Все мы хотим, чтобы наши дети были окружены чудесными, светлыми человечками, излучающими лучики добра, декламирующими поэзию и сыплющими изящными комплиментами на французском языке.
Но в жизни – к сожалению или к счастью – так не бывает. И рано или поздно ребенку приходится сталкиваться с суровой окружающей реальностью, где вместо комплимента можно получить в глаз, а вместо поэзии услышать брань и нецензурщину.
Какую бы идеальную обстановку ни создавали родители для своего чада дома, но на игровой площадке во дворе, в дошкольных и школьных учебных заведениях детям так или иначе приходится проводить значительную часть времени, что не может не влиять на формирование их личности, характера, поведенческие факторы, воспитание.
Вот ваш первенец идет в первый класс, и ваше воображение рисует чудесные картины, иллюстрирующие, как ваш малыш усердно грызет гранит науки и помогает нести домой портфель белокурой принцессе с огромными голубыми бантами.
Но на деле вашего спокойного, тихого, благовоспитанного домашнего мальчика усаживают за одну парту с пареньком из неблагополучной семьи алкоголиков, который через слово сыплет матом, раздает налево и направо смачные тумаки и подбивает однокашников прогулять математику, дабы покурить в школьном туалете. Вот она, жизнь, как она есть.
Об этом не принято говорить, но правда есть правда. В одном классе, на одной карусели и на одном футбольном поле собираются дети из разных семей, разных социальных слоев, разного достатка, разного воспитания и прочее, прочее, прочее.
Можно ли контролировать круг общения своего ребенка? Насколько это зависит от родителей? И нужен ли вообще этот контроль?
![]() |
– Я стараюсь строго контролировать круг общения моей дочери, – рассказывает двадцатипятилетняя Елена. – Я считаю, что в современном мире это обязательно и вполне по силам заботливым и ответственным родителям. Уже начиная с самого раннего возраста необходимо самостоятельно выбирать компанию своим малышам. Например, мы с дочерью не гуляем в песочнице во дворе, так как я не могу знать, что за дети ее там будут окружать. В дальнейшем мы планируем отдать девочку в частный детский сад, а затем – в хорошую школу. Естественно, я буду тщательно отбирать для нее друзей, следить, чтобы она не попала в неподходящую компанию. |
Елена рассуждает не совсем верно.
Увы, оградить ребенка от того или иного негатива невозможно. Да и наивно полагать, что в так называемой хорошей школе дети не употребляют нецензурную лексику и не покуривают на переменках за углом.
Здравомыслящие родители, даже имея возможность отдать детей в якобы элитную школу, выбирают обычное учебное заведение, расположенное под окнами родного дома, осознавая, что долго держать ребенка в искусственно созданном вакууме не удастся. Слишком много факторов вовлечено в процесс.
Татьяна, 37 лет:
– Мой младший сын дружит с мальчиком, родители которого буквально зациклены на… даже не знаю, как это назвать… безопасности, что ли. Родители не разрешают ему приглашать в гости друзей, мотивируя это тем, что те могут якобы что-нибудь украсть. И мне не нравится, что этот мальчик транслирует такую установку моему сыну. То есть раньше моему ребенку даже в голову не могло прийти, что приходящие в наш дом друзья могут у нас что-нибудь украсть, а сейчас он иногда спрашивает: мама, а может, и правда?..
Мне не хочется, чтобы ребенок заведомо не доверял людям – и тем более своим же друзьям – и я злюсь, что посторонние люди, сами того не желая, вмешались в этот процесс.
Да, знал бы, где упадешь, соломинку бы подстелил. Нам не дано предугадать, кто, как и когда окажет влияние на наших детей. Однако психологи говорят о том, что если родители воспитывают ребенка правильно, прививая ему нужные установки и подкрепляя их своим примером, то семейные правила пересилят влияние компании.
![]() |
Мария, 34 года
– Когда моему сыну было около десяти лет, произошла очень показательная история. Ребенок играл с друзьями на детской площадке, а я периодически выходила на балкон, дабы удостовериться, что все в порядке. И вдруг я увидела, что мой сын сидит на скамейке в одиночестве. Захотев узнать, что случилось, я ему позвонила. – А все пошли на крышу двадцатиэтажки, – сказал ребенок. – А я с ними не пошел...
В тот момент я поняла: что-то я делаю правильно, и вполне возможно воспитать ребенка так, что он будет мыслить здраво, не поддаваясь влиянию толпы. Надеюсь, в дальнейшей жизни ему это очень пригодится. А я буду чувствовать себя спокойнее, когда начнется возраст, чреватый экспериментами с сигаретами, спиртным и наркотиками.
Еще один важный момент: если ребенок действительно связался с неподходящей компанией, как правильно сказать ему об этом? Нельзя же просто взять и заявить, что этот мальчик, мол, плохой. Это педагогически неправильно. Да и не плохой он вовсе. Воспитали не так. Где-то недоглядели. А может, и не пытались. А может, гены. А может, и не нужно ничего говорить?
Не нужно пытаться оградить ребенка от внешнего мира, от жизненного опыта – пусть даже иногда негативного. Он должен жить в социуме, видеть жизнь во всех ее проявлениях и учиться делать осознанный выбор.
И в большинстве случаев этот выбор не зависит ни от окружения, ни от уровня жизни, ни от достатка в семье. А зависит только от родительского воспитания и их личного примера.
Источник
Свежие комментарии