MIUSA — международная некоммерческая организация по защите прав и поддержке людей с инвалидностью — разработала свод правил, которые позволят не обидеть человека с инвалидностью и быть корректным.
В разговоре ссылайтесь на инвалидность собеседника только в случае, если его физические особенности связаны с предметом разговора непосредственно.
Например, вопрос «Что это с тобой?» задавать не надо.Упоминая места, специально предназначенные для использования инвалидами, лучше использовать термины «доступный», «оборудованный», «удобный». Например, говорить не «парковка для инвалидов», а «доступная парковка», или не «туалет для инвалидов», а «специально оборудованный туалет».
Говоря о человеке с инвалидностью с другими людьми или беседуя непосредственно с ним самим, откажитесь от таких слов и выражений, как «физические недостатки», «ограниченные способности», «особые потребности», «неполноценность», «калека», «жертва», «бедный», «несчастный», «потерпевший катастрофу».
Лучше просто использовать термины «инвалидность» или «человек с инвалидностью».
Кроме того, можно прямо спросить у собеседника, какие термины не будут вызывать у него дискомфорта и отторжения. Если вы сомневаетесь, лучше называть человека по имени.
Когда вы говорите о людях, не имеющих инвалидности, не стоит называть их «нормальными» или «здоровыми». Это заставляет людей с инвалидностью чувствовать себя ущербными, «ненормальными». Лучше прямо так и говорить: «люди без инвалидности».
Имейте в виду — наличие инвалидности отнюдь не предполагает автоматически, что человек становится «бесстрашным», «смелым», «особым» или «сверхчеловеком». Люди с инвалидностью — такие же, как все, с теми же достоинствами и недостатками.
Ресурс wikiHow также обращает внимание на важность выбора верных терминов, напоминая о необходимости следовать правилу: сначала человек, а потом — его особенность.
Например, не стоит говорить «психически больной человек», лучше сказать «человек с психическим заболеванием»; или вместо термина «колясочник» вежливее будет употребить словосочетание «человек в инвалидной коляске».
Имейте в виду, что некоторые термины, которые прежде считались уместными, сейчас кажутся слишком грубыми и даже оскорбительными. Например, вместо «слепой» лучше сказать «незрячий», или вместо «глухой» — «неслышащий».
Еще одно правило— обращаться напрямую. Дело в том, что рядом зачастую находятся люди, которые помогают в повседневной жизни, из-за чего возникает соблазн обращаться в первую очередь к ним. Это неверно, обращаться следует непосредственно к собеседнику.
Если вы хотите помочь, всегда сначала спрашивайте на это разрешение. Ведь вы не знаете о специфических особенностях или намерениях конкретного человека, поэтому ваша помощь может принести больше вреда, чем пользы. Не поддавайтесь инстинктивному желанию произносить слова громче и медленнее в разговоре с человеком, у которого ослаблен слух.
Говорите обычным голосом и тоном, но старайтесь при этом, чтобы собеседник хорошо видел ваше лицо. Так вы не подчеркнете его физический недостаток, а он сможет хорошо понимать вас, читая по губам.
Допустимо предпринимать какие-то шаги, чтобы упростить общение. Например, не притворяться, что вы поняли все сказанное человеком с нарушенной речью, а вежливо попросить его повторить. Или присесть рядом с человеком в инвалидной коляске, чтобы иметь возможность смотреть ему в глаза.
Вообще, старайтесь быть самим собой, то есть вести себя максимально естественно.
Если вы случайно в разговоре употребили расхожее выражение, которое не совсем подходит к ситуации, например сказали «увидимся» незрячему человеку, не стоит паниковать и бесконечно извиняться. Собеседник и так все поймет, и не будет воспринимать ваши слова буквально.
В целом, если вы не уверены в правильности своего поведения, не бойтесь задавать вопросы. Человек с инвалидностью будет чувствовать себя намного комфортнее, если вы, вместо того, чтобы нервничать, прямо спросите, не обидит ли его тот или иной ваш поступок.
Свежие комментарии