В древности верили, что рождение, как и смерть, нарушает невидимую границу между мирами умерших и живых. Поэтому у многих народов было принято рожать вне дома.
Повитуха знала практические приемы, облегчающие роды, применяла лекарственные травы, стимулирующие и усиливающие схватки, обладающие и кровоостанавливающим действием. Кроме того она владела навыками оказания помощи младенцу: она отрезала пуповину, обмывала ребенка и даже вправляла вывихи.
Повитухами были женщины из бедных семей. Свое мастерство и знания они передавали из поколения в поколение. Случалось, что и дипломированные городские врачи не гнушались набираться у них опыта. Никогда среди повитух не было гневливых, сварливых, непокладистых и... черноглазых: считалось, что с такими роды всегда труднее.
Помимо бабки-повитухи, на родах могли присутствовать свекровь или мать роженицы. Другие члены семьи, а тем более муж, к роженице не допускались.
Как только ребенок появлялся на свет, повитуха сообщала матери о том, кто у нее родился, отрезала пуповину (мальчику – на колуне, чтобы был хорошим мастером, девочке – на веретене или прялке, чтобы была хорошей хозяйкой).
Наряду с гигиеническими процедурами обтирания и обмывания повитуха, стараясь защитить новорожденного от нечистой силы, произносила молитвы, перекрещивала младенца, воду, полотенце и окропляла их святой водой. Иногда ребенка прикладывали к груди матери сразу после рождения, считая что молозиво для него полезно, но чаще дожидались, когда у матери появится молоко.
После родов приглашали священника, который проводил ритуальное очищение от послеродовой скверны, читая молитвы.
Свежие комментарии