Почему у детей на средневековых картинах лица стариков? Мэтью Аверетт, редактор антологии «Дети в искусстве и истории раннего Нового времени», профессор истории искусства, поможет дать ответ на вопрос, почему все настолько плохо.
Слово «страшны» даже на толику не описывает их уродства
Эти дети похожи на отвратительных толстых карликов, недовольных условиями жизни.
Сразу возникает вопрос, как произошел переход в искусстве от изображения страшных мужчин-карликов к очаровательным ангелочкам эпохи Ренессанса. При сравнении картин разных эпох наглядно видно, как изменилось понятие «детского лица». Просто взгляните на пугающего мужичка на картине в начале статьи и на этого пухлого ангелочка.
Почему страшных детей так много? Чтобы найти ответ на этот вопрос, придется хорошенько разобраться в искусстве, средневековой культуре и даже в современных понятиях о детях.
Художники Средневековья не умели рисовать?
Детей изображали так специально. Есть четкая временная грань между «некрасивыми детьми» Средневековья и «симпатичными ангелочками» эпохи Ренессанса. Существует значительная разница в ценностях этих двух эпох.
По словам Аверетта, картины отражают отношение к детям в ту или иную эпоху: «Стиль закреплён за эпохой. Мы сейчас считаем, что люди Средневековья выглядят неправильно. А они сказали бы это про нас, глядя на картины нашего времени». Изменения в стилях искусства не являются причинами того, что дети стали лучше выглядеть.
Считается, что Ренессанс зародился в XIV веке во Флоренции и оттуда распространился по остальной Европе. Однако мы можем наблюдать, что ценности Ренессанса царили не всюду. Например, на картине 1521 года можно увидеть страшного ребенка. Видимо, художник был ярым приверженцем стиля Средневековья.
Существует два объяснения изображения средневековых детей:
• На большинстве картин ребенком изображён Иисус. Эта версия маленького Иисуса с взрослым лицом повлияла на изображения других детей.
Чаще всего именно церковь заказывала портреты детей, это значит, что на картинах изображались в основном Иисус и еще несколько библейских детей. На средневековое понимания Иисуса оказало сильное влияние понятие «гомункул», то есть «маленький взрослый человечек».
«Видите ли, считалось, что Иисус неизменен и идеален с самого рождения он уже взрослый. И эти византийские картины стали стандартом изображения Иисуса. На некоторых из них младенец-Иисус уже имеет типичные для мужчины в почтенном возрасте залысины», – говорит Аверетт.
Такое изображение Иисуса было нормой, а спустя некоторое время это стало нормой и для изображения любых детей.
Второе важное объяснение таково:
• Средневековые художники не считали реалистичность в картинах важным элементом
Такое нереалистичное изображение Иисуса демонстрирует более общую тенденцию в искусстве Средневековья. Художники того времени не считали реалистичность чем-то важным. В этом аспекте Ренессанс явно отличается реалистичными и даже идеализированными картинами.
По словам Аверетта, художникам Средневековья было ближе понятие экспрессионизма, а не натурализма. Понятие художественной свободы было им в новинку. Они не знали, как это, рисовать людей так, как хочешь ты сам, а не как принято. В общем, почти все люди на средневековых картинах очень похожи друг на друга.
Именно из-за влияния стиля, вплоть до Ренессанса, все дети выглядели, словно полноватые мужчины в возрасте.
Как Ренессанс вернул детям привлекательность
Так почему детей снова стали изображать милыми?
• Начался расцвет светского искусства: люди не хотели, чтобы их детей рисовали уродцами
В Средневековье искусство не было распространено среди обычных людей. Только в эпоху Ренессанса искусство стало доступным среднему классу, процветавшему во Флоренции. Людям стало по карману заказывать портреты собственных детей. И они не хотели, чтобы их дети были страшными взрослыми карликами. Они хотели маленьких, милых детей. Поэтому норма изображения детей, в том числе и Иисуса, поменялась.
• Идеализм Ренессанса изменил искусство
Появилась тенденция изображать все вокруг так, как оно выглядит на самом деле. Эта тенденция коснулась и детей. Появились прекрасные херувимы, в которых собраны самые красивые черты настоящих людей.
• Дети стали считаться невинными созданиями
По словам Аверетта, дело не в изменении отношения к детям – в эпоху Средневековья и в эпоху Ренессанса родители любили своих детей одинаково сильно. Однако изменения в искусстве разительны – от маленьких старичков к абсолютно невинным созданиям.
Появилась идея, что дети рождаются без греха, непорочными, и не знают ничего о мире. Как только идея о детях поменялась, изменились и портреты детей. Красивые изображения детей или нет, они лишь отражение общественного мнения о детях, об искусстве и о родительском долге.
Почему мы все еще хотим, чтобы наши дети изображались красиво
Все эти факторы повлияли на то, что дети стали пухлыми розовощекими малышами и остаются такими до сих пор. И такое изображение нам, современным зрителям, ближе, так как у нас все еще сохранились некоторые идеальные представления пост-Ренессанса о детях.
Поэтому мы и считаем, что все изменения привели к лучшему. Да и вот такого уродца смогла бы полюбить только мать.
Свежие комментарии