На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Sema
    Спасибо за статью. На самом деле организм человека – это сложный «механизм», который вроде бы изучен, но не до конца....Как блуждающий не...
  • Светлана Райд
    Всё о том  отчего!  А как вывести молчком!Пойти пятнами. По...
  • Сергей Дмитриев
    Лачик открывается проще: всего-то и надо наложить бандажик на пятно ...банановой кожурой. Когда почернеет, можно повт...Пойти пятнами. По...

Одинокая зимняя вишня

Почти тридцать лет назад все женское население тогда Советского Союза по несколько раз пересматривало фильм Игоря Масленникова "Зимняя вишня"(1985), находя в судьбе героини отражение всех своих проблем.

Сценарист Владимир Валуцкий написал сценарий, в котором использовал историю своих взаимоотношений с любимой женщиной, и принес его на «Ленфильм».

Там эта грустная повесть любви пролежала несколько лет, и у каждого из читавших ее режиссеров были свои претензии.

Илья Авербах хотел, чтобы героем был мужчина и его переживания. Валуцкий отказался переделывать сценарий. С Сергеем Микаэляном они тоже не нашли общий язык. И тогда драматург попросил Игоря Масленникова прочитать его детище. «Я же, как только его прочитал, понял, что ничего не надо трогать и переделывать, надо оставить сценарий в покое и начать снимать...», — вспоминает режиссер.

 В жизни Валуцкий и вправду похищал возлюбленную, но не из машины, а в новогоднюю ночь, которую она намеревалась встретить с другим мужчиной. И воздыхателем ее был не прибалт, а итальянец.

 На роль главной героини Ольги пробовались: Наталья Андрейченко, Лариса Удовиченко, Татьяна Догилева. Масленников собирался делать картину с Натальей Андрейченко и Сергеем Шакуровым. При этом он признает, что фильм получился бы совершенно иным: «Это была бы такая схватка, совершенно иной принцип драматургического решения». Но Андрейченко тогда снималась в другой картине. Группа «Зимней вишни» уехала в экспедицию в Выбор и прождала Наталью там неделю, но она так и не смогла приехать. Сама же актриса убеждена, что Масленников, будучи секретарем парткома «Ленфильма», отстранил ее от роли за связь с иностранцем.

Вторым номером шла кандидатура Елены Сафоновой. «Она приехала, — рассказывает режиссер, — и, естественно, что получалась уже другая картина, которую нельзя было делать с Шакуровым». Тогда Масленников позвонил старинному другу, которого называет «палочкой-выручалочкой», Виталию Соломину. Тот согласился сниматься в картине, даже не прочитав сценарий. Он просто спросил у режиссера: «Роль-то плохая?». «Хорошая», — откликнулся друг. Именно благодаря Соломину «мы, наконец, нащупали самое существенное, из-за чего вся эта история получилась, как мне кажется», — говорит режиссер. В сцене на пирсе в кадре так и остались ноги Шакурова.

По воле сценариста судьба дает очаровательной ленинградке Ольге, разведенной женщине с сыном на руках, возможность выбора из трех кандидатов. Режиссеру не нравился ни один из них: «Герой Ленькова — мужчина только на словах. Хоккеист, муж героини Ларисы Удовиченко, — просто животное. А положительный вроде бы Герберт — просто механизм. Ему женщина нужна только для того, что бы уехать за границу в командировку, — тогда неженатых дипломатов никуда не пускали».

На роли подруг Ольги особых проб не было. Их сыграли Нина Русланова и Лариса Удовиченко. Так же был утвержден и Александр Леньков.

Ни о каком продолжении «Зимней вишни» поначалу режиссер просто не думал. Но, когда он стал художественным руководителем студии «Троицкий мост», Валуцкий принес новый сценарий под названием «Дурашка». И кто-то из членов худсовета при обсуждении сказал, что это вовсе не какая-то там «Дурашка», а натуральная вторая серия «Вишни...», нужно только поменять фамилии. С этим все согласились, и приступили к работе.

А потом, когда Масленников пришел на 5-й канал Ленинградского ТВ, его руководитель, Белла Куркова, предложила сделать из фильма сериал. Несмотря на ее уход с работы, идею подхватил Константин Эрнст и предложил сделать восемь серий. Последняя часть делалась уже специально для ТВ.

Как известно, актеры очень не любят (из суеверия) играть больных и умирающих персонажей. Есть даже такое поверье, что все их болезни переходят на исполнителей. Судьба Ольги до известной повторилась в судьбе актрисы Елены Сафоновой: и американский роман, и французский роман, и возвращение в Россию. «Лена, можно сказать, двигалась по заранее прочерченной нами дороге», — считает режиссер.

Поскольку авторы не собирались делать продолжения картины, в первом фильме за кадром голос жены Вадима озвучивала Светлана Крючкова. Но в продолжении муж актрисы, оператор Юрий Векслер, снимал Ирину Мирошниченко.

Та женщина, с которой Валуцкий писал свою Ольгу и с которой у него был роман, пришла на премьеру «Зимней вишни» в Дом кино. Она с неудовольствием заметила, что Сафонова внешне никак на нее не похожа и кажется более холодной. А посмотрев вторую часть фильма, сказала, что «это уже Валуцкий писал про себя. Я к этой истории отношения уже не имею».

А Ивар Калныныш до сих пор удивляется, что такая маленькая по объему роль принесла ему такую огромную популярность, и так запомнилась зрителям.

Потрясенные зрительницы просто завалили студию письмами-откровениями. И даже через много лет соседка по купе осуждающе посмотрела на Сафонову, и сказала: «Теперь таких дур нет».

«Для меня «Зимняя вишня» — это абсолютно точно картина для женщин, — говорит Игорь Масленников.— Именно потому, что в стране была половина женщин одиноких, картина имела такой успех, поэтому так и аудитория откликнулась».

Элла ФУРМАНСКАЯ

Источник

наверх