Свежие комментарии

  • Nadiy Simonja
    Можно и приятно будет на себя посмотреть,лет через 15-20!Этично ли фотогра...
  • Александр Клово
    Скоро мамам на своих детей и смотреть будет нельзя. Маразм крепчает.Этично ли фотогра...
  • ольга решетникова
    Зачем придумывать съедобную обертку для бургера, если можно просто продавать незавернутые бургеры? ....И так далее. В...Ешь мусор, мойся ...

Самые странные лекарства русских крестьян

Кирпичное масло, сушеные пчелиные матки, мертвецкое мыло и воробьиный помет. Как пытались спастись от смерти те, кто не верил врачам?

Тамаш Конок; Pixabay

Тамаш Конок; Pixabay

Вплоть до XIX века русские крестьяне почти не имели доступа к профессиональной медицине. С появлением земских госпиталей и врачей ситуация хоть и улучшилась, но ненамного. Дело в том, что сельские жители не очень-то доверяли врачам!

С древних времен русские крестьяне верили, что болезни – это не физические недомогания, а злые духи, вселившиеся в больного. Поэтому предпочитали помощь не доктора, а знахаря – того, кто знает. Чем-то не-христианским это не считалось; к тому же и сельские священники зачастую рекомендовали обратиться к знахарям как единственным носителям какого-никакого, а медицинского знания.

Земский врач чувствовал обязанность исцелить как можно больше больных, тем более что врачебная помощь всегда была в дефиците. Он споро осматривал крестьян, прописывал и выдавал простейшие лекарства. Но крестьяне врачам не верили. Как пишет филолог, этнограф Наталия Будур, они считали, что «раз известное заболевание произошло не по той или иной физической причине, а случилось от вмешательства нечистой силы, то и средства лечения должны соответствовать причинам заболевания» – то есть быть магическими.

Доктор выдает какую-то прозрачную безвкусную водичку или круглые таблетки, причем всем одни и те же (правда, на вид все таблетки одинаковы). Уходя от врача, крестьяне ворчали: «Вот, путем и не расспросил меня, а лекарство дал. Надо думать, чтобы побыстрее отвязался». Как же он может лечить, болезни-то разные! То ли дело знахарь – с каждым поговорит, все про болезнь выведает и лекарство выдаст «правильное»: темное, густое, гадкое и вонючее.

Кроме того, как пишет Наталия Будур, «даже если во время лечения знахари и не могли помочь больному, то они разными «механическими» действиями, употребляемыми при заговорах – поглаживаниями, постукиваниями и нашептываниями – значительно успокаивали нервы больного. Больные верили в знахаря — и в этом был залог успеха его дела. Даже если улучшение наступало не из-за лечения, а по естественным причинам, крестьяне все равно свято верили, что на ноги их поставили чары местного лекаря». 

Эта статья как раз о методах не медицинских, а знахарских, причем наиболее диких. Если они и приносили пользу, то только за счет эффекта плацебо и безапелляционной уверенности «пациентов» в квалификации знахаря. 

1. Кирпичное масло – против переломов

Legion Media

Legion Media

«Кирпичное масло» считалось эффективной припаркой при переломах (очевидно, закрытых) и ушибах. Готовили его так: из задней стенки печи брали кирпич, толкли в ступе до состояния порошка, сдабривали конопляным или подсолнечным маслом и смесь некоторое время кипятили, после чего завязывали в узелок и прикладывали, еще теплую, к больному месту.

Мистическая сила такого масла заключалась в порошке печного кирпича – печь в доме была местом особым, источником тепла, пищи и обиталищем домового. Так что ее кирпичам приписывались целебные свойства.

2. Сушеная пчелиная матка, жабы, ушная сера – против яда

Pixabay

Pixabay

Чем только не пытались лечить укусы змей и насекомых, а также бешеных собак и кошек! Одно из самых экзотических средств против укуса бешеной собаки: поймать пчелиную матку, убить, высушить и смолоть в порошок. Половину порошка наносили на укус, половину проглатывали. Эффективно, если бешенство не передалось. А если передалось – ну, на то и воля Божия. 

При укусе змеи, место укуса смазывали ушной серой (которую нужно было еще оперативно набрать по всем ушам деревни), а самого больного нужно обмазать дегтем. Альтернативный метод – прикладывать к месту укуса живых жаб, которые должны умирать одна за другой, пока болезнь не уйдет.

3. Уринотерапия – против ожогов, испражнения – от всех болезней!

Legion Media

Legion Media

Против укусов, а также ожогов, эффективной считалась детская моча. Определенный смысл в этом все-таки есть: в моче много аммиака, который является простейшим антисептиком.

Но вот промывать глаза мочой против куриной слепоты, или лечить ей водянку – абсолютно бесполезно. А ведь знахари этим занимались. Также детскую мочу давали пить в случае ушибов и сотрясений.

Фекалии использовались как лекарство во всех традиционных культурах, это не что-то исключительное для русских крестьян. Психологи утверждают, что приписывание выделениям лечащей силы характерно потому, что источник выделений – половые органы и область вокруг них, в традиционном сознании безусловно мистические места, ведь они связаны с деторождением. Короче говоря, в отсутствии действенных лекарств годилось любое...

Человеческие экскременты, высушенные и стертые в порошок, сыпали в глаза против бельм. Сухой помет воробья был «полезен» против бородавок, экземы и раздражений. Кроме того, коровий навоз прикладывали, когда болели зубы и десны.

Навозные ванны использовались для лечение при простуде. Вот как описывал их земский врач из Орловской губернии: «На пол, в избе, ставят большую кадушку, сыплют туда овсяной мякины, лошадиного помета, соли, иногда еще и коновал дает какого-нибудь снадобья. Потом кипятят воду, льют ее в кадушку и накрывают веретьем, чтобы все это распарилось. Когда вода мало-мальски остынет, больного сажают в кадушку, накрывают веретьем, свитами, оставляя незакрытой одну голову, и держат так часа 3–4. Вынув из кадушки, больного кладут на печку и накрывают дерюгой, чтобы не остыл, и дают выпить стакан водки, настоенной на стручках». Подобным же образом приготовлялась в Орловской губернии и навозная ванна для детей: «Навоз кладут в кадушку и заливают кипятком. Когда вода несколько остынет, сажают ребенка и накрывают его свитой с головой. Часто от этого дети задыхаются, и их вынимают из кадки мертвыми, но причину, по замечанию сотрудника, сваливают на нечистую силу». 

4. Вещи из мира мертвых – чтобы отпугнуть болезнь

Legion Media

Legion Media

Немаловажной частью лечения испражнениями была вера в то, что болезни сами «отлетят» от отвращения и вони. Еще более действенным считалось лечение с использованием предметов, относящихся к миру мертвых. «Мертвячье мыло», использовавшееся при обмывании покойника, считалось очень сильным лекарством, как и вода, слитая после обмывания. Способными отпугнуть болезнь считались и мертвые животные.

«В деревне Пухове, в двух верстах от Святых Гор долго хворал крестьянин чахоткою», – писала сотрудница этнографического общества из Пскова. «Хотя он и мало верил в докторов, однако не раз обращался к их помощи и, видя, что ничего не помогает, решился, наконец, испробовать последнее средство. По совету ворожеи достали сырую кожу от только что павшей коровы и накрыли ею больного с головой, шерстью вверх и так плотно, что дышать он мог только с трудом. Под кожей больной пролежал, по крайней мере, с полчаса, пока ворожея читала над ним свой заговор».

В другом случае мужика, страдавшего лихорадкой и перепробовавшего всевозможные средства лечения, жена уложила на печь и накрыла только что содранной шкурой от подохшей овцы. Такое отсутствие брезгливости возмутило даже лихорадку. Больной рассказывал: «Пришла она ко мне и начинает браниться: вот, чертов сын, лег на голые кирпичи да еще падалью накрылся, ну, как теперь с тобой ляжешь? Оставайся, коли так, леший с тобой! Ругалась, ругалась, плюнула три раза да и ушла: выздоровел ведь после этого».

5. «Живой огонь» – против лихорадки и эпидемий

Pixabay

Pixabay

Славяне верили в целительную силу огня еще с языческих времен. Самым целебным, однако, считался не печной огонь, а так называемый «живой огонь», полученный трением.

Если в деревне начиналась эпидемия, лихорадка, массовые заболевания, считалось, что всем нужно очиститься живым огнем. Для этого крестьяне собирались на площади (если это село) или за околицей, принеся с собой два здоровых сухих бревна. К одному прилаживали ручки, как у двуручной пилы, и начинали тереть бревна друг о друга. Уставших крестьян подменяли отдохнувшие – главное было тереть непрерывно. Через 8-9 часов удавалось получить огонь. Такой огонь очень ценился, собравшиеся разносили его на лучинах по своим избам, где этими лучинами поджигали костры и прыгали через них, веря и надеясь, что таким образом можно очиститься от лихорадки. 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх