Случайно увидела необыкновенные автопортреты Дика Кета, неизвестного мне до этого художника, умершего в возрасте 37 лет. Запредельно интимные автопортреты как будто приглашали заглянуть в тихую жизнь человека, который почти десять лет не выходил из дома, и оставили ощущение прикосновения к вечности.
Но есть и еще один интересный признак, объединивший все эти автопортреты, который не мог не заинтересовать врача.
Dick Ket, 1932
У Дика Кета необычные пальцы, напоминающие лапы древесной лягушки, но они имеют официальное название- барабанные палочки. Такие пальцы оканчиваются утолщенными концевыми фалангами с характерной деформацией ногтевых пластинок, а круглые и выпуклые, как будто стекающие с пальца, ногти получили название «часовых стёкол».
Такие пальцы не являются самостоятельным заболеванием, а представляют собой довольно информативный симптом болезней сердца и легких. Этот симптом, по всей видимости, был впервые описан Гиппократом и иногда называется его именем (Digiti hippocratici).
Дик Кет (Dick Ket, 1902-1940) был голландским художником первой половины двадцатого века. Он появился на свет в Ден-Хелдере, небольшом порту на севере Голландии. Дик создал в общей сложности 140 картин, большинство из которых были написаны в последние десять лет его жизни. Сорок из них являются автопортретами.
Dick Ket, 1926
В детстве он был очень слабым и болезненным ребенком, что создавало определенные трудности в школе - над ним постоянно издевались сверстники. Он не мог участвовать в общих играх, не выдерживал нагрузки и часто и долго болел. Работа отца, требовавшая постоянных переездов, еще больше усложняла жизнь Кета. Во время обучения стало очевидным, что он страдает агорафобией и боязнью чужих людей. Возможно, из-за этого после окончания обучения Дик Кет редко покидал дом. Однако, когда он учился в средней школе, его художественный талант заметили два учителя.
Йохан Керкемейер, его учитель рисования, помог освоить масляную живопись и всячески поощрял его художественные способности.
Dick Ket, 1926
Другой, профессор Анри Набер, обучал его химии и физике, однако имел очень нестандартный способ представления материала - его теории проводили параллели между законами физики и человеческого бытия, что глубоко впечатлило художника. Вероятно, именно его влияние позволило Дику погрузиться в магический реализм - термин, придуманный искусствоведом Францем Ро в знаменитом эссе 1925 года. В этом эссе Ро говорит о «третьей реальности», возникающей из настоящего мира и магического измерения снов и галлюцинаций. Дик Кет стал одним из ярчайших представителей магического реализма, а спустя 80 лет после его смерти, многие его полотна до сих пор имеют невысохшие участки- они как будто подтверждают магию, художник умер, но жив.
Dick Ket, 1930
После окончания Академии Арнема в Кунстофенинге в1925 году, где Дик изучал искусство, он перестал путешествовать. Измученный неизвестной хронической болезнью, вызывавшей прогрессирующую слабость и не позволявшей ему передвигаться даже на небольшие расстояния, а также в связи с нарастанием признаков тревожного расстройства, он в конечном итоге решил жить в уединении со своими родителями в маленьком городке вдали от моря. Его дом- его крепость, из которой Дик Кет почти не выходил после 1930 года. Тревожная атмосфера и эволюция его лица на автопор
третах, которые он создал, скрываясь из мира – единственная сохранившаяся летопись жизни Кета за эти годы, проведенных в полном уединении.
Dick Ket, 1931
Дик умер внезапно за несколько дней до своего 38-летия. Уже после его смерти были опубликованы письма, раскрывшие его чувство юмора и самоиронию, его страсть к искусству, его любовь к литературе и тишине.
Dick Ket, 1933
Через свои автопортреты он продолжает общаться со зрителем.
Несмотря на его изоляцию от внешнего мира, ему все же удалось выставить некоторые из своих картин. Между 1932 и 1940 годами его работы появились на выставках в Амстердаме и других голландских городах, а также в Брюсселе, Венеции и Париже. Он приобрел определенную известность благодаря персональной выставке 1933-34 гг., которая была его первой и, к сожалению, последней в Kunstzaal van Lier в Амстердаме. К счастью, его картины были оценены по достоинству уже при жизни, и несколько его работы были куплены.
Интересно, что помимо автопортретов, он любил писать натюрморты с одними и теми же предметами: бутылки, пустые миски, яйца, газетные вырезки. Кет изображал их в различных ракурсах, пытаясь найти сущность вещей, их звучание, соответствие формы, цвета, содержания, также выражая собственные эмоции в причудливых композициях.
Dick Ket, 1935
Именно в попытках самоинтерпретации Кет создает один из своих самых «острых» шедевров. В его автопортрете 1932 года композиция напоминает классическую портретную живопись немецкого и итальянского ренессанса. Но классика форм резко контрастирует со странным страдающим внешним видом Кета. Его рубашка расстегнута, левый сосок оголен, Кет буквально указывает на проблемы с сердцем. Его правая рука крепко сжимает цветок герани. Цветок отрезан и поставлен в воду, ему недолго осталось. Позади художника на стене детская игрушка – лошадка, она стоит на дыбах. На самом деле, это не единственный раз, когда эта лошадь появляется в его картинах, ее присутствие может быть «подписью», поскольку «кет» означает «маленький конь» или «маленький мальчик» на фламандском диалекте. В правом нижнем углу он нарисовал слово «FIN», которое, скорее всего, служило напоминанием о надвигающейся смерти.
1938
Кет умер в 1940 году в возрасте всего лишь 37 лет, в результате декомпенсации застойной сердечной недостаточности. Ему никогда не ставили диагноз при жизни, но его автопортреты наглядно демонстрируют прогрессию его болезни. Уже упомянутый автопортрет, сделанный в 1932 году, изображает худого человека, держащего вазу синими пальцами, и после быстрого взгляда на его лицо можно заметить легкую синеву губ и кончика носа, что свидетельствует о наличии цианоза. Цианоз и пальцы Гиппократа далеко не всегда были у художника. Например, если мы рассмотрим более ранние автопортреты, то мы найдем пальцы без столь явной деформации. По мере прогрессии заболевания, пальцы приобретали все более и более страшный вид, ногти стали ярко синюшными, что говорит о тяжелом состоянии пациента.
Благодаря автопортретам конца его жизни можно увидеть последние стадии сердечной недостаточности, например, в двойном портрете с отцом, законченным незадолго до смерти художника.
1939
Эти характерные клинические признаки болезни позволяют предположить, что художник страдал цианотическим врожденным пороком сердца, возможно, тетрадой Фалло, встречающейся у 3 из каждых 10 000 живорожденных.
Тетрада Фалло или blue baby syndrome - так называемый синий порок сердца, сочетающий, по определению французского врача Этьена-Луи Артура Фалло, сразу четыре аномалии - стеноз выходного отдела правого желудочка, высокий дефект межжелудочковой перегородки, декстрапозицию аорты и гипертрофию правого желудочка.
Именно этот порок и стал причиной появления пальцев Гиппократа у художника, его визитной карточкой на автопортретах.
Кету никогда не ставили диагноз при жизни, потому что не было доступных диагностических инструментов, и даже если бы они были, ничего сделать было невозможно.
Тетрада Фалло больше не является болезнью, обрекающей на верную смерть, которой она была еще 100 лет назад. Так называемые "голубые дети" теперь имеют 90% 40-летнюю выживаемость.
1940
Дик Кет умер 15 сентября 1940 года, в самом начале новой катастрофы, надвигавшейся на мир.
Его жизнь, наполненная иронией и трагедией, сделала его не только искренним художником, позволяющим проникнуть в собственный мир, но и ярким представителем художественного мира двадцатого века.
Чуть меньше, чем через 5 лет, была выполнена первая успешная паллиативная операция blue baby syndrome доктором Альфредом Блалоком и одной из первых женщин-врачей Хелен Тауссиг в больнице Джона Хопкинса. Эта операция изменила прогноз таких людей.
Dick Ket, Three Small Self Portraits the Drug Drinker, 1937-1940
Дик Кет, художник с барабанными палочками
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии