files/uploads/articles/dreamstimexs13416965split1329824603_1.jpg
Как-то меня спросили: «Как врач, что ты считаешь всё-таки оптимальным? Делать прививки или нет?» - «Лучше, чтобы все вокруг были привиты, а только ты и твой ребёнок - нет.» Я, конечно, пошутила, хотя в каждой шутке есть доля истины. Но это утопия, не серьёзно. Действительно, если вокруг все привиты и заболеть не могут, заразиться не от кого. Но если все будут так рассуждать, то привитых не останется, и вновь начнутся эпидемии заболеваний, которые сейчас встречаются редко. Раз редко – значит, врачи как их диагностировать и как лечить уже подзабыли, что может быть и опасно для заболевшего.
Пример того, что может возникнуть в непривитом сообществе - теперешняя эпидемия кори в Петербурге. На 10 февраля там уже выявили 114 заболевших. Думаю, на самом деле больше. У некоторых клиническая картина могла быть смазанной, и могли поставить диагноз ОРВИ. А ведь в Петербурге кори не было последние 11 лет. Он считался «городом, свободным от кори».
Заметим: среди заболевших – 92% непривитых. А остальные? - Там могут быть и раздобывшие липовые справки о прививках – такое бывает. И привитые медсёстрами с нарушениями технологии прививок, когда вакцина могла инактивироваться. Я как-то видела сама подобные нарушения.
А причина этой эпидемии – один единственный подросток только недавно вернувшийся после каникул, проведенных на Северном Кавказе. Хорошо, что у него, в конце концов, развилась типичная симптоматика, и его наконец-то изолировали. А то заразилось бы ещё большее число людей.
Корь – заболевание высоко контагиозное – заражаются 95 -96% контактировавших с больным. Контакт не обязательно должен быть близким. Вирусы кори передаются через воздух. Корь передаётся с этажа на этаж даже по вентиляции. Поэтому остановить эпидемию трудно. В идеале – надо всех заболевших быстро госпитализировать в инфекционную больницу. А контактировавших 21 один день от последнего контакта держать в изоляции дома.
Дети начинают болеть корью после того, как их отнимают от груди – с 1 года. До этого они получают антитела через грудное молоко от матери.
Корь – не насморк, может протекать и тяжело с высокой температурой, симптомами интоксикации и сильной светобоязнью. Но главная опасность – её осложнения. Это отит (воспаление среднего уха), воспаление лёгких, кровотечения, судороги при высокой температуре, энцефалит (воспаление мозга), гепатит (воспаление печени), ложный круп (отёк гортани, вызывающий приступ удушья – опасное для жизни состояние, когда требуется экстренная помощь). Смертность при кори – 1 ребёнок на 2 тысячи. Вроде бы редко… Но бывает.
После перенесенной кори некоторое время остаётся сниженный иммунитет. И ребёнок будет подхватывать любую заразу. Короче, корь нам не симпатична. Она нежелательна.
А прививки? - Прививки имеются. И предохраняют. Судя по данным той же эпидемии в Петербурге. Вакцины есть в ассортименте. Пожалуйста, выбирайте. Наш отечественный вариант – это дивакцина. Смесь ослабленных живых вирусов кори и эпидемического паротита (свинки). Импортный вариант – три тоже живые вакцины в одном флаконе: корь, паротит и краснуха. Наши деятели утверждают, что наши вакцины лучше. Потому что у нас эти вирусы выращивают на перепелиных яйцах. А импортные на куриных. На куриные яйца у детей чаще аллергия. В противовирусной же вакцине всегда бывают остатки среды. Я лично, как неспециалист в этой области, какие вакцины действительно лучше, не знаю. В принципе, некоторые другие импортные вакцины лучше очищены, меньше балластных веществ. А насчёт противокоревых – не в курсе.
Но зато всем известно, что вакцины не на 100% безопасны. После введения противокоревой вакцины (её вводят под лопатку подкожно) с 4 по 14 день может повыситься температура. Изредка и до 39 градусов. При таком повышении температуры у некоторых детей, которые и раньше были склонны к подобным реакциям, могут возникнуть судороги. Если очень сильно не повезёт, может развиться и поствакцинальный энцефалит. Бывает это невероятно редко – один ребёнок на миллион. Но ведь родителям, которым так не повезло, от этого легче не будет! От вакцины против свинки, которую вводят одновременно, бывает менингит (воспаление мягкой мозговой оболочки). У одного ребёнка из 100 тысяч. (А при заболевании свинкой какие-то признаки серозного менингита по данным ряда авторов находят значительно чаще - в 25% случаев. - У каждого четвёртого.)
Так что же решить с этими оплёванными, скомпрометировавшими себя в глазах общественности прививками? Моё личное мнение – прививки нужны. Без них всё равно обойтись невозможно. Но решать в каждом отдельном случае вопрос, прививать – не прививать, надо только индивидуально, с опытными специалистами. Я знаю, что, например, Институт иммунологии МЗ РФ занимается подобными консультациями. Причём рекомендации даёт подробные, не с потолка, а предварительно ребёнка обследовав. В том числе, иммунологически. Иногда прививки рекомендуют делать, но подстраховавшись определёнными лекарственными препаратами.
Конечно, если у ребёнка явно значительно снижен иммунитет, есть серьёзное неврологическое заболевание или бывают аллергические реакции с тяжелыми проявлениями типа отёка гортани или отёка Квинке, прививки делать точно не надо. Только при непосредственной опасности заболеть.
И ещё: родителям надо настойчивыми и следить и самим, чтобы прививки ребёнку делали, не гонясь за соблюдением графика прививок, а как положено, не ранее, чем через месяц после обострения какого-либо хронического заболевания или перенесенной инфекции, например, ОРВИ.
Свежие комментарии