Здоровье, пожалуй это самое ценное, что есть у человека. Недаром многие желают друг другу именно его, говорят, что ни за какие деньги его не купишь и никакие связи не спасут от прилипающей заразы. Ну а когда бушует чума, так и вовсе становится не до роскоши, жиру. Стоит человеку заболеть и он грезит лишь об одном, снова стать здоровым.
Неудивительно, что в такие минуты многие жители нашей планеты заняты лишь вопросами самоизоляции. Но давай поговорим о Венеции и бубонной чуме.Забавно, что новая зараза хоть и появилась в Китае, но активно распространилась из этого города тоже. Кстати, само слово чума происходит от латинского pestis (зараза). По-итальянски это как звучит peste (пестэ). Да, да, почти как популярный соус для известной пасты песто. Всего одна буква, а какая большая разница!
Итак, откуда в дышащее и процветающее королевство эта зараза попала? Поговаривают, что из тех же краёв что и сейчас, мол завезли гадость в середине XIV века с территории современной Монголии. За два века она унесла жизни 80 миллионов человек. Одним из символов ужаса, нищеты и горя того времени стали жуткие костюмы чумных докторов. Ведь если люди видели на улицах своих городов врачевателей с маской-клювом, это означало только одно – к ним пришло горе.
Многие историки сходятся во мнении, что костюм чумного доктора в том виде, который нам знаком сейчас, изобрел француз Шарль де Лорм в 1619 году. До этого мнения лекари сталкивающиеся с заразой были не сильно защищены, а поэтому заражались чаще обычных граждан и помирали как мухи. Но так как врачебные кадры ценные и на образование врача уходит много времени, то разбрасываться такими людьми непозволительная роскошь. Поэтому чумных докторов облачили в брюки, длинный плащ и перчатки, сшитые из вощеной кожи. Они должны были защищать докторов от физического контакта с зараженными.
Но самой узнаваемой деталью гардероба была специальная маска с длинным клювом. Этакий средневековый противогаз. Вернее будет сказать его прообраз. В этот длинный клюв вкладывали пучок разнообразных сильно пахнущих трав. Ученые умы того времени полагали, что если не вдыхать смрадный запах, исходящий от больных и трупов, то это убережет их от заражения. Естественно они ошибались. Чума передавалась не через неприятные запахи, а через укусы блох, крыс, контакт с зараженными продуктами, тканями и только потом воздушно-капельным путем. Поэтому врачи продолжали откидывать копыта от контакта с заражёнными.
А их было море! В те времена смертность от бубонной чумы составляла 95% и выкашивала она жителей города не просто косой, а настоящей газонокосилкой. Каждый день венецианцы тупо выносили тела умерших родственников из собственного дома и оставляли лежать за дверью. Там же их раздевали, а подошедший врач осматривал тело на наличие чумных пятен и бубонов. Если же находил, то дом закрывали на карантин.
Причем это была не самоизоляция в современном понимании, а настоящий варвраский способ. Из местного правительства, точнее из городского управления, приходил специально обученный человек и окуривал всё помещение едким дымом, как бабки из вирусного видео. Обходил все комнаты, желал всего хорошего оставшимся жильцам и заколачивал двери и окна с улицы. Делали это деревянными балками, сколоченными крест на крест. Поговаривают, чо выражение поставить на себе крест пошло именно отсюда!
Как вы понимаете, таких жильцов ожидала далеко не самая приятная участь. Их бросали. Вернее запирали от всех и плевали на их будущее. Заколоченные жители Венеции кричали в окна, умоляли выпустить, клялись и каялись, но их естественно никто не слушал. Если через несколько дней наступала тишина, то все понимали - жители мертвы. Тогда приходили сборщики трупов, взламывали заколоченные двери и выносили тела, ну а потом по каналам плыли гондолы со страшным грузом – умершими от чумы людьми.
Говорят, что дым от костров, на которых потом сжигали трупы, часто затягивал всю Венецию. Был ещё один способ массовых захоронений при эпидемиях: тела погибших складывали в большие глиняные ямы, заливали морской водой, которая служила антисептиком, и запечатывали сверху толстым слоем глины, чтобы изолировать очаг инфекции от грунтовых вод.
Свежие комментарии