На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Соколов
    какие то глупости и оправдания бабы высосанные из пальца))Бытовые механизмы...
  • Геннадий Исаков
    Для того жены существуют, чтоб мужику жизнь сахаром не казалась. А иначе вообще обленится и опустится.Бытовые механизмы...
  • Борис Сторублевцев
    были детьми иногда падали о какой предмет кололись  ,лист подорожника  или мочились на рану и лист подорожника!!!!Первая помощь при...

Эта загадочная борная кислота

Бытует мнение, что давно использующиеся лекарства вреда принести не могут, поскольку они как бы оценены и испытаны самой жизнью. Но непогрешимость старых лекарств — миф. Пример тому — борная кислота. С конца XIX века и по сей день она широко применяется в домашней медицине. Между тем этот внешне безобидный белый порошок иногда вызывает у маленьких детей тяжелейшие отравления.
Началом эпохи антисептики в хирургии считается 1865 год, когда английский хирург Джозеф Листер опубликовал в журнале „Ланцет“ статью о новом методе обработки хирургических ран с помощью карболовой кислоты (в просторечии — карболка). Карболка эффективно убивала микробы, но обладала множеством недостатков, худшим из которых была её ядовитость.

Вскоре за этим событием французский химик Жан Батист Дюма обнаружил антисептические свойства у борной кислоты, которая не раздражала раны, не пачкала белье, не пахла дурно, как карболка, даже вкуса не имела. Вот почему многие из известных в то время „домашних“ и клинических антисептиков, как перекись водорода, марганцовка и карболка, стали всё чаще и чаще заменять борной кислотой. Как выяснилось — зря.



В современном учебнике по фармакологии Д.А. Харкевича борной кислоте посвящено около четырёх строк. В том числе и такая: „Противомикробная активность кислоты борной низкая“.

Действительно: если борная кислота, согласно М.Д. Машковскому, оказывает антимикробное действие в минимальной концентрации 2%, то перманганат калия — 0,1, этакридин — 0,05, фурациллин — 0,01, а хлоргексидин — всего лишь 0,005%. Следовательно, мы имеем (и собственно говоря, давно имели) антисептики, которые превосходят кислоту по активности в 20-400 раз!

Отсутствие вкуса, запаха и раздражающего действия создало борной кислоте ложную славу безвредного вещества. Однако токсикологи показали, что микроэлемент бор относится к группе так называемых общеклеточных ядов. Только высокая стабильность борной кислоты в организме человека делает её относительно безвредной. Но небольшое количество борной кислоты все же расщепляется. При остром отравлении людей она поражает мозг, слизистые оболочки и кожу, а при хроническом — кроветворные и половые клетки. Особенно опасна борная кислота для развивающихся эмбрионов. Даже поступление однократной нетоксической дозы в организм матери может вызвать патологические изменения плода.

Из-за низкой эффективности и высокой токсичности борная кислота со временем покинула больничные палаты, где не очень-то заботятся о внешнем виде, запахе и вкусе препарата — был бы эффект, и перешла в число исключительно домашних средств, приятность которых чаще ценится выше их полезности. В большинстве домашних аптечек и сейчас можно встретить тот или иной лекарственный или косметический продукт с борной кислотой: присыпки, водный раствор для промывания глаз, спиртовой раствор для закапывания в уши, борную мазь, борный вазелин, борное мыло и даже минеральную воду с бором. И многие из них предназначены для детей…

Первое описание гибели ребенка от отравления борной кислотой, найденное мной в медицинском журнале, датировано 1881 годом. В 1905 году вышел первый (научный) обзор, в котором описаны уже 22 смертельных исхода.

Как ни парадоксально, но учащению отравлений способствовало распространение жёстких гигиенических правил ухода за ребенком. Так, после Второй мировой войны каждая молодая мама приобретала в аптеке порошок борной кислоты. Тогда её применение для регулярной обработки слизистых оболочек и кожи ребенка, а также сосков матери перед кормлением было синонимом высокой бытовой культуры.



Результат не замедлил сказаться. Журнал „Педиатрия“ (№ 6, 1953 г., Канада) опубликовал сообщение о 102 смертельных случаях, причиной которых стало применение борной кислоты. „Британский медицинский журнал“ (№ 1, 1955 г.) сообщил о 120; „Немецкий медицинский журнал“ (т. 87, 1962 г.) — о 60, „Французский журнал терапии“ (№ 3, 1980 г.) — о 79 случаях гибели детей. Отравления возникали в результате самых, казалось бы, невинных действий родителей и врачей: обтирания сосков матери раствором кислоты перед кормлением, присыпания мокнущих поверхностей кожи, обработки слизистой рта.

Будучи педиатром по образованию и фармакологом по профессии, автор этой статьи принимал участие в написании руководства для врачей „Отравления в детском возрасте“, изданного в 1961, 1977 и 1999 годах, в котором было указано на возможность отравления детей борной кислотой. Потом вышел учебник для студентов педиатрических факультетов — в нём перечислены лекарства, противопоказанные новорождённым. Среди них — борная кислота. Тем не менее популярность её среди населения и детских врачей отнюдь не снизилась. Это подтолкнуло меня к написанию статьи „Когда взрослые лекарства опасны для детей“, которая была опубликована в журнале „Наука и жизнь“ (№ 5, 1983). Реакция оказалась бурной. Пришло много ругательных писем, упрекавших меня в полной безграмотности, в том числе даже за подписью начальника Главного управления лечпрофпомощи.

Не успел я сесть за ответ уважаемому начальнику, как на полках библиотек появился свежий номер журнала „Архив болезней детства“ (№ 9, 1983 г., Великобритания), почти целиком посвящённый борной кислоте. Р. Иллигнворт, ведущий педиатр Англии, описал случай судорог у грудного ребёнка после применения раствора буры в глицерине для лечения молочницы.

В том же номере журнала меня заинтересовала статья М. О'Сулливана „Хроническое отравление борной кислотой у грудных детей“. Поскольку Британская педиатрическая ассоциация не рекомендовала применение борной кислоты уже с 1966 года, то, по данным автора, число детских отравлений за последние годы снизилось. Тем не менее он советовал всегда проверять наличие борной кислоты в сыворотке крови в том случае, если у ребёнка имеются непонятные симптомы, когда кишечное расстройство и воспаление мозга сочетается с температурой и сыпью.

Был описан и такой случай. Одна из аптек Дублина выпустила специальный сладкий сироп для ополаскивания сосок-пустышек с добавками борной кислоты в качестве консерванта. Вскоре в больницу доставили одного за другим 13 грудных детей с рвотой и судорогами. Оказалось, что в течение 4-10 недель детям давали соски, ополоснутые в новом сиропе. Содержание борной кислоты в сыворотке их крови к моменту поступления в больницу составляло более 8 мкг/мл, смертельной же является концентрация 80 мкг/мл. Высокая концентрация борной кислоты у детей держалась в течение 10 недель. К счастью, все дети поправились.

Появление этих статей заставило меня, в буквальном смысле слова, забить тревогу. На это мне отвечали, что в нашей стране ни одного случая отравления борной кислотой не зарегистрировано. Я убеждал, что не могут наши дети столь принципиально отличаться от прочих детей. Мне возражали: если не было отравлений, то отличаются. Я заинтересовался, как часто в больницах исследуется кровь детей, поступивших с симптомами тяжёлого отравления, на содержание в ней борной кислоты. Оказалось — практически никогда. Вот и причина отсутствия случаев отравления борной кислотой.

Смертельная доза борной кислоты для взрослого — 5-20 граммов. Большой разброc получается из-за того, что кислота выделяется через почки в неизменном виде. Хорошо они работают — отравление переносится легко, плохо — спасти от него крайне трудно. У детей имеется относительная недоразвитость почечных функций — это чисто физиологическая закономерность. И чем ребенок младше, тем эта недоразвитость выражена сильнее. Отсюда и получается, что борная кислота опасней всего для новорождённых, а с возрастом риск отравления постепенно снижается. Поэтому применение борной кислоты для лечения новорождённых должно быть запрещено категорически. Для грудных детей она может использоваться лишь в стационаре при обязательном контроле за её содержанием в крови. Следует помнить, что при больных почках борную кислоту нельзя давать ни детям, ни взрослым. Для детей старше года возможно употребление борной кислоты в виде растворов и мазей, но с учётом того, чтобы общая доза, независимо от длительности применения, не превышала двух граммов. Например, в одной капле её 2%-ного раствора содержится один миллиграмм вещества. По две капли в оба глаза пять раз в день — 20 мг, а за 10 дней лечения организм ребёнка получает токсическую дозу.

2 февраля 1987 года Министерство здравоохранения СССР по рекомендации Фармакологического комитета наконец приняло решение: „…запретить использование борной кислоты в качестве антисептического средства у детей грудного возраста, а также у женщин в период беременности и лактации в связи с её низкой активностью и высокой токсичностью“. Борная кислота была изъята из „Аптечки матери и ребёнка“. Но некоторые педиатры упорно продолжают рекомендовать её для обработки полости рта и глаз новорождённых. А мамам и тем более бабушкам ничего не стоит обработать раствором борной кислоты кожу ребёнка. Старые мифы распоряжениями министерства развенчать не так-то просто. А давно пора.

Доктор медицинских наук В. ПРОЗОРОВСКИЙ

Источник

Картина дня

наверх