На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • secretmaster
    Интересные и забавные традиции.5 безумных нового...
  • Фаина Юсупова
    Мне помогло рентгенотерапия.Уже хожу несколько лет.Может это новые открытия появилось,не знаю.Сделала 15 процедур.Да ...Когда шпора - не ...
  • людмила бер
    Простая чайная ложка, прекрасно очищает язык... полоскать лучше теплой водой с солью...Важное действие п...

Как жить в эпоху перемен?

Сегодня есть еще люди, мысли и поведение которых близки к панике. Больше всего страшит утрата стабильности и невозможность спланировать собственное будущее. Как с этим справиться и направить свою жизнь в более спокойное русло, вы узнаете из статьи.

304
М. З. Шагал, «Революция», 1937 г. 

Людей страшит ощущение неопределенности завтрашнего дня и дальнейшей перспективы.

Чтобы понять свойственное во все времена человеку состояние, уточним причины.

Ощущение беспокойства — это эмоция, страх, сильнейшая эмоция, подчас гораздо сильнее чувства любви. Любая эмоция предполагает отношение к происходящему или персоналии, группе лиц.

Рекомендую всегда разделять поступки людей, их многогранность, потенциал разных качеств, проявляющихся так или иначе в определенных условиях, имея в виду разницу между человеком и его поступками. И подвергать оценке поступки, а не личность.

Страх лечится любовью и уверенностью в собственной защищенности. Защита может идти от сил вполне материальных и от невидимых. Их можно почувствовать интуитивно.

Кризис — всегда испытание, тест, лакмусовая бумажка. В критической ситуации, насыщенной страхом, одни люди (как бы ранее в ситуации спокойной ни «надували щеки» и декларировали личностное мировоззрение) теряют инициативу, паникуют или испытывают состояние депрессии, другие — проявляют безудержную агрессию, казалось бы, без причины, третьи сохраняют способность размышлять под воздействием обстоятельств, принимать решения и действовать, пусть даже с риском ошибиться.

Как жить в эпоху перемен?

Логика тут ни при чем, ибо в критической ситуации «много умных, да мало смелых» — она не работает в привычном понимании определения. Так выявляются герои гражданской войны, как Чапаев, Щорс, которые в других условиях, даже военных, были бы прапорщиками (какими они являлись еще в 1915 году) всю жизнь. Но… революционная ситуация делает из людей героев, а всего-то нужно для этого «поднять знамя», выпавшее из неустойчивых рук. Поднять жупел проблемы, когда другие молчат со страху.

Почему так происходит, что одни теряются, иные набирают популярность — вопрос многогранный. Дело и в характерах, опыте, интуиции, конкретных обстоятельствах, складывающихся даже без их воздействия, незапланированно, и в таких небезупречных аспектах, как случай, время и место. Любые исторические катаклизмы дают много подобных примеров. Это показательно.

Не в полной мере, однако некоторые определенные «звоночки» личности, уверенно переживающей кризис, можно уточнить. Хотя бы для того, чтобы другим задуматься, понять причины явления и сделать выводы на будущее. Ибо кризис не последний, вся жизнь, по сути, является кризисом, проявляющимся в разной степени, частоте и форме.

Во-первых, это люди подготовленные, те, кто в эпоху относительной стабильности размышлял о смысле жизни, о будущем — не в мечтах, а готовя дома, подвалы, вещи и еду для пропитания. То есть те, кто анализировал ситуацию и побеспокоился заранее, понимая по накопленной мудрости своей, что ничему нельзя верить и перемены в жизни неизбежны.

Они ждали случая и теперь могут сказать: «ну, мы же говорили…». И с саркастической улыбкой незваных оракулов посмеиваются над «глупыми» или недальновидными окружающими. Им свойственно переезжать подальше от «горячих точек» при начале конфликта (к примеру, за границу) и продолжать осваивать накопленные материальные активы. Понятно, что всего не предусмотришь, но все же, все же… таких людей (а их много в современном мире) назвал бы условно подготовленными.

Во-вторых, недурно чувствуют себя те, кому нечего терять; большинство из тех, кто не подвержен сильному страху (или подвержен в меньшей степени, ибо человеку с ненарушенным парциальным интеллектом страх свойственен — как нормальная человеческая эмоция). К примеру, знаю много военных, прошедших «горячие точки», не теряющих самообладания в критической ситуации, страх свойственен и им. Редко кто бесчувственно переносит боль, в том числе боль утраты.

П. Н. Филонов, «Те, кому нечего терять», 1912 г. П. Н. Филонов, «Те, кому нечего терять», 1912 г.

Другое дело, какую маску надевать, чтобы страх и другие сильные эмоции не показывать, ибо в критической ситуации он может привести к панике целое подразделение (группу), а не только одного человека. Командирские навыки вырабатываются практикой и примером именно так — бояться, но не показывать страх.

Среди группы лиц, осознающих, что жизнь конечна и может оборваться в любом случае даже в мирное время, спокойно относящихся к накопленным активам (материальным и нематериальным), не воспринимающих накопления квартир, дач, машин, кэша — как собственность навсегда данную, или, как вариант, не имеющих ничего из перечисленного, далеких от забот и семейных привязанностей, много лиц, живущих с установкой, что терять им нечего или мало чего. Такие замечательные индивидуумы не теряют самообладания в сложной ситуации, ибо опытны и понимают, что нет ничего «нашего» в этом мире. И даже суету свою трусливую на тот свет не возьмешь, тем более деньги.

В-третьих, временно живущие на Земле. По З. Фрейду, которого мой коллега, психоаналитик и специалист по лакановскому анализу Дмитрий Ольшанский называет верно — Фройд, известно: кто не боится? Да тот, кого уже нет. Тот, кто сам «устал жить». В книге о пути самурая «Хагакуре» о них сказано в традиционном ключе. Не боящиеся смерти, обладающие «секретом» духовных практик.

Зигмунд Фрейд Зигмунд Фрейд

Вообразите христоцентричную церковную традицию (не только православие, но еще 264 деноминации), где ожидают второго пришествия бога на землю, а молитвы возносят по нескольку раз в день. Многие современники молятся номинально или по привычке. Но есть и то меньшинство, весьма одухотворенное и живущее в соответствии с религиозными учениями. Они свыклись с мыслью временного пребывания, ожидая для себя жизни вечной не на Земле. Им все эти кризисы — только крайне малая неприятность. Гораздо больше они переживают не за свои впечатления, а за трагедии и горести других.

В-четвертых, имеющие семьи, многодетные. Разумеется, им, особенно многодетным, может быть крайне трудно в материальном аспекте — ибо рушатся планы на развитие, привычки, покупки. Но главная их «красная нить», ценность (крепкая семья с доверительными отношениями, не протухающими десятилетиями — да-да, и такие есть вокруг) не страдает в кризис; они остаются психологически устойчивы, понимая, что счастливы тем нематериальным, что имеют в отличие от других. Им главное — сохранить эти связки в отношениях. А мудрость понимания того, что любой кризис имеет начало и обязательно — конец, позволяет в относительно спокойном режиме переждать и продолжать заниматься трудами, ни в чем особо не нуждаясь.

Хоакин Торрес Гарсия, «Мать и дети», 1912 г. Хоакин Торрес Гарсия, «Мать и дети», 1912 г.

Разбирая все эти типы, превалирующие в социуме, с их краткими характеристиками-описаниями мотивов поведения, мы (другие — условно нормальные, испытывающие страх неизвестности) не лишены возможности применить для себя некоторые подходящие их приемы деятельности для того, чтобы пережить кризис без крайних последствий.

Пятый тип — те, кто увлечен работой, досуговой деятельностью. Это творческие люди, отчасти «не от мира сего», чувствительные к любым «ветрам», несправедливости, интригам и проч., остро реагирующие на критику.

С одной стороны, казалось бы, эмоционально неустойчивые, к ним нужен «особый подход», живущие в придуманном ими мире. Вспомните актеров, композиторов, писателей, художников, их так и называют в стабильное время — эмоционально неустойчивые.

А с другой стороны, в сложнейших ситуациях они же проявляют себя с точностью до наоборот. После периода адаптации в кризисе они восстанавливаются быстрее других и творят, творят, творят…

Тут надо различать нюансы, ибо главное — люди, создающие новое. К примеру, музыкант-исполнитель, если он не композитор, и литературный критик, если он не писатель — не совсем вписываются в сей список.

И здесь же подходит большой сегмент тех, кто увлечен работой (как физической, так и административной (чиновники). Они в кризис определенного генеза, как сегодняшний, не имеют иного выхода, кроме как не наращивать обороты деятельности, ибо жизнь подкидывает все новые и новые задачи. Посему вполне справедливо чувствуют себя либо незаменимыми, либо даже героями труда и не только.

Фрединанд Келлер, «Герой» Фрединанд Келлер, «Герой»

Такие видят в кризисе очередное «нападение противных сил», испытание на прочность и преодолевают трудности с усиленной энергией. А если их еще и поощряют «за работу» или, как справедливо отмечал Дейл Карнеги, «дают почувствовать собственную значительность», их хлебом не корми, дай продлиться ситуации как можно дольше, ибо она — и деньги, и власть, и суетная слава.

О суетности, разумеется, думают меньше всего, полагая, что все остальные хотели бы непременно занять их место и пост, но того недостойны. Им кризис только на руку (по причинам, приведенным выше) — есть возможность показать, кто и чего стоит не на словах.

Шестой тип коррелирует с предыдущим, это человек дела. Строитель, в том числе коммерческий, в прямом и переносном смысле. Нет кризиса — идет стройка, а есть неудобства — та же стройка идет уже по другим, возвышенным ценам. В одном месте приобрел, с наценкой реализовал — построил, при чем тут неприятности? В былое время таких называли маркитанты. Армии воевали, но предприниматели всегда оставались при своем.

  • Отсюда вывод: подумайте о «собственном деле» в какой-либо нише. В ситуации, как теперь, когда грядет экономическая изоляция и нужно поднимать внутренний рынок, «налоговая» долго не будет спрашивать с вас результат, то есть из выбранной ниши можно выйти без потерь — если дело «не пойдет».

В эпоху перемен развиваются проекты любых преобразований. От творческого продукта интеллектуальной собственности, которым пока не насыщен рынок, до востребованности эзотерических, гадательных и духовных практик, в том числе в формате дистанционном, на манер телемедицины.

Эдвард Коли Бёрн-Джонс, «Астрология», 1865 г. Эдвард Коли Бёрн-Джонс, «Астрология», 1865 г.

Возрастает интерес к непознанному, к астрологии, магам всех мастей. Люди ищут методичку по выживанию в условиях окружающей нестабильности. И всё, в том числе практики, что дает ответы на вызовы времени или хотя бы анализ происходящего с прогнозом перспектив — им потребно, их успокаивает для того, чтобы завтра вновь прибегнуть к гаданиям и предсказаниям.

На мой взгляд, все это пустое. Но людям нужно чем-то себя тешить, а сложное время тому способствует.

Как же побороть страх завтрашнего дня и неуверенность?

Самое важное — ваше персональное отношение к событиям, действующим извне. Не может устоять царство, разделившееся в самом себе. Оставайтесь верными своим идеалам и принципам, не дефилируйте от страха и не падайте раньше выстрела. Возможно, вас даже не расстреляют. Вы понимаете, что когда-нибудь кризис закончится. Или не закончится. Но вы к тому времени поменяете отношение к явлениям, адаптируетесь, накопите опыт.

Отдыхайте по максимуму. Спите долго. Читайте любимые книги. Читайте духовную литературу, если не веровали — теперь самое время хотя бы узнать об этом.

И. Е. Репин, «Отдых», 1882 г. И. Е. Репин, «Отдых», 1882 г.

Если нет противных сдерживающих обстоятельств — зайдите в церковь. Помните, что церкви — конфессионально разные. Помолитесь, этого никогда не бывает много. Что вам до других, до возможных суждений-осуждений, даже если бы они были — за «не надетый платок» или незнание катехизиса. Это только ваше дело. Причем вы найдете много сочувствующих или, лучше сказать, единомышленников в вере — вот и новое общение, отказаться от которого сможете в любой момент.

Как закончивший теологический институт (кроме трех ступеней высшего образования) смею утверждать, что в долгосрочной перспективе даже «церковное» общение перенесется в on-line формат; непонятно только, как фактически будет проходить евхаристия; пользуйтесь случаем, пока вы и «общение» еще не там.

Побалуйте себя — купите и съешьте вкусного. Сделайте то, что откладывали долгое время. Когда это делать, ежели не теперь?

Помиритесь с родными, если были в ссоре. Опять же теперь — самое подходящее время, если не хватало воли сделать сие раньше.

Если вы одиноки, заведите домашнего питомца. С одной стороны, он с вами не спорит (люди больше всего не любят тех, кто с ними не согласен), а с другой — вместе веселее, вот и забота.

Как жить в эпоху перемен?

Говорите окружающим приятные слова. Это несложно. Причем вам будет радостно — сразу же по освоению сей практики. Попробуйте, не откладывая.

Позвоните кому-нибудь и скажите просто: «как хорошо, что ты есть» или «щас я скажу приятное для вас слово», «вы украшаете этот мир». Или на вопрос в очереди за сахаром «кто последний» ответьте на манер Калягина: «Кто же как не я — самая старшая из присутствующих здесь дам», — даже если вы не дама, это значения не имеет. Значение имеет отношение, необычный пример и его фактическое проявление. На улице и в магазинах оперируйте выражениями типа «вы очень любезны» — в ответ на услугу. То есть — творите.

Кстати, если недостает с непривычки воображения, черпайте оное в художественной литературе, определите для себя круг того, что давно хотели прочесть — и вперед. Желательно начать список комедиями и юмором на манер «12 стульев», «Приключения бравого солдата Швейка во время мировой войны» и прочее в том же духе, кому-то подойдет Жан Поль Сартр.

Жан-Поль Сартр, 1967 г. Жан-Поль Сартр, 1967 г.

Чего следует точно остерегаться:

  • Телевизора, Интернета (новостей) — там можно обалдеть и «зависнуть». Перестаньте читать даже выдающихся аналитиков — лично вам они не помогут, вы им тоже.
  • Избегайте споров на любые темы, в том числе в соцсетях — их лучше максимально ограничить. Понимаю, как это трудно без привычки, но так надо для спасения психического здоровья.
  • А также избегайте любого вида агрессии или неудовольствия. Уходите от любых споров — это не про вас.
  • Начинайте жить здесь и сейчас — одним днем, и вы убедитесь, что завтра придет новый. Не надо химии и антидепрессантов — лучше скорректируйте питательный рацион, ибо «человек то, что он ест».

Таким образом, излучающие вокруг к окружающим лучи солнца не только светлой личностью, пусть и субъективно, кажутся, но, поскольку маска быстро прирастает к лицу, ими скоро и становятся.

В гастрономическом отношении будьте аккуратны. Обратите внимание на свое здоровье. Лучше бегать по утрам, чем курить и (или) заливать неприятности алкоголем. Он дурманит, но проблемы не решаются.

Поставьте реальные задачи и выполняйте. Хотите сбросить вес к летнему сезону — самое время начать. Откажитесь от вредной пищи, перейдите на «здоровую», дающую энергию: салаты из овощей и фруктов без уксуса, майонеза и сахара.

Поезжайте в путешествие. До высокого туристического сезона еще можно успеть по бюджетным ценам. В своей стране много хороших мест, куда можно поехать за позитивными эмоциями.

Альфред Ковальский-Веруш, «Зимнее путешествие» Альфред Ковальский-Веруш, «Зимнее путешествие»

Не оплакивайте себя и свою жизнь. Уберите из лексикона привычные провинциальные слова «как всегда», «не то слово», «ужас» и подобные. Ибо мысль все-таки материальна — это доказано.

Начните писать собственный дневник или даже книгу. Не пробовали — пора начать. Не каждый осведомлен о своих талантах, иногда именно в непривычной кризисной ситуации они только и раскрываются. В этом отношении будьте смелее.

Ориентируйтесь на положительные впечатления. Делайте что-нибудь для выхода из кризиса! Ибо если хоть часть из рекомендованных практических советов не номинально сделаете, не страшен вам никакой кризис

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх