«Мойте руки перед едой», «Не трогай поручни: они грязные», «Микробы — это смерть» — сколько подобных воззваний фанатиков от гигиены мы слышим с первых лет своей жизни? И так ли целесообразна подобная риторика для людей, чье эволюционное развитие тысячелетиями сводилось к тому, чтобы бороться с подобными угрозами, а не ликвидировать их?
Жизнь человека в современной цивилизации подвержена культу чистоты.
Невозможно спорить с тем, что свежевымытые руки — оружие против ряда респираторных и кишечных заболеваний, от холеры до брюшного тифа. Регулярный уход за ротовой полостью оберегает от кариеса, пародонтоза и прочих болезней зубов и десен, не говоря уже о том, что соблюдение правил личной гигиены позволяет нам не превращаться в заскорузлых краст-панков, а окружающим — наслаждаться созерцанием аккуратной прически и благоуханием свежевымытого тела.
Внимание к чистоте, которая в мире, сплошь усеянном бактериями, микробами и вирусами, превозносится как единственно возможный способ сохранить здоровье хрупкой телесной оболочки, доходит до того, что насаждаемой ролевой моделью становится антропоморфная тумба умывальника с говорящим именем «Мойдодыр». С мылом наперевес, бешено вращающий краниками умывальник требует от детей фанатичного следования правилам личной гигиены, и вот уже нормой становится хранимый в сумке антибактериальный гель, визиты в душ случаются по нескольку раз в день, а немытое яблоко пугает сильнее, чем Гитлер.
Всё хорошо в меру, и чище — еще не значит лучше.
Исследователи находят всё новые подтверждения тому, что чрезмерное внимание к гигиене ничуть не лучше невнимания к ней, а излишний энтузиазм по отношению к чистоте способен нанести непоправимый вред нашему здоровью.
Первой жертвой слишком частого мытья становится кожа. Кислотно-щелочной баланс (рН) кожи здорового человека равен 5,5. Его поддержание на этом уровне — гарантия защиты против патогенных микроорганизмов, которые не смогут легко проникнуть в кожу и укрепиться там.
Однако привычка слишком часто принимать душ или умываться, особенно с применением агрессивно-щелочных средств, разрушает этот естественный защитный барьер, нарушая кислотность кожи. И это уже не говоря о том, что из-за слишком частого мытья кожа сохнет, шелушится, быстрее стареет и легче поддается повреждениям и воспалениям.
Результат — грибковые заболевания, лишаи, гнойничковые заболевания кожи, стафилодермиты, стрептодермиты, повышенная чувствительность, аллергические реакции, дерматит, экзема. Умножьте на два, если дело касается интимной гигиены.
Культ чистоты грозит и более серьезными последствиями. К сожалению, жертвами этого культа становятся в первую очередь дети. Безумные родители, дважды в день стерилизующие любую горизонтальную поверхность в доме, намывающие овощи и фрукты антибактериальным мылом и запрещающие детям даже близко подходить к домашним животным, наносят непоправимый ущерб иммунной системе своих чад. Организм ребенка физически не сможет научиться справляться с угрозами внешней среды, а несформировавшийся иммунитет будет давать самые причудливые сбои, от аллергии до тяжелейших аутоиммунных заболеваний, характеризующихся причудами в работе иммунной системы, из-за которых она начинает атаковать здоровые ткани организма.
Так, исследовательская группа из Кембриджского университета установила, что излишняя чистоплотность повышает риск развития болезни Альцгеймера. Чем лучше в стране санитария, тем выше заболеваемость этой разновидностью старческого слабоумия.
Страны, где каждый имеет доступ к чистой питьевой воде, а городское население преобладает, например Великобритания, Австралия, Франция, показывают превышение среднемирового показателя по заболеваемости Альцгеймером почти на 10 %. Напротив, в таких странах, как Кения, Бангладеш или Камбоджа, случаев старческой деменции регистрируется существенно меньше.
Результаты этого исследования, как и многие другие аналогичные данные, говорят в пользу так называемой гипотезы гигиены. Современная жизнь с ее мытыми овощами, фильтрованной водой и антипаразитарным геноцидом означает неизбежную потерю прежде вездесущих, сожительствовавших бок о бок с человеком микроорганизмов, настраивавших и тренировавших нашу иммунную систему, чтобы она могла сопротивляться внешним угрозам. К сожалению, это значит, что всё больше и больше людей теряет способность сопротивляться некогда безвредным факторам внешней и внутренней среды. Результатом становятся астма и аллергические реакции как неадекватный ответ организма на наружные раздражители, воспалительные реакции пищеварительного тракта, отторгающего некоторые продукты питания, аутоиммунные заболевания вроде диабета первого типа или рассеянного склероза, когда толком не приспособившийся к противостоянию внешней среде организм начинает воевать против самого себя.
Достаточно лишь упомянуть о том, что сенную лихорадку многие ученые уже начинают называть «болезнью элиты», потому что встретить это заболевание у фермеров или жителей депрессивных регионов практически невозможно.
Кстати о депрессии. Повышенный риск развития большого депрессивного расстройства, оно же — клиническая депрессия, ряд исследователей связывает именно с аутоиммунными реакциями организма. В настоящий момент это заболевание является четвертым по распространенности в мире, а к 2020 году займет почетное второе место на общемировом пьедестале, и не в последнюю очередь благодаря «западному образу жизни» с его чрезмерным вниманием к мытью рук перед едой.
Почти у всех пациентов с клинической депрессией есть симптомы воспаления, в частности повышенный уровень сигнальных и регулирующих клеток иммунной системы — цитокинов.
До 50 % людей, принимавших интерферон для улучшения иммунитета, демонстрировали симптомы депрессивного расстройства, а клиническая депрессия — частый спутник других аутоиммунных заболеваний. По некоторым оценкам, возникающие на фоне аутоиммунных процессов воспаления и аллергии замедляют производство серотонина в головном мозге, и недостаток «гормона счастья» приводит к известным последствиям. Похоже, что уже очень скоро эффективная терапия депрессии будет включать в себя иммуносупрессоры и другие элементы терапии усмирения ополчившегося на собственный организм иммунитета.
К сожалению, маловероятно, что внезапный старт приема пищи с пола способен оградить вас от подобных проблем. Аутоиммунные заболевания считаются неизлечимыми, а препараты для купирования их симптомов крайне токсичны. Однако для ваших детей еще не всё потеряно. Как показали результаты исследования сотрудников Детского центра Джона Хопкинса в Балтиморе, стерильная атмосфера вокруг ребенка вовсе не помогает ему расти здоровым. Младенцы, которые в первые годы жизни часто контактируют с потенциальными аллергенами и всевозможными микробами, в будущем намного реже страдают астмой и различными видами аллергии. Так, дети, растущие на фермах, болеют бронхиальной астмой реже городских детей, ведь им обеспечен постоянный контакт с обитающими в почве микроорганизмами.
Не бойтесь завести собаку: в тех домах, где пыль содержала микроорганизмы, а также экскременты насекомых и животных, дети росли более защищенными от аллергических реакций и в три раза реже страдали астмой.
Повторимся: ни в коем случае не пытайтесь резко изменить свои привычки. Даже если вы всю жизнь прожили в обнимку со стаей алабаев, не боитесь водопроводной воды и смело хватаетесь за поручни в общественном транспорте, опасайтесь повторять подобное в заграничных поездках. Микробы, эндемичные для региона вашего постоянного проживания, не имеют ничего общего с микробами Южной Азии или Северной Африки, и, несмотря на вашу уникальную способность облизать домашний унитаз (в котором, кстати, проживает куда меньше микробов, чем у вас во рту), вы ничего не сможете поделать с кровожадными маленькими жителями иностранных государств. Ваш иммунитет способен бороться против того, с чем ранее сталкивался. Именно поэтому расстройства кишечника и прочие неприятные последствия заграничных поездок будут настигать вас именно в первые визиты в чужую страну — последующие посещения организм сможет перенести легче.
В любом случае это еще не повод на новом месте уподобляться Говарду Хьюзу, всемирно известному миллиардеру, чья боязнь микробов была унаследована от матери — мнительной женщины, фанатично следившей за гигиеной в собственном доме и наградившей этой фобией своего сына. В последние годы жизни Хьюз превратился в «живого мертвеца». В страхе перед микробами он почти не выходил на улицу, ни к чему не прикасался голыми руками, ограничил контакты с людьми, ел лишь максимально очищенную пищу, а перед смертью и вовсе перестал питаться: вся еда была для него «слишком грязной». Смахивает на симптомы аутоиммунной депрессии, не правда ли?
Достаточно лишь трезво оценивать угрозы окружающей среды.
Микробонаселение одежды из примерочной модного магазина не слишком отличается от подобного на вещах в ближайшем секонд-хенде, деньги, которые до вас трогали сотни людей, куда опаснее яблок в супермаркете, но вы же не моете с мылом содержимое собственного кошелька?
А если фобии чистоты все-таки успели испортить вам жизнь — не сдавайтесь. Или по крайней мере не позволяйте им испортить жизнь вашим собственным детям.
Свежие комментарии