Вчера вечером — часов около девяти, как и договаривались, я позвонила доктору с целью согласовать интервью.
— Я сейчас не могу говорить, — тихим, измученным голосом ответила врач. — Уроки делаю. Часа через два перезвоните.
Где-то на заднем фоне раздавалось хныканье ее сына-третьеклассника…
Лично я сдалась класса после пятого. И то исключительно по причине перехода сына из гимназии в обычную общеобразовательную школу. А не то бы уже по-немецки заговорила.
Гимназия вдарила очень серьезной нагрузкой с первого же дня учебы первого же класса. На родительском собрании классный руководитель жестко обозначила один из главных принципов успешного обучения и «правильных» родителей. А именно: активное участие мам и пап в выполнении домашних заданий.
Ну и началось. Каждый вечер как минимум часа четыре подготовки домашнего задания, сопровождаемых слезами и истериками. Моими. А в особо сложных случаях мы с другими родителями собирали консилиум. Созванивались и, привлекая дополнительные ресурсы в лице родственников и знакомых, совместными усилиями разбирались с заданиями повышенной сложности.
Это были четыре года кошмара, за которые я подтянула свой английский, научилась рисовать и заполучила дергающийся глаз. До сих пор при воспоминании и слове «уроки» у меня начинается нервный припадок.
Потом мы перешли в обычную школу, где всем на все было плевать, ребенок расслабился, и я вслед за ним. Посмотрев, что по сравнению с гимназией здесь особо ничего не задают, я потихоньку ушла в тень, решив немного отдохнуть и восстановить силы, которые еще пригодятся поближе к выпускным классам. Но и плоды не заставили себя ждать. Знания улетучились, оценки испортились, и вот сейчас надо садиться и вместе начинать все сначала. Предварительно закупив мешок успокоительного.
В семье друга моего сына, когда он делает уроки, до сих пор вводят военное положение: весь дом замирает, ребенку нельзя вставать из-за стола, нельзя разговаривать, его не зовут к телефону и прочее, прочее.
Это страшное слово «уроки»…
Одни родители привыкли учиться вместе со своими детьми, каждый вечер обреченно садясь за учебники.
— Что?! — говорят другие, даже не вникая в смысл происходящего. — Помогать? Ну уж нет. Я свое отучился. И мне никто не помогал.
Обе ситуации — это две крайности. Однозначного решения, в одинаковой мере подходящего для всех, конечно же, нет. Да и мнения специалистов здесь расходятся, потому что психологи, как правило, болеют за полную самостоятельность, тогда как педагоги говорят о том, что современная школьная программа подразумевает активное участие родителей в подготовке домашних заданий.
Конечно, многое зависит от ребенка. Есть серьезные маленькие гении, которые еще и родителей проконтролировать в состоянии, а есть рассеянные, витающие в облаках мечтатели, которых пока не направишь, сами ничего не сделают. Да, в природе существуют идеальные ученики с блистательной самодисциплиной, но таких единицы, и даже они в глубине души нуждаются в опеке — какими бы самостоятельными они ни были, они продолжают оставаться детьми.
Так что одинаково нездоровы как тотальный контроль, так и полное безразличие.
При полной опеке ребенок не будет знать, где что лежит, и до окончания школы вы будете собирать ему портфель. Кроме того, если всегда все делать вместе, то в школе на контрольной работе ребенок, привыкший, что вы всегда сидите рядом, может растеряться, запаниковать и не справиться даже с простым заданием. Безразличие же влечет за собой ощущение ребенком отсутствия поддержки. А полное отсутствие контроля и интереса со стороны родителей могут и вовсе вызвать потерю интереса к учебе.
Родителям нужно искать золотую середину: между чрезмерной опекой и полной самостоятельностью ребенка. Что можно посоветовать?
1. Делать уроки вместе с ребенком — это вовсе не значит делать за него. Конечно, иногда проще за пять минут сделать самому и пойти смотреть кино, чем пытаться разъяснять и направлять. Но это как раз тот случай, когда больше пользы принесет сказать «разбирайся сам», нежели все молча сделать самому.
2. «Оценочно"-денежным отношениям надо сказать твердое «нет». Психологи категорически против материального поощрения детей за хорошую учебу и аккуратно выполненные домашние задания. Совместными усилиями ищите другую мотивацию.
3. Установите правила выполнения домашних заданий. Если четкое время для уроков не определено, то это будет ежедневное «попозже, скоро сделаю, ну вот еще пять минут — и иду».
4. Что делать, если ребенок не хочет делать уроки? Конечно, не хочет. И это вполне нормально. А вы хотели? Психологи советуют позволить ребенку столкнуться с результатом своих действий. То есть если он категорически отказывается делать уроки, позвольте ему их не делать, но с условием, что учителю объяснять причину он будет сам.
5. Если задание такое сложное, что вы и сами не понимаете, как его сделать, не бросайте ребенка одного. Позвоните друзьям, поищите решение в интернете. В крайнем случае хотя бы утешьте ребенка, объяснив, что в этом нет ничего страшного и невозможно знать все. Не получилось, и ладно.
6. Старайтесь не позволять ребенку все тянуть из интернета. Сейчас возможности огромны, и одним кликом можно все решить за пять минут. Но это не выход.
7. Иногда родители пытаются каждую свободную минуту детского времени занять учебой. Есть минутка? Повтори историю. Свободный день? Прочти на два параграфа вперед. Но не нужно забывать, что у ребенка есть право на отдых. Выполнение уроков, по мнению врачей, не должно занимать более двух часов. И у ребенка должен быть как минимум один полноценный выходной день, когда ни о каких уроках он и слышать не должен.
8. Если ребенок делает все сам, пока вы на работе, отлично. Но это не освобождает вас от проверки качества выполнения заданий. Объясните ребенку, что вы делаете это не потому, что не доверяете ему, а просто как заботливый родитель хотите быть в курсе его учебы.
9. Не перегружайте ребенка и не превращайте процесс учебы в гонку за оценками. Целью должно быть воспитание не столько отличника, сколько здорового и счастливого ребенка.
Свежие комментарии