На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • С 21
    Статья довольно точная. Можно было бы даже еще добавить примеров, ну да ладно, основное уже написано в этой статье.Бытовые механизмы...
  • Ирина Черных
    Отдавать надо с удовольствием, а получать с благодарностью, тогда все будут довольны.Бытовые механизмы...
  • Михаил Сартин
    Еще будучи в утробе матери ребенок общается с матерью, а мать с ребенком. Мы что планируем плодить бездушных людей, д...В будущем люди см...

Почему в детстве было вкусней, и как формируются наши вкусовые пристрастия?

304

“Счастливая еда” детства – какая она? Каждый найдет собственный ответ на этот вопрос. Горячие бабушкины пирожки после долгой прогулки под дождем, салат “Оливье” к празднику, жареная картошка с черным хлебом, которую ели всей семьей на даче или даже блинчики из школьной столовой. Еда, с которой у нас ассоциируется детство и не должна отличаться изысканностью. Ее задача в другом. Она делала нас счастливыми тогда и продолжает “на отлично” справляться с этой задачей и в более зрелые годы. Как и когда формируются наши вкусовые пристрастия? От чего они зависят и почему блюда, которые готовили для нас наши близкие в детстве занимают такое особое место в нашей памяти? Попробуем ответить на эти вопросы, вооружившись данными научных исследований и опытом маркетологов, убеждающих нас покупать определенные продукты десятки лет.

“Счастливая еда” детства как маркетинговый ход

Об огромном значении того, что мы едим, будучи детьми, в счастливые моменты нашей жизни, и о его влиянии на формирование гастрономических пристрастий во взрослом возрасте, было отлично известно маркетологам корпорации Макдональдс еще в далекие 80-ые. А именно – Дику Брамсу, сотруднику, ответственному за рекламу Макдональдса в предместье города Сент-Люис, штат Миссури. Именно ему принадлежит идея “приучать” потенциальных клиентов к еде из Макдональдса с молодых ногтей, чтобы с большей достоверностью увидеть их среди своих посетителей через многие годы. Снабдив коробки с едой недорогими игрушками, расчетливый Дик Брамс добился ожидаемого эффекта: коробочки “Happy Meal”, что в буквальном смысле и переводится, как “счастливая еда”, стали мечтой американских детей. В 1997 году вокруг “Happy Meal” и спрятанных в них игрушек развилась настоящая “мания”. За счет чего Макдональдс удалось продать рекордные 100 миллионов порций.

Когда начинают формироваться вкусовые предпочтения

Исследователи утверждают, что гастрономические предпочтения человека начинают закладываться очень и очень рано, а именно – еще в утробе матери. Уже с 20-21 недели плод способен ощущать различные вкусы и реагировать на них, например, морщиться в ответ на горький вкус околоплодных вод и т.д.. Профессор Григорий Брехман известен своими исследованиями в области пренатальной психологии. Он убежден, что дородовая память существует и во многом определяет развитие ребенка в будущем. Ребенок, находясь в утробе матери, запоминает не только эмоции, но и вкусы и ароматы, утверждает Григорий Брехман. Его гипотеза неоднократно была подтверждена в различного рода экспериментах. Так, например, если мама во время третьего триместра беременности часто и с удовольствием пила напиток с анисом, уже после рождения, ребенок также позитивно реагировал на чай с анисовым ароматом. При этом ранее было доказано, что рацион женщины во время беременности и, в особенности, в третьем триместре очень влияет на вкус околоплодных вод. 

Другими словами, уже на этом этапе мама способна осознанно “прививать” малышу здоровые вкусовые привычки, любовь к натуральной пище, без усилителей вкуса и искусственных ароматизаторов. 

Генетика или влияние социума?

Известно также, что пищевые привычки и вкусы не передаются по наследству, а главным образом формируются благодаря внешним воздействиям, реакции людей на те или иные блюда и продукты, которую наблюдает и перенимает ребенок. 

Согласно исследованию, опубликованному в Proceedings of the National Academy of Sciences, для детей огромную роль играет социальный аспект приема пищи, эмоциональное подкрепление, связанное с определенным продуктом или блюдом. Так, в ходе эксперимента, детям показывали видео, где женщины, общаясь или не общаясь друг с другом, позитивно или негативно реагировали на тот или иной продукт. При этом для детей особенно значимыми оказывались лишь те реакции, которые демонстрировали пары, которые находились в хорошем дружеском контакте друг с другом. На основании полученных данных, ученые пришли к выводу, что система, благодаря которой формируются вкусы ребенка, гораздо сложней, чем предполагалось, и требует дальнейшего изучения. 

На данный момент ясно одно – социальные контакты, реакции взрослых в окружении ребенка на различные продукты или блюда играют в формировании гастрономических пристрастий основную роль. Отсюда следует: недовольны вкусовыми предпочтениями вашего малыша? Обратите первым делом пристальное внимание на собственный рацион и пищевые привычки. Обмануть маленького гурмана тут никак не получится. Если вы сами ненавидите брокколи, не стоит ожидать иного и от ребенка. Несмотря на ваши уверения и “улюлюканья”, малыш быстро “раскусит” ваше истинное отношение к этому продукту. 

почему в детстве было вкусней

А теперь про “вкус детства” 

Теперь давайте поговорим о взрослых. Почему вкусовые впечатления детства так глубоко врезаются в нашу память, и даже во взрослом возрасте, съедая “тот самый” продукт или блюдо, мы можем на мгновение окунуться в беззаботную и счастливую атмосферу детства? «Воспоминания, связанные с едой, имеют большее эмоциональное наполнение, чем другие, потому что в них задействованы все пять чувств, …именно поэтому эффект получается настолько сильным, -” – поясняет  Сьюзан Уитборн, профессор психологических наук, занимающаяся изучением  физиологии головного мозга человека в университете штата Массачусетс.

Аналогичную точку зрения разделяет психолог и невролог Хэдли Бергстром, доцент психологии в Вассар-колледже. Он говорит о том, что воспоминания, касающиеся еды, – это самые сильные ассоциативные воспоминания, которые только могут быть созданы. Такие сильные ассоциативные связи строятся в нашем мозгу на основе и благодаря защитному рефлексу, так называемому “условнорефлекторно выработанному отвращению к пище”. Этот рефлекс служит для того, чтобы, например, после отравления каким-то продуктом (или, на заре человечества, – ядовитым растением, плодом), навсегда выработать у вас к нему отвращение.

Именно косвенной взаимосвязью с рефлексами, обеспечивающими выживание,  объясняет Хэдли Бергстром стойкость и интенсивность ассоциативных связей между вкусами и воспоминаниями. 

Важно, что в нашем мозгу сохраняется не только комбинация от вкусовых, тактильных ощущений, аромата и звуков во время употребления того или иного блюда. Решающую роль при этом играет наше состояние и ситуация сама по себе. 

«Запомнившиеся нам эпизоды, связанные с определенной едой, полны ностальгии благодаря воздействию всего контекста событий. То, когда вы или кто-то другой для вас это готовил и как вы ели эти блюда наполняет воспоминание особым смыслом и делает его столь ярким и значимым. Таким образом, данная еда становится символом всего произошедшего», – рассказывает Уитборн. «Множество детских воспоминаний не так просты, как кажется, – они отражают весь наш опыт нахождения в семье, питания, и все это приобретает черты символизма», – говорит он.

“Сама суть ностальгии состоит в том, что определенный соус, например, ассоциируется не только с вкусной пастой, но и с бабушкой и ее домом – вот почему впечатления от повторного употребления такого же продукта так сильны.” – утверждает Хэдли Бергстром. Все остальные стимулы воспоминаний лишь дополняют и укрепляют эту “вкусовую ассоциацию”, делая впечатление еще сильней и еще прочнее “впечатывая” его в нашу память.  

Почему в детстве “было вкуснее”?

А теперь об обратном эффекте такой ассоциативной цепочки. Наверняка, вы замечали, что даже те же продукты, купленные в том же магазине 20 лет спустя, приготовленные по тому же рецепту или яблоки, сорванные в том же саду, уже никогда не бывают так же вкусны, как в детстве.  Это неприятное следствие того механизма, по которому столь сильные детские впечатления об определенной еде были сформированы. Все дело в контексте. Как бы вы ни старались найти тот же продукт или повторить тот же рецепт, таким как в детстве он не получится, именно потому, что, увы, невозможно воссоздать тот же контекст. По этой причине нам остается лишь довольствоваться приятным,  ностальгическим чувством, которое будит в нас “еда из детства”и оставить попытки воспроизвести это впечатление с той же силой. 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх