткой этот блокатор никогда не производится, и с какой целью эволюция оставила в геноме его код — неясно.

Третья важная особенность молекулы состоит в том, что и она сама, и ее блокатор имеют практически идентичный вид для всех живых существ с нервной системой. Это свидетельствует о том, что в лице протеинкиназы М-зета мы имеем дело с древнейшим адаптационным механизмом, на котором построена в том числе и человеческая память.

Конечно, протеинкиназа М-зета — не «молекула памяти» в том смысле, в котором ее надеялись найти ученые прошлого. Она не является материальным носителем запомненной информации, но, очевидно, выступает в качестве ключевого регулятора эффективности связей внутри мозга, инициирует возникновение новых конфигураций как результата обучения.

Внедриться в контакт

Сейчас эксперименты с блокатором протеинкиназы М-зета имеют в некотором смысле характер «стрельбы по площадям». Вещество вводится в определенные участки мозга подопытных животных с помощью очень тонкой иглы и выключает, таким образом, память сразу в больших функциональных блоках. Границы проникновения блокатора не всегда ясны, равно как и его концентрация в районе участка, выбранного в качестве цели. В итоге далеко не все эксперименты в этой области приносят однозначные результаты.

Подлинное понимание процессов, происходящих в памяти, может дать работа на уровне отдельных синапсов, но для этого необходима адресная доставка блокатора в контакт между нейронами. На сегодняшний день это невозможно, но, поскольку такая задача перед наукой стоит, рано или поздно инструменты для ее решения появятся. Особые надежды возлагаются на оптогенетику. Установлено, что клеткой, в которой методами генной инженерии встроена возможность синтеза светочувствительного белка, можно управлять с помощью лазерного луча. И если такие манипуляции на уровне живых организмов пока не производятся, нечто подобное уже делается на основе выращенных клеточных культур, и результаты весьма впечатляющи.

Автор — доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, профессор, директор ИВНДиНФ РАН

Картина дня

))}
Loading...
наверх