Кто первым хочет научиться ходить в горшок – ребенок или родители? Здесь ни думать, ни гадать не нужно – конечно, первыми хотят родители.
Нежелание любимого чада сесть на такое во всех смыслах полезное приспособление как горшок вызывает у родителей массу удивления. Это сначала. Потом появляется возмущение, раздражение, крики, ругань и, наконец, более ощутимое наказание.
А малышу на ваше экстремальное состояние наплевать – ну не хочет он сидеть на горшке и все тут. И не садится. Что делать? Как всегда, когда возникают детские проблемы, начинать нужно с себя. В общем, уважаемые родители, сначала усаживайтесь на горшок сами: а вдруг он шершавый, холодный и вообще неудобный? Это и есть самое первое правило обучения ребенка испражняться в горшок : сядьте на него сами, прочувствуйте его всем своим этим самым местом, которым сели, и тогда решите – а вашему ребенку приятно будет сидеть на таком изделии?
Горшок выбрали – переходим к правилам обучения пользования горшком. Специалисты утверждают, что начинать приучать детей к горшку нужно именно тогда, когда он начнет чувствовать наполнение мочевого пузыря и контролировать процесс дефекации. Этот момент нужно постараться правильно определить. Приглядитесь внимательно к своему малышу, не появились ли в его поведении следующие признаки:
• длительность периода между мочеиспусканиями составляет несколько часов;
• ребенок проявляет желание, чтобы ему сменили мокрое белье;
• появляется интерес к сидению на горшке или на унитазе;
• малыш уже способен выполнять простые просьбы, высказанные родителями.
Как правило, эти моменты в поведении ребенка появляются в промежутке между 2 и 3 годами. Вот тогда и можно начинать приучать малыша к горшку. Он для этого уже созрел. Но имейте в виду: у кого-то этот момент со всеми перечисленными признаками может наступить значительно позже. Вот когда наступит – тогда и садитесь на горшок.
Следующий важный момент – последовательность обучения. Специалисты рекомендуют начинать со знакомства с горшком. Сначала просто покажите его ребенку – ведь для него это совсем новый предмет. Потом посадите малыша на горшок, но пока еще полностью одетым. Пусть посидит на нем, попривыкнет. Но только очень недолго. Повторите эту процедуру «сесть-встать» несколько раз, чтобы закрепить действо в сознании ребенка, а еще пообещать, что он не будет на горшке сидеть всю оставшуюся жизнь, что это временно.
Следующий этап – начинайте учить снимать штанишки. При этом объясняйте, для чего это нужно сделать. Самыми простыми и понятными словами. После чего посадите ребенка, но всего лишь на 5-10 минут. Не больше. А потом поднимите и попросите одеться.
Не старайтесь сразу заставлять сделать в горшок «пи-пи» или «а-а». Он к этому пока еще не готов. Вообще приготовьтесь к тому, что процесс этот длительный. Вам, возможно, придется очень долго объяснять, для чего нужен горшок, и что в него нужно сделать.
Иногда помогают нехитрые приемы, которые используют при обучении животных ходить в туалет в определенное место. Если кто-нибудь когда-нибудь занимался обучением котят, тот знает, что в отхожий лоток нужно положить тряпочку или бумажку с «запахом», чтобы котенок понял, для чего ему этот самый лоток подсовывают.
Ваш малыш, конечно же, не котенок, но если вы в горшок положите мокрый или испачканный подгузник (памперс), то он быстрее сообразит, что вы от него хотите добиться. Это же не только слова, но и наглядный пример, что именно нужно «класть» в горшок.
В какое время нужно заниматься всеми этими обучающими процедурами? Это тоже очень важный вопрос. Постарайтесь ответ на него подсмотреть в жизни. А в какое время ваш малыш обычно делает «пи-пи» и «а-а» в штанишки? Некоторые «испускания» наверняка случаются примерно в одно и то же время. Например, через 10-20-30 минут после приема пищи. В такие моменты наибольшей вероятности и сажайте свое чадо на горшок.
Обратите внимание, сколько по времени длится промежуток между «пи-пи». Через эти промежутки времени и предлагайте малышу сесть на горшок.
Если ваш ребенок довольно регулярно делает «пи-пи» и «а-а», то рано или поздно, но вы приучите его к горшку. Если же этот физиологический процесс у малыша протекает хаотично, тогда научить его ходить в горшок будет крайне сложно. В таких случаях специалисты рекомендуют обучение отложить на неопределенное время, пока физиология не устоится или ребенок не начнет сам чувствовать наполнение мочевого пузыря и сигнализировать вам о своем желании.
Любое обучение ребенка каким-либо навыкам лучше делать в игровой форме. Это аксиома воспитания. Приучать к горшку тоже можно и даже нужно играючи. Все очень просто. Берете ребенка, который готов к обучению (по перечисленным выше признакам), берете его любимую игрушку и показываете, как она (будь то Барби или робот-трансформер) снимает с себя штанишки и садится на горшок. При этом обязательно приговаривайте, что игрушка делает и зачем это надо. Не забудьте похвалить ее за правильные действия, с еще большим пылом – за «сухие трусики», а также погладить по голове и даже дать конфетку. Таким образом вы соблазните и своего малыша повторить подвиг игрушки, чтобы и ему досталась ваша похвала и сладкое угощение. Он на это обязательно «клюнет».
Потом предложите малышу самому посадить игрушку на горшок, теперь пусть он сам будет «учить» ее делать «пи-пи», а заодно вместе с куклой повторит все действия по хождению в туалет. Внимательно следите за процессом игры, чтобы ребенок все делал правильно и последовательно. Он может посадить игрушку на горшок, забыв снять с нее трусики. Тогда объясните еще раз правила игры.
После такой игры дети, как правило, начинают подражать игрушке. И приучение к горшку проходит легко и безболезненно. Только не забудьте, пожалуйста, когда перейдете от игрушки к игре в горшок с собственным ребенком, активно подхваливать и поощрять его. Давайте «конфетку» за все: и за то, что «захотел», и за то, что на горшок сам сел, и за то, что не забыл снять трусики. Когда процесс пойдет, и ребенок сам начнет садиться на горшок автоматически, постепенно отменяйте поощрение. Сначала «забудьте» дать конфетку и лишь похвалите словом. А потом и от слов откажитесь.
Иногда случаются тупиковые ситуации . Ребенка уму-разуму учили, сюжетно-ролевую игру в горшок проводили, на малыша не орали и не били, поощрительными конфетками закормили до отвала – а он все равно на горшок не садится. И сопротивление бывает такое стойкое, что нервы не выдерживают. Ну и не надо их напрягать. Если сбой произошел однажды в течение дня – поднимите ребенка с горшка и посадите его вновь позже. А если противостояние будет стойким на протяжении нескольких дней, придется отложить учебу на несколько недель. А потом еще раз повторить всю процедуру.
А теперь, внимание, я перечислю наигрубейшие ошибки, которые совершают родители:
• «Садись на горшок, я сказала!» (в туалет хочет не ребенок, а родитель);
• «Ты почему не пописал?! Я кому велела – писай!» (неправильно выбрано время для отправления естественных надобностей);
• «Ах, ты меня обманул! В горшок не стал, а в штаны написал!» (плохо объясняли, для чего горшок нужен – ребенок не понял);
• «Не встанешь с горшка, пока не пописаешь! » (разве возможно в приказном порядке управлять физиологическим процессом?);
• «Получай, засранец!» (наказание в деле отправления естественных потребностей вообще недопустимо – это же не проступок!).
Две последние экзекуции вообще сродни средневековой инквизиции. Родителям, которые именно так приучают своего ребенка к горшку, могу пообещать – если он когда-нибудь и сядет на горшок, то произойдет это оч-ч-чен-но нескоро. Криком и битьем вы разве что добьетесь стойкого неприятия испражняться в горшок. Более того, этот первый шаг непонимания между вами в дальнейшем перерастет в нечто большее – вы просто-напросто испортите отношения с ребенком.
Кстати, если вы не можете сладить со своим ребенком-подростком, вспомните – а как вы его сажали на горшок? И не сажаете ли на него до сих пор?
Татьяна Рессина
Свежие комментарии