Несмотря на многочисленные советы о том, как заниматься внешностью в домашних условиях, уходовых средств в то время было очень мало. Например, обветренные загрубевшие руки рекомендовалось «отмачивать» в теплой мыльной воде или в овсяном настое (горсть геркулеса заливалась кипятком и использовалась после частичного остывания), а затем втирать в кожу жирный крем или глицерин.
Никаких ярких цветов
А вот первые лаки для ногтей в Советском Союзе появились уже в 30-х: их начала выпускать ленинградская фабрика «Северное сияние». Правда, особым качеством они не отличались, так как долго сохли и плохо держались, да еще и заметно портили ногтевую пластину.
Десятилетиями алгоритм ухода за руками и нанесение покрытия практически не менялся: с распаренных в теплой воде пальцев советские модницы полностью удаляли кутикулу и убирали заусенцы, после чего подпиливали ногти и красили лаком. Сейчас такой вид маникюра называется обрезным. Кстати, особо длинные ногти тогда не приветствовались, как и излишне яркие цвета — это считалось крайне вульгарным и вызывающим. Впрочем, палитра лаков была весьма скудной: в магазинах можно было найти бесцветный, белый, розовый, бежевый и красный.
Не существовало в ту пору и курсов по маникюру: все немногочисленные мастерицы были самоучками с минимальным набором инструментов. Обычно они трудились в парикмахерских (салонов красоты тогда еще не было), получая зарплату выше средней.
Советский нейл-арт
Попасть к маникюрщицам было непросто, да и не в каждом городе они имелись, поэтому большинство женщин делали маникюр дома. При этом они придумали множество лайфхаков для получения новых, самых разнообразных цветов. Например, для оттенка «серый металлик» требовалось добавить немного зеленых чернил из стержня авторучки в перламутровый розовый лак. Также в ход часто шли масляные краски и даже зелёнка.
А самые смелые и изобретательные девушки и вовсе умели создавать своеобразный нейл-арт: они добавляли в бесцветный лак блестки из измельченной новогодней мишуры или толченых елочных игрушек. Либо делали на ногтях эффектные узоры из мелкого белого конфетти.
С конца 1970-х годов в стране начали появляться импортные лаки для ногтей (например, польские), качество и расцветка которых были на порядок выше, чем у отечественной продукции. Правда, приобрести их было сложно: чаще всего яркие флакончики можно было увидеть на столах тех самых маникюрщиц в парикмахерских, которые всеми правдами и неправдами доставали эти лаки через знакомых.
«Следить за ногтями нас обязывала профессия...»
Валентина Романова, бывшая учительница (74 года):
— Никаких салонов красоты в советское время у нас в городе не было. Но и я, и мои коллеги-учителя всегда ухаживали за ногтями: регулярно подрезали, подпиливали и красили в светлые тона. Синие, черные, желтые цвета тогда никто не использовал, это категорически не одобрялось окружающими. Очень длинные ногти тоже не приветствовались, так как считались неприличными.
Не забывали мы и про крем для рук — ведь на нас смотрели дети. Я знаю, что одну из преподавательниц ученики даже потихоньку высмеивали, так как она часто ходила с неаккуратными или грязными ногтями.
К сожалению, купить тогда лак было непросто, особенно хороший. Мне в этом плане повезло: его для меня доставал мой будущий муж — через знакомых девушек, которые работали в местных парикмахерских.
Кстати, моя мама как-то рассказывала, что ей тоже приходилось делать маникюр из-за специфики работы. Она в конце 1930-х годов трудилась на ленинградской трикотажной фабрике «Красное знамя». Их цех выпускал женские чулки, и каждое утро у всех работниц проверяли ногти, чтобы не было никаких заусенцев и обломанных краев, которые могут привести к затяжкам на изделиях.
«В моде были неяркие цвета»
Елена Петрова, бывшая журналистка (68 лет):
— Во время моей молодости не помню, чтобы я или кто-то из моих подруг увлекались посещением маникюрщиц, хотя мастерицы в городских парикмахерских работали.
Маникюр я всегда дома делала самостоятельно. У меня был хороший маникюрный набор, да и с лаками не помню, чтобы возникали какие-то проблемы — всегда можно было достать. Я обычно выбирала неяркие, телесного оттенка: кричащие тогда были не в моде, считались вульгарными.
Свежие комментарии