Ни для кого не секрет, что люди жестоки к братьям нашим меньшим. Но и друг к другу они относятся ничуть не лучше. Жуткие психологические эксперименты ученых над людьми, раскрывающие самые темные стороны человечества, — в нашей подборке.
Малютка Альберт (1920)
Автор бихевиоризма, психолог Джон Уотсон занимался исследованиями природы страха и фобий: как они возникают, с чем связаны и можно ли создать их искусственно.
Один из своих экспериментов Уотсон решил поставить на сироте, девятимесячном младенце по имени Альберт.В течение первых двух месяцев малышу показывали разные объекты, похожие друг на друга: белую крысу,кролика, кусок ваты, маска Санта-Клауса с бородой и другие похожие предметы. С самого начала Альберт не боялся крысы и охотно играл с ней. Через некоторое время Уотсон добавил в эксперимент раздражающий элемент: он стал ударять молотком по металлической пластине всякий раз, когда Альберт дотрагивался до крысы. Вскоре у ребенка сформировался рефлекс — он перестал прикасаться к крысе, чтобы не спровоцировать новый шум.
Через неделю крысу поместили в кроватку малыша и снова ударили по пластине. На этот раз ребенок начинал плакать каждый раз, когда крыса оказывалась в поле его зрения. Проверив реакцию на основной источник, Уотсон решил установить, будет ли ребенок бояться похожих раздражителей — чего-то пушистого или белого. Ученый показывал малышу вату, маску Санта-Клауса и кролика… Крошка Альберт начинал плакать. Так Уотсон сделал вывод, что дети переносят свои фобии на похожие объекты.
Проблема в том, что избавить малыша от страхов Уотсону так и не удалось. Альберт боялся всего, что напоминало ему крысу, до конца своих дней. Малыш умер в 6 лет от водянки.
Эксперимент Милгрэма (1963)
Сколько страданий мы готовы причинить друг другу, если найдется кто-то, кто возьмет всю ответственность на себя? Этим вопросом задался психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета. Сценарий эксперимента был следующий. В опыте участвовали трое: испытуемый («учитель»), актер («ученик») и исследователь. Испытуемый считал, что оба участника (и учитель, и ученик) равноправны, а за эксперимент отвечает исследователь. Два испытуемых должны были тянуть жребий, чтобы определить, кто из них будет учителем,а кто — учеником. На самом же деле, актеру всегда доставалась роль ученика.
В обязанности учителя входило заставить ученика выполнить несложные задачи на запоминание. Ученика же в это время привязывали к креслу с электродами. При каждой ошибке учитель должен был «наказывать» ученика ударом тока с напряжением в 45 В,постепенно увеличивая напряжение на 15 В после каждой ошибки, достигая 450 В.
Хотя никакого тока в эксперименте не было, актер очень правдоподобно разыгрывал сначала дискомфорт, а затем настоящую боль, а на напряжении в 150 В ученик требовал прекратить эксперимент. В этот момент в дело вступал исследователь, требуя от учителя продолжать эксперимент во что бы то ни стало. Исследователь заверял испытуемого, что берет на себя полную ответственность за жизнь и безопасность ученика.
Результаты эксперимента потрясли Милгрэма, который до того предполагал, что склонность к беспрекословному подчинению есть только у немцев. Оказалось, эта особенность никак не зависит от национальности. В одной серии опытов 26 испытуемых из 40 покорно увеличивали напряжение до тех пор, пока исследователь не велел перестать мучить жертву. Почти никто из испытуемых не просил прекратить эксперимент и не отказывался от своей роли. Ни один не остановился до напряжения в 300 В. В этот момент жертва начинала вопить: «Я не могу больше отвечать на вопросы!»
Проект «Аверсия» (1970 — 1989)
В этом эксперименте ток был настоящим.
Психологический эксперимент под руководством полковника Обри Левина, продлившийся 18 лет, оставил после себя тысячи искалеченных судеб и тел. Пыточная практика в армии ЮАР была направлена на изменение ориентации солдат-гомосексуалов.
Инструментарий был весьма разнообразен: наркотические препараты, электрошоковая терапия, химическая кастрация и оперативное изменение пола. До 1973 года прошлого века гомосексуальность была признана Американскими психиатрическими ассоциациями психическим отклонением. Считалось, что это болезнь, которую можно вылечить.
Подопытным показывали черно-белые фотографии обнаженных мужчин, но едва те проявляли малейшие признаки возбуждения, жертв били током. После этого мужчинам показывали цветные фотографии женщин, рассчитывая поощрять сексуальную реакцию на них, но никакого возбуждения со стороны гомосексуальных мужчин не последовало. Кстати, среди пациентов были и женщины — в описании эксперимента встречается случай,когда разряд тока был таким сильным, что туфли слетели с ног пациентки. «Это было очень травматично. Я не думала, что ее тело это выдержит», — признается одна из интернов,участвующих в эксперименте.
В США гомосексуальность перестала считаться болезнью в 1973 году, но в ЮАР это решение не поддержали и продолжили эксперимент.
Один из солдат-геев, Жан Эрасмус подвергся химической кастрации в 1980 году. Перед тем как совершить самоубийство, он записал кассету, где рассказал, каким пыткам подвергаются солдаты-гомосексуалы в армии. Описал он и случай, когда офицеры заставили его участвовать в групповом изнасиловании женщины, которое призвано было «выправить» его ориентацию. Чтобы избежать суда, в 1990 году Левин бежал в Канаду.
Стэнфордский тюремный эксперимент (1971)
«Создайте у заключенных чувство тоски, чувство страха, ощущение произвола, что их жизнь полностью контролируется нами, системой, вами, мной и у них нет никакого личного пространства… Мы будем разными способами отнимать их индивидуальность». Такими словами наставлял испытуемых психолог Филипп Зимбардо.
Он задумал и реализовал психологическое исследование для оценки конфликтных ситуаций между охранниками и заключенными тюрем. Все испытуемые были добровольцами,их набирали по объявлению в газете. Группу из 24 мужчин случайным образом поделили на заключенных и охранников. Сам эксперимент представлял собой «симулятор тюрьмы». Кстати, довольно близкий к реальности: заключенным запрещалось носить нижнее белье,они несколько раз проходили через довольно унизительные тюремные процедуры, а вместо имен у них были номера. С самого начала никто из подопытных не воспринимал эксперимент всерьез — все понимали, что это просто игра. Но постепенно восприятие изменилось. «Охранники» становились все более жестокими: они усиливали психологическое давление на заключенных, часто орали, заставляли их выполнять бессмысленные приказы, будили по ночам, когда им того хотелось, и запирали в карцере за малейшее неподчинение. Позже те, кто исполнял роль охранников, признавались, что перестали воспринимать заключенных как людей — они относились к ним как к бессловесному скоту.
Среди заключенных тоже произошли изменения: несколько участников выбыло из игры после психологического срыва, другие начали испытывать такой дискомфорт и даже страх перед своими мучителями, что эксперимент пришлось прервать.
Более того, сам Зимбардо позже признавался, что он «заигрался», а эксперимент нужно было остановить еще раньше.
Свежие комментарии