На приеме мужчина средних лет. Жалуется на бессонницу. Засыпает неважно, а если заснул, так непременно проснется в четыре утра и будет смотреть в потолок. Сон приходит под утро, но надо вставать, идти на работу. Днем - конечно, сонливость. А еще болит спина, то там, то сям. Сил ни на что нету. Надо бы поплавать в бассйне - полезно для спины, но не хватает энергии. ..
Соматически он здоров: анализы в норме, сердце - пламенный мотор, щитовидка и почки в порядке. Неврологически тоже не к чему придраться. За одним, пожалуй, исключением.
Выражение лица. Брезгливо-унылое. Опущены книзу уголки губ. Нет, это не горестная или страдальческая гримаса, и не бедность мимики, как бывает при депрессии. И все же - ни тени позитивных эмоций на лице. Нет той едва заметной полуулыбки, что будто подсвечивает лицо человека с нормальным уровнем дофамина и серотонина. Такой человек удовлетворен тем, что есть (серотонин) и будто радостно предвкушает то, что будет (дофамин).
Терапевт назначала снотворные - ну как снотворные, транквилизаторы. Да, сон от них приходит, но радости утром нет. Будто и не спал вовсе. Как пыльным мешком по голове приложили. Мешок убрали, а вся пыль будто в голове осела - никакой ясности мысли.
Просит рецепт на феназепам.
Начинаю рассказывать про мелатонин, про то, что с возрастом он у многих начинает вырабатываться недостаточно. Говорю, что проблема системная - это не просто случайные ранние пробуждения, это сбит ход "биологических часов", и надо его восстановить. Одной волшебной таблеткой не обойдемся.
Назначаю мелатонин - рассказываю, какие схемы мы попробуем. Убираю транквилизаторы. Потом, возможно, добавим антидепрессанты.
Спорт ближе к вечеру, лучше на свежем воздухе, чтобы устал не только мозг, но и мышцы. Поначалу будет тяжеловато, но потом пойдет само. Улучшится сон, появятся силы.
Убрать "световой шум" - к черту гаджеты перед сном.
В ответ - капризная гримаса.
Мелатонин?.. Я не хочу пить гормоны!
Спорт?.. У меня нет сил, у меня же дневная сонливость!
Дайте мне рецепт на феназепам, доктор.
История эта типична. Да, в круге проблем пациента темно и страшно, зато привычно и знаком каждый пыльный угол, каждый плесневый закуток. Доктор стоит с фонарем, предлагает осветить маленькую петляющую тропинку и совершить побег - ты только встань, выберись из ямы и начни идти, а я помогу.
Но пациент ждет другого. Он приходит к доктору, чтобы тот дал ему волшебную пилюлю. Проглотишь ее - и замкнутого круга проблем как не бывало, стены лабиринта из неопасных, но таких гадких симптомов вроде бессонницы или отсутствия красок окружающего мира, рушатся, открывая новый мир - там ничего не надо делать, а здоровье, силы, сон и радость приходят сами.
Но у доктора есть только старый фонарь и надежная карта. Пациенту придется выбираться самому, своими ногами, испытывая страх, неуверенность и порой разочарование, что побег из заколдованного круга проблем - дело небыстрое и хлопотное.
Поэтому некоторые пациенты выбирают волшебное зелье забвения. Феназепам при бессоннице. Поездку в санаторий при боли в спине - и не нагуливать километры по лесу, а лежать в ванне с лечебной грязью. Алкоголь при депрессии - а что, помогает заснуть.
Тогда врач вынужден уйти, принимая выбор пациента.
Не убеждать, не настаивать - только один раз объяснить и убедиться, что услышан. Иначе и сам рискуешь потеряться в собственном замкнутом круге переживаний, задетого самолюбия, чувства вины и неоправданных надежд. Где-то в идеальном мире здесь должен появиться психотерапевт. Но в провинциальном городке и психиатры-то не снисходят, чтобы полечить легкие и среднетяжелые случаи депрессий и тревожных расстройств, а психотерапевт - и вовсе диво дивное.
Зелье забвения - тоже выбор.
А фонарь и карта для побега непременно пригодятся кому-то еще. Только это, в общем, и обнадеживает.
Свежие комментарии