Система образования часто вызывает у нас желание покритиковать ее. Не нравится учебная программа, не устраивает учитель, невкусно накормили в школьной столовой… Однако рассматривая картины старинных мастеров жанровой живописи из разных стран, понимаешь, что на самом деле школьное образование стремительно развивается.
Судя по всему, быть школяром 200-300 лет назад было очень нелегко.Учителя и ученики
Еще в Древней Греции «педагогом» - т.е. «ведущим ребенка» называли раба, в обязанности которого входило просто доставить дитя из знатной семьи до школы и привести его обратно. Причем известно, что на это дело отдавались обычно не самые сильные и ловкие слуги, которые могли быть полезными в других делах, а старые и хромые.
Судя по картинам фламандцев, к XVII веку ситуация с опытными педагогическими кадрами, конечно, изменилась, но не сильно. Образование в то время уже было трехступенчатым: в Голландии существовали младшие школы, средние, которые назывались «латинскими», и высшие учебные заведения – университеты. Если учителя в средних школах уже должны были обладать хоть какими-то знаниями, то в младших классах они порой даже сами не умели читать.
Ян Стен, «Школа для мальчиков и девочек», 1670 г.
Именно эти школы воспел в своих полотнах знаменитый мастер жанровой живописи Ян Стен. На его картинах мы можем увидеть просторное школьное помещение и разновозрастных учеников. В младшую школу послали детей от трех лет, причем и мальчиков, и девочек.
Судя по всему, основной задачей учителя было не научить их чему-нибудь, а просто не дать разнести школу. Недаром в Голландии существовала поговорка: «Уж лучше мимо кузни пройти, чем мимо школы». Причем девиз «все лучшее - детям» придумали намного позднее, поэтому школы, особенно деревенские, могли располагаться в старых конюшнях или сараях.
Так как желающих справляться с орущей толпой малышей было мало, а квалификации и знаний от учителя особых не требовалось, то на педагогов «первой ступени» брали и женщин.
Ян Стен, «Школьный класс со спящим учителем», 1672 г.
Такая схема начального образования (один разновозрастный класс и один учитель) существовала во всех странах Европы, в Америке и в России. Она сохранилась без изменений до XIX века. Часто школа была одна на много деревень, и ребята вынуждены были ходить в нее за несколько километров.
Учителя жили обычно при школе или по очереди в семьях учеников. Иногда учительствовали молодые девушки, получившие образование, но только до замужества. Дальше считалось, что домашние дела уже не позволят женщине полноценно работать.
Учиться «понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»
Время занятий, в зависимости от страны и области, могло варьироваться. Так, в сельской местности бессмысленно было собирать детей на учебу летом и осенью – в самую горячую пору маленьких помощников родители просто не отпускали.
Учеба долгое время считалась «баловством», а вот работа в поле или на огороде – это настоящее дело. Поэтому, пока урожай не был убран, школы даже не открывались. Начало занятий могло наступить и в начале зимы. День «1 сентября» в нашей стране узаконили лишь после 1935 года.
Иоганн Газенклевер, «Школьный экзамен»
А вот в Голландии для школ второй ступени «каникулы» составляли, наоборот, всего лишь месяц. Те, кто приступил уже к изучению латыни и серьезно занялся каллиграфией, которая в те времена была важнейшим из умений, трудились уже более серьезно. Причем работала школа весь день, с утра до вечера, с двумя большими перерывами.
Учебный процесс заключался в том, что дети по очереди подходили к учителю, получали задание и садились его выполнять. Вот одна из арифметических задач того времени: «Два человека купили в складчину восемь пинт вина и хотели бы разделить их поровну. Но чтобы разделить купленное вино на равные части, у них нет другой меры, кроме одной бутылки в пять пинт и другой в три. Вопрос: как следует им поступить?»
Преступление и наказание
Судя по картинам, маленьких шалунов постоянно надо было воспитывать. Методы и орудия, применяемые для этого мы тоже можем в избытке увидеть на старинных полотнах. Розги, линейка, «стул позора» или наше, местное, – «на горох» - педагогика в те времена даже не предполагала воспитания без телесных наказаний.
Питер Брейгель Старший, «Осел в школе (Тупица)», 1556 г.
В Голландии тоже была пара своих, особенных, приемов. Один из них – это «вычесывание». Учитель с помощью металлической расчески быстро, но очень болезненно приводил в порядок шевелюру неопрятного ученика. А вот второй инструмент настолько часто изображается на картинах, что, вероятно, он был таким же обычным атрибутом учителя, как позднее – указка.
Ян Стен, «Деревенская школа», 1665 г.
Эта странная деревянная «ложка» в руках педагога - paddle – лопатка для телесных наказаний. В переводе это слово означает и лопатку, и весло. Били ею чаще всего по рукам, но мальчикам могло достаться и по другим частям тела. Девочек же лупили только по ладоням, так как женское тело, созданное для деторождения, все-таки боялись повредить.
Basile de Loose, «Наказание»
Кстати, поисковый запрос по этому предмету выдал в результатах большое число современных вариантов «весел» для порки, предлагаемых на продажу. Правда, после небольшой заминки и раздумий о путях современного образования, по агрессивному дизайну этих изделий (черная кожа, заклепки), пришлось признать, что «новодел», пожалуй, уже из другой оперы.
Адриан Ян сван Остаде, «Школьный учитель», 1662 г.
Почет и уважение
Вопрос учительских зарплат уже по традиции стал таким же болезненным, как и качество школьного образования. Еще 200 лет назад эта проблема решалась просто – за обучение отпрысков платили родители.
Paolo Guidotti, «Новый ученик»
В сельских школах кроме небольшого денежного вознаграждения было принято благодарить учителя и «натурой» - то есть продуктами питания. Причем эти «взносы» также были регулярными. Отдельно родители обеспечивали педагога и дровами на зиму.
Можно ругать систему школьного образования сколько угодно, однако приходится признать, что во все времена главным все-таки остается желание ребенка получить знания, ведь даже из несовершенных средневековых школ выходили талантливые ученые и просто грамотные люди.
Андре Анри Даргелас, «Кругосветное путешествие»
Свежие комментарии