Россия – заповедник, где продолжают практиковаться дикие способы лечения алкоголизма. Здесь все еще "чистят кровь", назначают ни разу не эффективные препараты и укладывают на стацлечение тогда, когда это и в помине не нужно.
Почему? Не со зла, понятно, а из-за сложившейся за десятилетия системы оказания наркологической помощи.
Замечу, что я говорю именно о лечении алкоголизма наркологами, а не о том, что практикуют целители и прочие представителями "народной медицины".
Также я обозначу рамки. Я не буду затрагивать темы "кодирования", "торпедирования", возможностей частной наркологии и лечения на дому. При необходимости об этом расскажу отдельно.
И еще, термины вроде патогенетическая основа, клиренсовая детоксикация, нейрохимия, когнитивно-поведеннческая психотерапияупотреблять не буду, формат не тот.
Что неправильного в нынешних российских все еще доминирующих методах лечения алкоголизма?
Многое. Оба основных этапа – лечение острых наркологических расстройств и противорецидивная терапия – проводятся, чаще всего, без учета современных знаний и постулатов доказательной медицины.
Начну с самого яркого, с принципов вывода из запоя. По-правильному это называется мероприятия, направленные на прекращение употребления спиртных напитков и на лечение состояния отмены алкоголя и его осложнений.
Что чаще всего делают российские коллеги в таких случаях? Да-да, они начинают "капать" или "очищать кровь" – что одно и то же. Притом, делают они это, как правило, в условиях стационаров.
Почему это происходит? Потому что так хотят "бывалые" пациенты. Потому что так принято. Потому что так было принято. Потому что в России есть большая сеть наркологических стационаров. Потому что десятилетиями в наркологических учебниках рекомендовали делать именно это. И потому что в некоторых учебниках эти рекомендации все еще присутствуют.
При таком давлении факторов сформировать адекватное представление о лечении не так-то просто.
Татарские наркологи, например, его не сформировали. Посмотрите, чем они занимаются в массе своей, и о чем их коллеги отчитываются в научном ВАКовском (!) журнале.
Они "капают", "капают" и еще раз "капают".
А что же не так? А не так – самое основное. В большинстве подобных случаев "капанье" и "чистка крови" нисколько не нужны. Их применение для вывода из неосложненного запоя не имеет научного обоснования и не соответствует принципам доказательной медицины. Ни много, ни мало.
А что же так? Так – это лечение в обычном наркологическом кабинете с применением препаратов выбора – лекарств с доказанной эффективностью. Их нередко и колоть-то не надо – можно обойтись назначением таблеток. Конечно, это верно при отсутствии таких осложнений, как "белая горячка", судороги, обезвоживание и выраженные нарушения гомеостаза. Также это верно, если больной сознательно и явно хочет прекратить запой. Если же запой осложненный или больной не очень-то определился, что ему надо, то только тогда нужен стационар с его возможностями и решетками на окнах. А значит нужен он вовсе и не часто.
Следующий этап лечения алкоголизма (он же основной) – это противорецидивное лечение. То есть, лечение, направленное на то, чтобы пациент не пил. И, добавлю от себя, чтобы жил при этом нормальной жизнью.
А что же с противорецидивным лечением не так?
Не так – назначения, которые российские наркологи привыкли делать. И, к сожалению, будут продолжать делать, ведь свежие федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению алкоголизма содержат не только неведомый мировой медицине термин "синдром патологического влечения к алкоголю", но и рекомендуют докторам применять то, что может ухудшить состояние пациентов и усложнить их болезнь. В целом же качество и низкий научный уровень федеральных рекомендаций делают их полностью непригодными для клинической практики.
А что же так? Так все то же – применение препаратов с доказанной эффективностью. Хотя бы одного из тех трех, что одобрены ВОЗ – дисульфирама, налтрексона и акампросата.
Конечно, также к не так относится и упорное длительное игнорирование организаторами здравоохранения самых эффективных методов для поддержания трезвости – психотерапевтических.
Противорецидивная помощь по-российски много лет напоминала эпизод из дня сурка. "Откапали" алкоголика в стационаре, и он потом больше двух недель зачем-то слоняется по отделению и зачем-то пьет лекарства, которые, если бы в этом была нужда, запросто бы пил и дома. Затем он для порядка может "закодироваться". Затем пациент выписывается. И через какое-то время он снова поступает на "откапывание", а после него снова начинается "противорецидивная помощь".
Почему я говорю помощь выглядела, а не выглядит? А потому что в последние годы игнор психотерапии в наркологии, наконец, прекращен. И теперь во многих областных наркодиспансерах созданы отделения реабилитации, где работают психотерапевты, психологи и соцработники. А потому алкоголики, которых вывели из запоев, могут не блуждать неделями по коридору и палатам, а получать действенную психотерапевтическую и психологическую помощь.
И это долгожданный большой прорыв.
Однако на уровне основных, первичных звеньев наркологии, с психотерапией пока, понятно, все плохо. Например, во всей Волгоградской области лишь в одном наркокабинете работает врач-психотерапевт. Догадайтесь, в каком?:)
Когда знакомишься с фактами, то возникает ощущение, что с лечением алкоголизма в России все грустно и очень грустно. Это верно, и не верно. Дело в том, что немало моих коллег прекрасно знакомы с тем, что действительно эффективно при лечении алкоголизма. И конечно с тем, как его лечить. Но пока каждый из грамотных наркологов, что бы не говорил и не делал, на фоне наркологического совка выглядит как Д’Артаньян в белом фраке.
Однако такое дартаньянство, надеюсь, ненадолго. Ведь совка становится все меньше, а грамотных коллег все больше. Потому как основная информация открыта, и было бы желание – любой нарколог может постигать не только что-то официозное и странное, но и доказано эффективное. И не только познавать, но и примерять его на практике.
Как найти этих врачей? Известным способом, с помощью паролей. Первый из них такой: "доктор, а вы можете почистить мне кровь"? Если врач путает кровь и ковер, и его ответ – да, то это должно насторожить. Второй пароль (он заковыристее, но надежней) звучит так: "а ваши лекарственные назначения соответствуют выводам доказательной медицины"? Если ответ – да, то это ваш доктор, и дальше все должно быть только лучше.
Будьте здоровы!
Свежие комментарии