Наверное, ни одна страшная легенда не породила такие ужасные гонения и огромное количество судов и казней, как легенды о ведьмах. Сколько красивых женщин было сожжено на кострах и утоплено в прудах из-за глупых суеверий! А ведь когда-то колдуньи занимали важную часть в иерархии древних племен, они обладали властью, к ним прислушивались, им приносили подношения.
Что же изменилось, почему уважение превратилось во вселяющую ужас ненависть?Ведьмы и колдуны фактически были «монахами» языческой веры, именно они передавали волю духов, решали серьезные споры, благословляли охотников, а также занимали целительством с помощью трав. Когда христианская религия пришла на смену язычеству, адепты новой веры пытались всеми силами искоренить даже следы старых богов. Одним из символов были ведьмы, которые также продолжали старые обряды и врачевание. На тот момент медицины практически не было, и особенно в деревнях женщины-колдуньи сохранили свою значимость, так как были единственными, кто мог помочь больным. Со стороны церкви, которая обретала все большую власть, эти ведьмы считались пережитками старой веры и должны быть уничтожены, поэтому с того времени и начинается страшная репутация ведьм. Все, чем раньше они помогали, обернулось против них: воздействие на погоду, здоровье и удачу, все было вывернуто на изнанку. Теперь град, засуха, болезнь скота – во всем обвиняли ведьм.
Со временем христианство распространилось повсеместно и, казалось бы, можно было забыть о былой ненависти к бедным женщинам - язычницам. Но, нет, все стало намного хуже. Когда все плохо, особенно среди простых крестьян нужен козел отпущения, тот на кого можно списать все грехи, тем самым укрепить власть церкви. И вот Генрих Крамер в 1486 году создает настольную книгу охотника на ведьм «Молот Ведьм», что приведет к жестоким казням 60 тысяч женщин в течение двух следующих веков из-за беспрекословной веры простых людей в то, что там было написано.
Так как язычеством уже никого было не напугать, то представление о ведьмах трансформировалось, с конца XV века, они становятся поклонниками сатаны, фактически еретиками, что в те времена считалось страшным грехом. До «Молота ведьм» суды над ведьмами носили единичный характер и не отличались жестокостью и, скорее, отражали страхи и предрассудки людей, но эта книга превратила охоту на ведьм в настоящее ремесло, объясняя природу, способы выявления и, самое страшное, убийства ведьм.
Согласно Крамеру, ведьмы – знак апокалипсиса, и их раздолье в ближайшем будущем приведет к концу света. Он высказывал идею тайного заговора, а это, как известно, всегда благодарная тема. Вот так мистические страхи сглаза, неурожая и семейных проблем перешли на другой уровень, став страхом конца этого мира.
Вероятно, у автора были проблемы с прекрасным полом, и через эту книгу он стремился осуществить личную месть. По его представлению красота и похоть являлись основными признаками ведьм. Месть удалась в полной мере. Как будто какие-то злые силы помогают распространению этой кровавой книги: в 1454 году появился печатный станок, и книга размножилась большими по тем временам тиражами.
Успех охоты на ведьм также крылся в способе их выявления – доносы на соседей. Теперь у людей появилась реальная возможность превратить зависть и конфликты в реальную возможность отомстить, просто написав донос, а доказательства всегда найдутся. Она красивее меня, ее любит муж, у ее детей кудрявые волосы – так пусть она горит на костре, а мне еще церковь и спасибо скажет за предотвращение апокалипсиса. Просто и крайне эффективно. Я думаю, что даже сегодня такой метод может сработать…
Охота на ведьм в XVI веке набирала обороты и подстегивалась стремительно увеличивающимся населением, ухудшением климата на протяжении всего века и, как следствие, голодом. Интересно, что православная часть Восточной Европы не была затронута этой массовой истерией. Предположительно, это связано с тем, что православная церковь того времени не предавала такого большого значения греховности плоти, и сексуальность женщин не считалась достаточной причиной для их истребления (вспомнить хотя бы Солоху из «Ночи перед Рождеством»). Апогей охоты на ведьм пришелся на XVII века, когда этот «вирус» перекинулся на другой континент и привел к страшной истории в деревне Салем.
Во время процесса в Салеме уже забрезжили слабые лучи здравого смысла, именно тогда появились заявления, что нельзя доносы и показания жертв считать абсолютным доказательством, объясняя это тем, что дьявол может специально принимать образ невинного человека, чтобы оклеветать доброго христианина. По странному стечению обстоятельств, других доказательств найти не удавалось, что привело к признанию судом своей ошибке и отмене решения (однако, это было уже не важно для 19 повешенных).
После этого процесса охота на ведьм пошла на убыль. В 1735 году Великобритания была первой страной, которая отменила уголовную ответственность за колдовство. Последней казненной в Европе за колдовство считается Анна Гельди, случилось это печальное событие в Швейцарии в 1782 году. Конечно, после этого случались и самосуды, так как некоторые предрассудки оказались очень живучи, но это уже было вне закона.
Сейчас современные ведьмы благополучно вернулись к языческим корням и считают колдовство отдельной религией, получившей название Викка. Конечно, ни о каком граде и полетах на метле речь больше не идет. Викка основана на почитании и поклонении природе, что, как мне кажется, заслуживает уважения. А в печально известном Салеме перед Хеллоуином проходит бал ведьм, где ныне официальные ведьмы развлекаются и пробуждают положительную энергию. Все выглядит мирно, весело и очень по-доброму.
Свежие комментарии