Человек, потерявший какую-либо конечность, еще долго продолжает чувствовать ее. К примеру, потеряв руку, он при звонке мобильного пытается взять телефон именно несуществующей рукой, либо почесать ею щеку, потереть глаз. Привычка выполнять те или иные движения заставляет их пытаться двигать ампутированными конечностями.
Но чего долгое время не могли понять врачи и, кстати, пытаются решить эту загадку до сих пор: почему у этих людей продолжают болеть конечности, которых уже нет.Впервые это явление было описано еще в XVI веке французским хирургом Амбруазом Паре. Современные неврологи назвали это фантомно-болевым синдромом (ФБС). Согласно данным ученых, в первую неделю после ампутации фантомную боль чувствуют 72 процента пациентов, через полгода – 65. В последующие два года этот показатель снижается всего на пять процентов. То есть, 60 процентов пациентов продолжают чувствовать боль в руке или ноге, которых нет. Кстати, этот синдром нередко фиксируется и у пациентов после удаления молочной железы или даже зуба. При этом установлено, что ФБС практически не возникает у детей младшей пятнадцати лет.
Шведский ученый Макс Ортиз-Каталан в своих работах подробно разъяснил, почему люди после ампутации чувствуют боль в несуществующих конечностях. Его работа опубликована в журнале Frontires in Neurology. По мнению автора, после удаления руки или ноги нейроны, которые участвовали в их управлении, «теряют работу». Они по-прежнему могут функционировать, взаимодействовать между собой и с другими нейронами, но они лишены возможности принимать сигналы и перерабатывать их в команды к движению. Однако их активность не затихает. Случаются даже ее всплески, которые иногда совпадают с активностью нейронов, отвечающих за восприятие боли. И тогда у человека возникает фантомная боль. Эти выводы Макс Ортиз-Каталан подтвердил в ходе изобретенного им метода лечения фантомной боли. К оставшимся частям ампутированной конечности ученый подключал электроды, а проходящие по ним нервные импульсы отслеживал на компьютере. С его же помощью сигнал от электродов приводил в движение виртуальную конечность, которая отображалась на экране монитора. Пациент видел на экране себя, но с дорисованной рукой и с помощью компьютерной технологии управлял ею в режиме реального времени. Таким образом нейроны опять оказывались при деле, и возникшая связь с нейронами, отвечающими за боль, разрывалась. Фантомная боль исчезала.
Неврологи называет несколько видов такой боли: каузалгию – самый мучительный вид болевого синдрома, когда у пациента возникают ощущения жгучей боли в какой-то части отсутствующей конечности; невралгичесую боль – в виде резких приступов тупой боли, которая длится от нескольких секунд до нескольких минут; и кинестетическую боль, больше напоминающую судороги.
Проблемой устранения фантомной боли занималась и нейробиолог из Оксфордского университета Тамар Макин. По ее данным, до 80 процентов современных людей, по той или иной причине потерявших конечность, испытывают фантомную боль, которая мешает им наладить нормальную повседневную жизнь. Тамар Макин стала автором исследования, в ходе которого предлагалось двигать или представлять, что двигают всеми четырьмя конечностями, людям с одной, двумя ампутированными конечностями, а также тем, кто родился без руки или ноги. Во время движения фиксировались все нюансы мозговой деятельности, связанные с подачей сигналов к движению. Оказалось, что люди с удаленными конечностями во время движения мыслили абсолютно также, как люди, имеющие две руки и две ноги. Разницы ни в подаче сигналов, ни в их обработке обнаружено не было. Исходя из этого, ученые предположили, что фантомная боль возникает из-за того, что в мозге человека отсутствующая конечность представляется как реальная, следовательно, на нее проецируется весь набор сигналов: от команды к движению до болевых ощущений.
Еще до Макса Ортиза-Каталана и Тамар Макин с подобными видами боли своих пациентов научил справляться индийский ученый Вилейанур Рамачандран. Но его прибор был намного проще. Он просто брал ящик, разделенный надвое зеркалом – сверху открытый, а с боков сделаны прорези. В них пациент с одной стороны вставляет руку, а с другой то, что от нее осталось. Человек двигает здоровой рукой, видит ее отражение в зеркале, а мозг в это время фиксирует как бы наличие другой руки. Больному кажется, что он двигает обеими руками. «Размяв» таким образом фантомную конечность, он перестает чувствовать боль в ней.
Однако это не помогло в случае с Филипом, которого на большой скорости сбросило с мотоцикла и оборвало все нервные окончания руки. Она просто повисла, как ненужная плеть, скоро превратившись в обузу. Рука беспорядочно болталась, и ее приходилось все время чем-нибудь фиксировать. В конце концов Филип решился на ампутацию. Однако сразу же после нее возникла другая проблема: Филип стал ощущать нестерпимую фантомную боль в несуществующем локте. Ему казалось, что у него все еще висит парализованная рука, и если каким-то образом удастся пошевелить рукой, боль исчезнет. Фантомная боль продолжала донимать парня на протяжении почти десяти лет. А зеркальный ящик помогал унять ее только на время, пока Филип видит свою руку в зеркале. Тогда Вилейанур Рамачандран предложил ему забрать ящик домой и ежедневно проделывать это упражнение. Поначалу Филип начал ощущать свою отсутствующую руку, что принесло ему облегчение. А затем, спустя месяц, позвонил ученому и радостно сообщил, что он вообще перестал чувствовать свой фантом даже тогда, когда не смотрит в зеркальный ящик. Таким образом, Вилейанур Рамачандран стал первым в мире врачом, который ампутировал фантомную конечность, навсегда избавив пациента от фантомной боли.
Свежие комментарии