«Летидор» выяснил у генетика, какими рождаются дети от кровосмесительных отношений, как это отражается на последующих поколениях и какое будущее ждет племена, которые в силу традиций вступают в браки только с представителями своего рода.
Часто для цивилизованного человека понятие «инцестный брак» звучит как дикость, которая никоим образом его не касается.
Однако в прошлом кровнородственные супружеские отношения были настолько распространены, что их отголоски дошли до некоторых современных этнических групп.И кстати, о современности — например, из западных СМИ известно, что один донор спермы стал отцом уже 150 детей. При этом по закону его имя никто не может узнать, в том числе братья и сестры, которые потенциально могут стать друг другу супругами.
Сегодня мы узнаем от специалиста в области генетики ответы на самые волнующие вопросы о здоровье детей, рожденных от таких союзов, а также о будущем их потомков.
Традиции малочисленных народов и крупных династий
Наверняка вы уже слышали о возможном существовании одной необычной традиции малочисленных народов Севера. Она заключалась в том, что хозяин приглашал забредшего в их края гостя (а это случалось очень редко) в свое жилище, чтобы тот… разделил постель с его женой.
Таким образом маленький народ, в пределах которого было много родственников, обновлял родовую кровь и имел возможность избежать генетического вырождения.
Некоторые исследователи опровергают эту информацию, называя ее не более чем мифом. Однако при этом они упоминают о другой северной традиции, которая запрещала браки в пределах одного рода по той же причине — важно «освежать» генетику. А вот многим африканским и островным племенам повезло меньше: запреты на отношения с членами других племен приводили общины к дегенерации или жутким физиологическим последствиям, некоторые из них может наблюдать и современный человек (об этом мы расскажем ниже).
Но проблема инцестных браков не была проблемой лишь отдельных племен. Кровосмешения были (и, кстати, до сих пор есть) и в цивилизованном мире…
История знает немало случаев, когда правители, имевшие несколько жен и десятки наложниц, становились отцами каждый месяц, а может, даже чаще.
По оценкам историков, у Чингисхана было несколько сотен детей. Помнил ли он сам, скольким сыновьям и дочерям дал жизнь? Вряд ли. А знали ли друг друга многочисленные братья и сестры? Очень сомнительно. И это всего лишь один пример из множества подобных.
Вот и получается, что даже противники кровнородственных союзов могли вступать в супружеские отношения с родственниками банально по незнанию. Впрочем, большинство внутрисемейных монарших браков заключалось сознательно и с определенной целью — укрепить власть и сохранить «чистоту крови».
Как сказывалась та самая «концентрированная» династическая кровь на здоровье королевских наследников?
И что происходит с народами, которые в силу своих традиций на протяжении веков вступают в браки исключительно со своими соплеменниками, среди которых сплошь родственники?
«Летидор» обратился к своим постоянным специалистам из сети центров репродукции и генетики «Нова Клиник». На наши вопросы ответила врач-генетик Анастасия Владимировна Волкова.
Анастасия Владимировна Волкова
Что происходит с генами ребенка, рожденного от инцеста?
В странах, где подобные союзы — норма, часто выявляются редкие рецессивные заболевания. Механизм их передачи заключается в том, что внешне здоровые родители, являющиеся носителями одной дефектной копии гена, могут передать их своему ребенку в гомозиготной форме.
Говоря простым языком, малыш получает сразу две дефектные копии и унаследует аутосомно-рецессивное заболевание.
К счастью, в обычной жизни встреча двух носителей патологического гена — явление редкое. Но вероятность повышается, если носитель вступает в брак с родственником.
Насколько высок риск рождения больного ребенка в таких семьях?
Чем ближе родство между супругами, тем выше вероятность того, что они являются носителями одного и того же мутантного гена.
Например,
• для двоюродных братьев и сестер риск рождения больного ребенка составляет 6,25%,
• для племянника с тетей — 12,5%,
• для родных братьев и сестер — 25%.
Для семей, не состоящих в близкородственном браке, общий риск мертворождений, младенческой и детской смертности или врожденных пороков развития равен примерно 2,5%, риск умственной отсталости составляет еще 3%.
Чем чаще всего болеют потомки тех, кто вступал в кровосмесительные союзы?
Наиболее ярким примером наследственного заболевания, передающегося в кровнородственных браках, является гемофилия. Известно, что английская королева Виктория была носительницей мутантного гена. Болезнью страдали ее сын, внуки и правнуки.
Гемофилия относится к так называемым Х-сцепленным рецессивным заболеваниям. Что это значит?
У мужчины с этой патологией:
• все дочери будут являться носительницами дефектного гена, но по причине наличия второй здоровой Х-хромосомы не будут больны;
• все сыновья будут здоровы, поскольку унаследуют здоровую У-хромосому.
Для женщин-носительниц:
• риск рождения больного сына составляет 50%;
• риск передачи дочерям мутантного гена составляет 50% (то есть дочери будут такими же носительницами, как и мать).
Х-сцепленные заболевания характеризуются тем, что ими болеют мужчины, являющиеся родственниками по женской (материнской) линии.
К симптомам гемофилии относят:
• подкожные и внутримышечные кровоизлияния;
• кровоизлияния в крупные суставы конечностей (чаще всего в локтевые и коленные);
• кровотечения при травмах и хирургических вмешательствах.
Без необходимого лечения суставы деформируются, развивается артрит.
Существует ли зависимость от национальности?
Да, в разных популяциях есть свои особенности генофонда.
Например, в определенных этнических группах (армяне, турки, евреи-сефарды) распространено такое аутосомно-рецессивное заболевание, как периодическая болезнь. Каждый десятый человек является носителем дефектной копии гена.
В Иране зарегистрирована высокая частота (1 из 3627) рождаемости детей с фенилкетонурией.
У финнов обнаружено более 20 форм уникальной рецессивной патологии. У евреев-ашкенази — не менее 10.
Правда ли, что дети, рожденные от кровосмесительных союзов, имеют специфическую внешность?
Да, множественные кровнородственные браки приводят к развитию генетических заболеваний и к особенностям во внешности. Отсутствие ногтей и шестой пальчик — это не такие страшные последствия, но все же это серьезные отклонения.
Например, племя Вадома, живущее на севере Зимбабве, представляет собой изолированную популяцию, где запрещено заключать браки с членами других племен. В результате произошло накопление мутаций в гене, ответственном за развитие эктродактилии.
Эктродактилия — аутосомно-доминатное заболевание. Если один из супругов болен, риск появления на свет ребенка с этой патологией составляет 50%. К симптомам эктродактилии относят:
• недоразвитие или отсутствие одного или нескольких пальцев;
• деформацию или отсутствие пястных костей (остова кисти) или плюсневых костей (среднего отдела стопы) с образованием расщелины.
При этом кисть напоминает клешню, а стопа приобретает двупалый вид.
Племя Вадома
Фото: amazingfacts.ru
Представители секты амишей Ветхого завета на протяжении многих поколений вступают в брак только с единоверцами. В пределах общины распространено такое редкое генетическое заболевание, как синдром Эллиса-Ван Кревельда, характеризующееся:
• низким ростом (карликовостью),
• постаксиальной полидактилией кистей и стоп (добавочным шестым пальчиком),
• а также гипоплазией (недоразвитием) и аплазией (отсутствием) ногтей.
Добавочный шестой палец (синдром Эллиса-Ван Кревельда)
Фото: radiomed.ru
Также отмечается высокий уровень таких наследственных заболеваний, как лейциноз, макулодистрофия и болезнь Альцгеймера.
Множественные кровнородственные браки в династии Габсбургов привели к накоплению идентичных по происхождению генов, полученных от общего предка. У последнего испанского Габсбурга Карла II, согласно литературным источникам, были макроцефалия, макрогения и макроглоссия.
Большая нижняя челюсть (макрогения) и язык (макроглоссия) мешали королю внятно разговаривать и пережевывать пищу.
У фараона Тутанхамона, родившегося от кровнородственного брака, группа исследователей описывает удлиненный (башенный) череп и врожденные пороки развития (расщелину неба и косолапость).
Что ждет народы, у которых практиковалось кровосмешение — устойчивость к мутациям или вырождение?
Многие хромосомные и доминантные мутации полностью элиминируются (утрачиваются) в результате естественного отбора: их носители либо не доживают до репродуктивного возраста, либо не могут иметь детей.
С исчезновением аутосомно-рецессивных заболеваний дело обстоит сложнее, поскольку в таком случае у детей присутствуют две патологические копии гена, которые не исчезнут в популяции на протяжении нескольких поколений.
Если рассматривать родословную династии с множественными близкородственными браками, то действительно можно говорить о ее вырождении — как это, например, произошло с Габсбургами.
Существуют ли болезни, которые появились в результате кровосмешений и теперь передаются обычным людям?
На протяжении всей истории человечества в разных популяциях был как больший, так и меньший процент близкородственных браков.
Появлялись мутации как «вредные», приводящие к наследственным заболеваниям, так и «полезные».
Одно заболевание может быть обусловлено десятками и даже тысячами изменений как в одном, так и в разных генах.
Поэтому однозначных данных, свидетельствующих о том, что какие-то определенные патологии появились в результате кровнородственных браков, нет.
В каждой изолированной популяции с эндогамными браками (то есть союзами исключительно в пределах сообщества) преобладают свои мутации по наследственной патологии.
Фото: Shutterstock.com
Свежие комментарии