Я работаю в библиотеке. Чаще всего к нам приходят за книгами пенсионеры. Молодым всё больше некогда (часы работы совпадают с рабочими часами тех, кто еще не на пенсии), да и привыкли к электронным ресурсам. А еще не знают, сколько, на самом деле новых книг сейчас выделяет государство (по крайней мере в Петербурге).
Это жительницы социального дома, книжки им приносят прямо домой. А на фото я учу их надувать мыльные пузыри. Для многих тз них это был первый опыт в жизни. (фото в публикации все личные).
У нее получилось! Пузыри мы пускали в честь Дня детства. У многих этих бабушек детства фактически не было, так как оно выпало на тяжелое время.
Но речь сейчас не об этом.
Есть у нас один читатель - Василий Яковлевич. Ему 94 года. Он всегда приходит к нам полистать "Комсомольскую правду" и просит включить ему Моцарта в наушниках с компьютера. Говорит, что раньше не слушал Моцарта, так как это же немец, а он против немцев воевал.
Василий Яковлевич по осени варит варенье. Приносил меня угостить несколько раз. Живет он один. Сам убирает, стирает и готовит. Ему предлагали работника из соц.защиты приставить, но дедушка шутит, что готовила она плохо. Пока ноги ходят, предпочитает все делать сам.
К сожалению, Василий Яковлевич не любил фотографироваться. Единственное фото с ним, что я нашла. С масленицы.
Тем не менее Василий Яковлевич давно болен страшной болезнью пожилых людей.
Как-то раз, мы с ним разговорились, и его потянуло на откровения. Он сказал:
- Знаешь, Дашенька, ведь все мои друзья умерли. Я похоронил любимую женщину, фронтовых товарищей, друзей со двора. Мне часто бывает так одиноко, от того, что мне просто не с кем поговорить. Спасибо, что можно прийти к вам библиотеку. Меня очень заряжает музыка и созерцание вас, молодых.
Это я улыбаюсь вам. И призываю быть добрее к друг другу.
И действительно. Это очень страшная болезнь - одиночество.
Даже те старички, у кого есть кому о них позаботиться - больны ей. Просто она у них протекает в более скрытой форме. Наверняка они тоже согревают и лелеют теплые воспоминания в уголке своего сердца. Им хочется иногда поделиться ими или вспомнить совместные моменты с тем, кого больше нет.
Нужно обязательно разговаривать с бабушками и дедушками. Пусть даже они будут говорить вам одно и то же или не имеющее смысл. Я убеждена, что лишь таким образом мы делаем им легче.
Я разговаривала и слушала очень многих пожилых людей. И на работе, и в поездках в Дом Престарелых, и работая с ними в социальных домах и центрах. Я уже не помню всех имен и историй, что услышала.
Но мне хочется верить, что в те дни, когда мы слушали с Василием Яковлевичем Моцарта, он был чуть менее одинок.
Свежие комментарии