Мы приходим из тайны и возвращаемся в тайну...
Дмитрий Сергеевич Лихачев — человек невероятной порядочности и мудрости. Искренний и бескомпромиссный. Он не озлобился и не зачерствел душой, хотя прошел через сталинские лагеря и блокаду Ленинграда. Дмитрий Сергеевич оставил невероятное творческое наследие. К его суждениям до сих пор прислушиваются, много цитируют и называют «совестью нации»…
«Мне много лет, и я думаю, конечно, о том, что скоро придётся уйти. Мы приходим из тайны и возвращаемся в тайну. Страшно ли мне? Не знаю. Нет, я не боюсь, но печалюсь очень и тоскую, и думаю, всё ли так я сделал? Всегда ли смог поступить по совести? Не часто ли обижал людей? Успевал ли вовремя извиниться?
Мне хочется напомнить мысль, быть может, банальную, но для меня очень серьёзную: небольшой шаг для человека — большой шаг для человечества. Исправить человечество нельзя — можно исправить только самого себя. Накормить ребёнка, не сказать грубого слова, перевести через дорогу старика, утешить плачущего, не ответить на зло, дорожить своим призванием, суметь смотреть в глаза другому человеку. Всё это гораздо проще для одного человека, но для всех сразу очень трудно. Вот почему всегда нужно начинать спрашивать с себя. Это ведь тоже признак культуры — жить, не слишком многое себе прощая. Моё любимое изречение — обязательно посади дерево — даже если завтра конец света».
Дмитрий Лихачев
Из последнего интервью («Культура», 9 сентября 1999 года)
Свежие комментарии