Для многих частное образование - недостижимая мечта. Анна (имя изменено) посмотрела на работу частной школы изнутри - больше двух лет проработала в ней учителем. И сегодня своих детей Анна предпочла отдать в обычную государственную школу, а об "элитной" и не думать. Говорит, что это не то образование, о котором стоит мечтать. Что не так с частными школами?
Анна - педагог, в системе образования 12 лет. Из них 2 года проработала в частной школе, откуда предпочла уйти. Мнение автора может не совпадать со мнением редакции Ребенок.BY.
- Думаю, что у многих словосочетание «частная школа» вызовет приятный отклик: элитарность, традиции, качество, высокий уровень образования, умные дети, престижность. Я тоже так думала, пока не посмотрела на это изнутри.
Внешне вроде все логично и организованно. Есть отдельное здание, обустроенная пришкольная территория, все классы с 1 по 11, в классе максимум 7 человек, но зачастую 4-6, среди педсостава кандидаты наук, доценты, учителя высшей и первой категории, организована кружковая деятельность, школьный автобус отвозил детей по желанию на спортивные секции. Еда в столовой вкусная и качественная, индивидуальный подход к детям-аллергикам.
А дальше включается человеческий фактор.
Педсостав
Учителя – это самый ценный ресурс, которым владеет школа. Безусловно, весомо звучит фраза о том, что литературу или историю вашему ребенку будет преподавать кандидат наук, доцент, преподающий в вузе. Но на месте родителей я бы сразу уточнила, а преподавал ли он хоть когда-нибудь в школе, и если да, то сколько лет назад.
Методики преподавания в школе и вузе разные, и вузовский преподаватель часто имеет расплывчатое преставление о современных детях в возрасте до 17 лет.
В моей школе большинство преподавателей было совместителями. А у совместителей иногда возникают проблемы: то педсовет в своей школе, то конференция, то экзамены с зачетами, и это все влияет на учебный процесс.
И уверения, что ребенок уже со школьной скамьи будет включен в научную работу, я бы тоже пропустила. Будет, но только какой-нибудь один из школы, раз уж этого просит работодатель.
Ученики
Это обычные дети. Самые разные. Иногда дети с проблемами интеллектуального, неврологического, психического характера. Потому что для их родителей это выход: учить ребенка дома, отдавать в специализированную школу или найти деньги и иметь хотя бы такую социализацию.
Родителям новеньких этого не скажут. И поэтому в маленьком классе может оказаться ребенок, читающий по слогам в средней школе, или с особенностями поведения, срывающий уроки. Такие дети приходили в середине года. Нет, учителю, конечно, администрация будет всячески помогать, но учебный процесс страдает. А если еще и родители - спонсоры, то рычагов воздействия нет ни у кого.
Мне показалось, что в такой школе сложно сильным и мотивированным детям, пришедшим из гимназии или обычной школы. Им было не с кем соревноваться, уровень понижался, а на фоне остальных они все-равно были «звезды».
Индивидуальный подход
Родителям обещают индивидуальный подход к ребенку. Но сильному хватит одного раза объяснения темы, а слабый поймет с семнадцатого раза...(да-да, однажды я пробовала, прямо самой интересно стало, случай безнадежный или шансы есть). На такие подвиги я больше не шла, так как индивидуальный подход должен быть к каждому, а другие ученики не должны от этого страдать, особенно если слабый ученик не мотивирован на учебу.
Частная школа - это бизнес-проект учредителей, и не надо ждать от учителей самоотверженного труда сверх оплаченного времени. Некоторые родители это понимают, а некоторые считают , что в сумму квитанции входит все.
Оплата труда учителя практически такая же, как и в государственных школах, все зависит от стажа и квалификации. И при этом много моментов, когда есть возможность почувствовать себя неловко: остро чувствуется социальное расслоение не только на уровне учитель-ученик, но и среди учеников. Многие думают, что в частной школе ребенок сможет завести полезные отношения и связи, которые пригодятся в будущем. Это не совсем так.
Элита держится особняком не только на уровне класса, но и на уровне школы – чужих нам не надо. Иногда учитель мог услышать слова:
Да ладно вам, да не надо мне ваш предмет, я знаю, где буду учиться и работать.
Иногда прослеживается отношение к педагогу как к работнику «сферы обслуживания». Многие учителя приходили, соблазнившись названием «частная школа», работали год-два и уходили.
Мне запомнился класс начальной школы. Там был мальчик, который кусался, а на прогулках залезал повыше, а потом разжимал руки и падал. Учительница вынуждена была ловить. Она же за него отвечает. Ей было сложно это делать, так как за руку она держала девочку, которая всех боялась, боялась играть с детьми, вообще от нее не отходила. Просто девочка выросла, играя только с няней, у нее не было опыта общения с другими детьми.
После этого я решила, что мои классы выглядят неплохо. Ну подумаешь, кто-то по слогам читает; ну подумаешь, кто-то наблюдается в психдиспансере, он же не особо буйный, максимум телефоном в стену запустит; ну не дается ребенку научная терминология, так ему в принципе построить связное предложение сложно...
Что я для себя решила:
- Об элитарности образования в частной школе речи не идет. Она возможна, если есть отбор. Отбора нет, берут всех, кто может платить.
- Для успешной сдачи ЦТ придется нанимать репетиторов.
- Преподаватели будут хорошие и опытные, но надо быть готовым, что они будут часто меняться.
- С точки зрения комфорта как бытового, так и психологического, частная школа – выше всяких похвал. Здесь гарантирован индивидуальный подход, ребенку приготовят то, что он любит, проследят, чтоб не было чипсов и газировки.
- Иногда класс по уровню учеников будет напоминать интегрированный класс в обычной школе.
- С проблемным учеником действительно будут заниматься, стараться социализировать, интегрировать и подтянуть. Ну, по крайней мере, пока у учителя не лопнет терпение.
- Если родители - работающие занятые люди и некому присмотреть за ребенком после школы, накормить, организовать выполнение домашнего задания, свозить в бассейн и на спортивную секцию, это хороший вариант.
Я не увидела принципиальных различий между частной и обычной среднеобразовательной школой, за котoрые бы стоило платить 500 евро в месяц. Подчеркиваю, что я говорю только о той школе, в которой работала.
Родителям, которые сделали выбор в пользу частной школы, я бы рекомендовала задать администрации следующие вопросы:
- Какая система обучения принята в школе. Если классно-урочная, каким образом реализуется индивидуальный подход.
- Какие учителя в школе работают на постоянной основе, какие совместители, что они преподают.
- Каков уровень класса, в который поступает ребенок.
- На какой результат ориентированы педагоги при работе с данным классом.
- Каким образом родителей будут оповещать об успеваемости детей.
- Как строится воспитательная работа.
- Какие дополнительные занятия, кружки и секции предлагает школа.
То есть отдавая ребенка в частную школу, родители должны четко понимать, что они получат в итоге: не стоит надеяться на глубокие знания и отличную подготовку к ЦТ, но они получат здорового, в меру счастливого, сытого ребенка.
Комментарий частной школы
Как происходит отбор в частную школу учеников и преподавателей, спросили у директора частного детского сада-начальной школы "Давайте расти" Ирины Вдовиной.
Какие плюсы или минусы частных школ известны вам?Если говорить о нашей школе, то особого отбора детей нет. При приеме ребенка, который не воспитывался у нас, проводится собеседование с психологом и учителем начальных классов. И вопреки мнению о том, что в частную школу берут всех без исключения только по желанию родителей, мы несколько раз отказывали родителям в приеме ребенка в школу и рекомендовали обратиться к специалистам или немного подрасти.
Ребенку, который не готов по возрасту, тяжелее адаптироваться к новым условиям и он может потерять интерес к учебе. Кроме того, в частной школе мы воспитываем дисциплину, ответственность и уважение. Да, на наших уроках можно ходить, двигаться, задавать вопросы, но это не должно мешать другим ученикам и учителю.
У детей может быть разный темперамент, разные семейные устои и традиции. Иногда при социализации и ученикам, и родителям нужна помощь психолога. С детьми, которым это необходимо, психолог работает индивидуально. Есть и групповая работа по снятию напряжения.
Педагогов мы привлекаем гибких, способных постоянно учиться, развиваться, внедрять новые технологии. А также готовых в рамках класса индивидуально работать с каждым ребенком. Обязательное условие при этом высшее профессиональное образование, опыт работы и теплое отношение к детям.
Свежие комментарии