Источник: Andrii Zastrozhnov / istockphoto.com
В западной культуре довольно долго нормой отношений считалась моногамия. А отклонения от нее — большое количество партнеров как в супружеской, так и в интимной жизни — порицалось и высмеивалось. Но на сегодняшний день в западном мире полигамные отношения приобретают статус новой нормы: кто-то с этим совершенно не согласен, кто-то считает, что полигамия подрывает традиционный институт брака, а кто-то, наоборот, уверен, что чем больше любви — тем лучше.
Полигамия в животном мире
Благодаря сравнительной этологии человек объясняет многие особенности своего поведения инстинктами и законами природы. Несмотря на сложную структуру человеческого общества, многие процессы все еще недалеки от мира животных. И все же, как говорят сами ученые, человек — считая себя существом более высокоразвитым — часто излишне романтизирует животный мир.
Так, в течение многих лет для западной культуры образцом супружеской верности были лебеди и аисты. Это убеждение жило до 1980-х годов, пока биологи не начали использовать генетические методы в своих исследованиях. Тогда выяснилось, что даже у таких легендарных моногамных видов как лебеди и аисты, которые действительно долго поддерживают партнерские отношения, присутствуют «внебрачные» половые связи, и самцы зачастую растят чужих детенышей. Такими «ходоками налево » оказались около 80% птиц, — рассказывает доктор биологических наук Андрей Чаборский в интервью Постнауке.
Таким образом животный мир позволил разделить полигамные и моногамные отношения на две подкатегории: сексуальные и социальные. В случае сексуальной полигамии мы говорим о многочисленных половых связях с разными партнерами (которые могут быть как беспорядочны, так и наоборот — обусловлены генетическим потенциалом партнеров). А социальная полигамия говорит о том, что партнеры поддерживают близкие партнерские связи.
Полигамия на уровне биологии представляется в нескольких вариантах:
Полигиния
Когда один самец занимается сексом с несколькими самками. Например, это можно наблюдать в семействе бенгальских тигров, у красных оленей и лосей, в этих группах есть альфа-самец, а самки совместными усилиями воспитывают потомство. Таким образом самец имеет больше шансов размножиться, если он альфа — то гораздо больше самок получат эксклюзивный генетический материал для следующего поколения. А потомство всегда будет накормлено и защищено большим количеством самок с активным родительским инстинктом.
Полиандрия
Или «многомужество» в мире животных. Это относительно редкое явление в сравнении с другими видами полигамии, потому что в основном нагрузка, связанная с беременностью и деторождением, лежит на самках, а самцы могут время беременности самок занять реализацией своего репродуктивного потенциала — то есть, оплодотворить как можно больше самок и оставить свой генетический след в истории. Но если животные обитают в условиях ограниченных ресурсов, то одни не гнушаются многомужеством, а другие — превращением в альфонсов. Например, это делают глубоководные удильщики, обитающие на глубине 1500–3000 метров. У этих представителей животного мира стадия «слияния» в начале отношений не прекращается — самец прицепляется к самке и срастается с ней, питательные вещества он получает из крови, туда же отправляет генетический материал, а через некоторое время отбрасывает все лишнее, в том числе плавники и собственную индивидуальность. Самка удильщика может таким образом тащить на себе трех взрослых самцов.
Омнигамия
Тот вид полигамии, который легче описать фразой «все со всеми» — у особей мужского и женского пола неограниченное число половых партнеров, при этом семейные отношения не поддерживаются. Детенышей растят самодостаточные матери-одиночки, которые, как только потомство начнет самостоятельную жизнь, пойдут на поиски новых приключений.
Зачем животным полигамия?
В соответствии с дарвиновской теорией, сексуальная полигамия позволяет с большей вероятностью зачать более здоровое потомство с разнообразным генетическим составом, так что самые устойчивые и способные к выживанию детеныши в будущем тоже оставят после себя здоровых отпрысков.
Существует ли сексуальная моногамия у животных?
Это скорее исключение из правил. В интервью Постнауке Андрей Чаборский говорит лишь о 4-х видах млекопитающих, в отношениях которых присутствует сексуальная моногамия. Это, например, калифорнийский олений хомячок и некоторые виды полевок.
Моногамия — в том числе социальная — объясняется в животном мире многими внешними факторами. Например, когда представители вида разбросаны по большой территории, самцу «выгоднее» не тратить свое время и энергию на поиск и оплодотворение каждой самки, а сконцентрироваться на качественной семейной жизни с одной избранницей. Многие птицы и млекопитающие ведут моногамный образ жизни, чтобы обеспечить лучшее выживание потомства. Благодаря разделению обязанностей они могут по очереди охотиться и защищать своих детенышей.
Полигамия у людей
Вопрос о моногамности или полигамности человека можно считать в большей степени культурным, чем биологическим. Человек, несмотря на всю культуру, смартфоны и развитую речь, все еще остается животным, в чьих интересах (по мнению природы) — оставить здоровое и жизнеспособное потомство. Эта задача решается с помощью сексуальной полигамии.
Историки отмечают, что в обществах с семейно-племенным устройством полигамия была нормальным явлением хотя бы потому, что это был естественный способ победить высокую младенческую смертность. Так, например, заключался дуальный групповой брак среди семей Австралийских аборигенов (считающийся первым историческим вариантом брака и устройства семьи): в нем все мужчины одной семьи являлись потенциальными мужьями всех женщин другой семьи. При этом брак был легкорасторжим, супруги имели определенную половую свободу и могли даже не жить вместе, а оставались внутри своих родовых поселений. Дети оставались в роду матери, а супруги могли встречаться, только с целью зачать новых детей.
При распаде родоплеменного строя и переходе от охотничьего общества к аграрному происходит и трансформация брачных отношений. Вырастает хозяйственная роль мужчины, появляется патриархат, в котором главенствующую роль в общине и семье занимает муж. В этот момент брак становится гарантией того, что земля, скот и все нажитое непосильным трудом имущество останется внутри семьи. Появляется концепция моногамной семьи, в которой есть только два супруга и общие дети. Но и в этом варианте остается вкрапление полигамии.
-
В отличие от женщин мужчины имеют большую сексуальную свободу (так, например, гость или путешественник в некоторых культурах имел право заняться сексом с женой или дочерью хозяина).
-
Многоженство становится привилегией для статусных мужчин — короли могли иметь фавориток, а вассалы — право первой ночи.
-
Если женщина была выкуплена из своей семьи и хотела вернуться в нее, семья невесты должна была вернуть выкуп. Даже после смерти мужа жена оставалась в купившей ее семье и могла вступить в повторный брак с родственником покойного супруга.
В то же время начинает существовать и многомужество. Например, на Тибете в некоторых районах была распространена фратернальная полиандрия, когда несколько братьев женятся на одной женщине. В таком формате брака мужчинам не нужно было делить землю и отдавать кусок новообразовавшейся семье.
В доиндустриальном обществе положение полигамии определялось действующей на территории религией и культурными установками. Так, например, ислам допускал многоженство, в то время как в христианской традиции нормальной считалась только моногамная семья. В мусульманских странах женщина не могла быть замужем больше, чем за одним мужчиной одновременно, а в случае смерти супруга вступала в повторный брак только через определенный отрезок времени — таким образом возможно было точно установить отцовство.
С появлением городов и индустрии отношение к браку снова менялось. В городах было больше свободы как от традиционных социальных ролей, так и от давления догм и религиозных установок. Важной составляющей сексуальной свободы были бордели, которые хоть и осуждались с точки зрения церкви, но все же способствовали легитимизации полигамии. В некоторых западных культурах появляется разрешенная полигамия, например, у мормонов, которые становятся объектом шуток в американской культуре. Так герой романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» Паспарту говорит о мормонах с искренней жалостью, с трудом понимая, как выдержать хотя бы одну жену. Но многоженство в США сохранялось только до 1890-х годов, а после этого было запрещено на законодательном уровне.
Законы многих стран, касающиеся устройства семьи, были приняты в пользу моногамной модели семьи. Так многоженство запрещено и считается преступлением даже в тех странах, где было допустимо ранее: в Китае, в Японии и Индонезии. При этом на карте существует «пояс многоженства», тянущийся от Африки до Юго-Восточной Азии по странам, где множественные браки допустимы на уровне законов. Тем не менее, существование разрешающих или запрещающих полигамию законов не мешает людям вести полигамный образ жизни, иметь любовников или вторые семьи.
«Можно сказать, что неверность — самое естественное поведение как для людей, так и для многих животных. По правде говоря (и мы еще вернемся к этому), это самая распространенная практика среди людей — более распространенная, чем классическая моногамия и все типы консенсуальной немоногамии, вместе взятые. Пожалуйста, имейте в виду, что я не говорю сейчас о нравственности — это культурная проблема», — пишет в своей книге «Полиамория. Свобода выбирать» Маша Халеви.
Отношение к полигамии в современном мире
Если говорить о западе, то несмотря на все прошедшие сексуальные революции, мы живем в мононормативном обществе — так его описывает Маша Халеви. Хоть культура уже не так резко осуждает людей, которые имеют несколько партнеров одновременно, большой ее пласт посвящен моногамии и воспринимается по умолчанию: день свадьбы для многих является точкой отсчета к «долго и счастливо», песни и фильмы о принцах на белых конях и принцессах в башне посвящены «тому самому единственному партнеру на всю жизнь».
В то же время с появлением доступных разводов человеческая культура успела сделать большой шаг в сторону полигамии. Социально одобряемой стала серийная моногамия — этом распространенная на сегодняшний день практика нескольких последовательных отношений с разными партнерами, пишет в своей книге Маша Халеви. Стало допустимо завершить один брак, затем вступить в другой с новым партнером. При этом не запрещалось поддерживать отношения с предыдущими партнерами — это можно назвать социальной полигамией. Но в то же время параллельное ведение отношений с несколькими партнерами часто подвергается осуждению и маркируется как измена.
В культурную повестку все чаще попадают произведения о полиаморных семьях, в которых есть более двух партнеров, которые осведомлены друг о друге и одобряют это. Также открыто ведут полиаморную жизнь секс-блогеры, рассказывающие о тонкостях такого выбора.
Никто не говорит о том, что моногамия скоро сдаст свой пост перед полигамными союзами. Авторы соглашаются в том, что для многих людей полигамные отношения являются более комфортными и безопасными. По мнению авторов книг о полиамории, Маши Халеви и Ольги Дуленко, полигамные отношения возможны, только когда партнеры успешно осваивают уровень моногамии со всеми сложностями, такими как ведение дискуссий, решение проблем и конфликтов.
Свежие комментарии