Часть 1. Что такое дисбактериоз?
Медицинская мода в очередной раз делает крутой поворот – опять в специальной литературе появилось много информации по дисбактериозу. Он же дисбиоз. Для меня такие виражи привычны и вызывают иронию. Лично я в своей медицинской практике принципиально веяньям моды не следую.
И какие-то не слишком обдуманные, но зато уверенные утверждения на тему, что дисбактериоза не существует, на меня никогда не действовали. Не гипнотизируюсь. Маловнушаемый человек, видимо. Мне логику подавай, доказательства. Да и собственный клинический опыт тоже что-то значит.В иноязычной литературе сейчас про дисбактериозы тоже можно многое найти. Только они чаще обозначаются термином микроэкологический дисбаланс. Но дело ведь не в названии. В России существует, кстати, даже Приказ МЗ 231 от 2003 года – Протокол ведения больных с дисбактериозом. Это про несуществующий написано, значит…
А теперь по делу. Проблема существует, но сложностей масса. Даже определение дисбактериозу уже дать непросто.
В 2002 году проф. А.А. Воробьёв дал такое: Дисбактериоз – это любые количественные и/или качественные изменения типичной для данного биотопа микрофлоры человека или животных.
Мои извинения, но это определение очень неточное. 1. Потому что большие сдвиги в составе и деятельности микрофлоры, например, толстого кишечника, по разным причинам бывают и в норме. А под дисбактериозом понимают всё-таки не физиологическое, а патологическое состояние. 2. И потом, у разных людей в зависимости от особенностей организма, климата, характера питания нормальный состав микрофлоры и в норме очень разный.
Озадачиваемся… При таких-то колебаниях состава микрофлоры какие же будут объективные критерии патологии? Какие отличия патологии от просто индивидуальных особенностей?
Вот и приходится думать. Дисбактериоз - это явно не самостоятельное заболевание. Хотя определённо патологическое состояние. А какая разница? - Разница между любым самостоятельным заболеванием и дисбактериозом в том, что дисбактериоз всегда вторичен. Он или всегда закономерно сопровождает какое-то заболевание в ряде других патологических процессов, или возникает как его осложнение. Но начинается всегда не с него.
Так что, конечно, в том, что какое-то время ряд исследователей вообще не хотели признавать существование дисбактериозов, большую роль сыграли и огромные трудности выработки хоть каких-то объективных критериев его диагностики, и его вторичность. Да и в лечении много сложностей.
Однако какие бы теоретические споры не велись, какая бы неопределённость не существовала, проблема не испаряется. Возьмём далёкие от дисбактериозов параллели
Если температура тела у нас в течение суток колеблется от 36,0 до 36,9, а есть люди, для которых нормальная температура 35,5 - 35,7, то что, надо считать, что нормы для температуры совсем не существует? Надо отрицать существование лихорадки?
Или цвет кожи. Он может быть разным в зависимости от индивидуальных особенностей, расы, степени загара. Конечно, это создаёт медикам дополнительные проблемы при диагностике. Но, тем не менее, в истории болезни пишут: «кожа нормальной окраски». - От описания изменения цвета кожи, как признака заболевания, не отказываются. Описаны и бледность, и гиперемия кожи, и желтушность. И всё это помогает в диагностике. Так что, если трудно диагностировать, это не значит, что явления не существует.
Чтобы понять, насколько проблема дисбактериоза важна, надо хоть немножко представлять роль в здоровом организме нормальной микрофлоры. Как оказалось, эта роль огромна. Столь огромна, что за последние 20 лет выделилась отдельная дисциплина – медицинская микробная экология.
Микробов всех видов и мастей на человеке и в нём очень много. Микробы с нашего рождения живут на коже и во всех отрытых наружу полостях тела. Это внутренние поверхности дыхательных путей, мочеполовой тракт, желудочно-кишечный тракт.
Если поверхность кожи взрослого человека – это в среднем 1,8 м2, то общая поверхность всех полостей – 400 м2. В 200 раз больше!
Внутренняя поверхность полостей покрыта слизью. Это прекрасная среда для жизни микроорганизмов. И температура там относительно постоянная, комфортная.
На лицо симбиоз - совместное длительное проживание здорового человека и его нормальной микрофлоры. Нормальная микрофлора жить человеку явно не мешает.
Микрофлоры на слизистых оболочках так много, что она формирует на поверхности устойчивую целостную биоплёнку. Это не хаотичное столпотворение отдельных микробных индивидов – это сообщество со своими сложными внутренними взаимоотношениями, так называемый микробиоценоз.
В толстом кишечнике детально описано уже более 400 представителей резидентной (постоянно живущей) микрофлоры. Это досконально изученные микробы.
А, судя по генетическому материалу, который в кишечнике обнаружен, видов микробов там неизмеримо больше. Это так сказать по качеству. А по количеству? - В одном грамме кала 250 миллиардов микробных клеток. Думаю, это почти 1/3 его веса.
Даже в желудке, где сильное антимикробное действие оказывает соляная кислота желудочного сока, спокойно живут лактобациллы и дрожжи. А иногда, что нежелательно, поселяется зловредный хеликобактер, провоцирующий образование язв. А я ещё помню время, когда полость желудка в норме считалась стерильной.
Некоторые микробы обязательно встречаются на определённых участках тела всех людей. Они называются облигатными. Есть такие, которые могут быть, а могут и не быть. Это факультативные.
Но вернёмся к отношениям хозяина – человеческого организма и микробов – его квартиросъёмщиков.
Симбиотические отношения между сожителями могут быть различными.
Мутуализм – это взаимовыгодные отношения. Такие отношения у человека с целым рядом бактерий толстого кишечника - лакто-, бифидобактериями и др. Человек даёт им благоприятные условия для проживания и делится пищей, а бактерии производят некоторые витамины, ферменты, расщепляют не расщепляемые человеческими ферментами вещества, препятствую внедрению пришлой болезнетворной микрофлоры.
Комменсализм – это когда выгода только у одного из партнёров. Но для второго вреда нет. Многие комменсалы – это условно патогенная микрофлора. Т.е. обычно эти микробы ведут себя скромно, т.к. хорошо контролируются иммунной системой человека. А вот при ослаблении организма хозяина или нарушении по каким-то причинам целостности слизистой оболочки они могут выйти из-под контроля, начать размножаться, изменить свойства и вызвать заболевание.
Вот портрет одного очень симпатичного комменсала.
Паразитизм – питаются живыми тканями хозяина и всегда причиняют вред.
Весь этот микробный интернационал находится между собой в отношениях конкурентных или дружественных. Например, комменсал безобидная кишечная палочка всё-таки не совсем комменсал. Выгода от неё есть. Она подавляет условно патогенные виды – стафилококки и стрептококки и дружественна лактобактериям. Каждая община микробного сообщества строго контролируются общим и местным иммунитетом организма хозяина.
Но кроме постоянной микрофлоры (она ещё называется в специальной литературе аутохтонной или резидентной) на кожу и в полости постоянно попадает из внешней среды с воздухом, водой, пищей микрофлора случайная (аллохтонная). Из аллохтонных видов выделяют транзиторную – это не способная к длительному существованию в организме. К пришлым иммигрантам отношение у постоянных жителей негативное – антогонизм. И это хорошо. «Не пущают» подозрительных типов, от которых не знаешь, чего и ожидать.
Микробиоценозы (микробные сообщества) разных областей человеческого организма относительно устойчивы по составу и численности. Относительно.
Потому что некоторые сдвиги в равновесии в микробном биоценозе по разным причинам всё время бывают. Причины: моторика соответствующих органов, изменение рН среды, содержания кислорода в среде, изменение характера питания, уровня железа в среде, уровня иммуноглобулина А и другие,
Микробиоценозы способны к воспроизводству и самопроизвольному восстановлению. Однако есть критические пределы способностей к восстановлению нужного равновесия, за которыми идут серьёзные последствия – развивается этот самый дисбактериоз.
Продолжение следует
Свежие комментарии