В течение длительного времени в области хирургии и других медицинских отраслей возникали проблемы из-за неудач, связанных с переливанием крови. Однако причины ошибок выявить не удавалось…
Болезнь девственниц
Первую теорию крови историки приписывали великому учёному древности Авиценне. Персидский врачеватель предположил, что у людей встречаются 4 темперамента в зависимости от превалирования той или иной жидкости в организме (крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи).
Однако позже выяснилось, что всё же виды крови лекарь не различал. Несмотря на интерес к проблеме, он попросту не обладал необходимыми знаниями, инструментами и технологиями, чтобы делать такого рода открытия.Церковные запреты Средних веков также активно тормозили вопрос изучения состава крови. Медикам не разрешалось вскрывать тела и проводить хоть какие-то анализы — это всё считалось «от лукавого». Лекарей, решившихся на подобные эксперименты и «попавшихся» на этом, ждало жестокое возмездие вплоть до костров Святой инквизиции.
В итоге вся история гематологии делится на три периода. Первый из них начался в конце XVI века — в это время врачи тщательно изучали все имеющиеся данные о морфологии крови буквально по крупицам. Первое описание болезни крови, известное современному человеку как железодефицитная анемия, было сделано в 1554 году. Ректор Лейпцигского университета Иоганн Ланге подробно указал симптоматику проблемы, но предложил назвать её… «болезнью девственниц».
По наблюдению врача, проблема чаще всего возникала у девушек в возрасте 14–17 лет. Симптоматика была характерной: бледность кожи, одышка, частое сердцебиение, проблемы с пищеварительной системой (как правило, встречались изменение вкусовых пристрастий, снижение аппетита, боли в животе и проблемы с кишечником). Причину развития недуга доктор видел в менструальном кровотечении — именно отсюда столь поэтичное, но странное название. И лечиться от неё предлагал скорейшим вступлением в брак. Только в 1600 году было предложено корректировать состояние при помощи препаратов железа. При этом изначально и сами «лекарства» были в духе времени — например, вода, в которой настаивались ржавые гвозди.
В 1832 году история изучения крови получила новый виток. Английский врач Томас Ходжкин открыл известное сегодня заболевание — лимфому. Позже этот вид агрессивной злокачественной опухоли назвали его именем. Он проанализировал 6 известных на тот момент случаев заболевания, в которых имели место одинаковые признаки — поражение лимфоузлов, селезёнки, кахексия (истощение организма) — и которые закончились смертью пациентов. Во время изучения биоматериалов больных Ходжкин обнаружил, что они не страдали ни от инфекции, ни от воспаления. Поэтому он описал неизвестный ранее недуг как болезнь крови.
Революции в пробирке
Второй этап развития гематологии начался в 60-е годы XIX века. Именно в этот период и было совершено, пожалуй, самое главное открытие, которое позволило существенно продвинуть вперёд медицинскую науку.
Переливание крови в 1882 году.
…К этому времени проблемы переливания по-прежнему оставались нерешёнными. Медики уже понимали, что в некоторых случаях введённая кровь может спасти жизнь пациенту, но не могли объяснить регулярные неудачи при таких манипуляциях. Конечно, предположение, что не всякий донор подходит больному реципиенту, лежало на поверхности, но вот определить критерии совместимости исследователи не могли. В прошлом уже были эксперименты с кровью животных, а также попытки переливания от доноров того же пола, того же возраста — или, напротив, сильно моложе. Если от идеи использовать зверей для подобных опытов врачи отказались почти сразу, то выявить закономерности при процедурах «от человека человеку» не могли.
В 1901 году молодой (ему на тот момент было 33 года) и очень любознательный врач Карл Ландштейнер работал в Венском институте патологии обычным ассистентом. Первое его исследование показало, что культуры бактерий, выращенные в лабораторных условиях, могут быть агглютинированы (склеены — прим. ред.) за счёт применения иммунной сыворотки крови.
Через три года Карл решился на новый эксперимент. Он взял немного крови у себя и других лаборантов и поместил образцы в специальный прибор — центрифугу. В результате активного вращения все жидкости были разделены на сыворотку и эритроциты (красные кровяные тельца — прим. ред.). Получившиеся 6 проб он начал смешивать друг с другом и очень сильно удивился полученным результатам.
Эритроциты из разных образцов при соединении внезапно начинали склеиваться, образовывать своего рода «комки» и выпадать в осадок. Кровь фактически теряла свои свойства и сворачивалась на глазах — и становилось наглядно видно, что может произойти при её переливании и «смешивании» в организме больного. Позже путём ряда экспериментов медики обнаружили, что реакция не всегда одинакова — в некоторых случаях эритроциты остаются без изменений. Путём практических экспериментов Ландштейнер выделил 3 разных типа крови, которые назвал кратко — А, В и 0. Он понял, что их можно было соединять в рамках одного вида без опасения получить негативную реакцию. Результатами своих исследований медик тут же поделился в научной статье, и мир наконец получил разгадку, которая позволила существенно продвинуть науку вперёд и решить многие важные задачи.
Так как в исследовании приняло участие небольшое число лиц — всего 12, то четвёртую группу австриец не смог обнаружить сразу. Тем более что она крайне редка, и шанс встретить её у медика был минимален.
«Нетипичный» образец
Группа крови под номером 4 была открыта чуть позже. Сделали это ученики Ландштейнера — Андриано Штурли и Альфред Декастелло. Экспериментируя с группами крови по тому же принципу, что и их учитель, они выяснили, что есть новый образец, не похожий на три предыдущих. Но, несмотря на столь любопытное наблюдение, они не стали публиковать результаты, считая, что АВ группа (как они обозначили соединение) нетипична, а значит, должна быть исключена из общей классификации.
Официальное признание ей обеспечил в 1907 году чешский врач Янский, который, действуя методами Ландштейнера, подтвердил наличие трёх уже заявленных групп и существование четвёртой. Он же предложил обозначать их римскими цифрами — от I до IV. В 1928 году в науке утвердились их буквенные названия, согласно которым группы крови стали классифицироваться следующим образом: 0 (I), A (II), B (III), AB (IV). Это разделение дошло и до наших дней.
В настоящее время специалисты выявили, что существует более 250 разновидностей групп крови, которые объединены в 25 систем. Однако до сих пор по большей части медики опираются в своей практике именно на эти 4 известных всем варианта.
Таинственный резус
Третьим важным этапом в истории гематологии стало открытие резус-фактора. И в 1939 году доктора Филип Левине и Руфус Стетсон опубликовали доклад, в котором тщательно проанализировали последствия гемолитической реакции (т. е. несовместимости крови при переливании) у младенцев. По подтвердившемуся позже предположению эритроциты большинства людей обладали антигенами, которые впервые были открыты при опытах с макаками-резусами (отсюда и позаимствовано название), у меньшинства эти резус-частички отсутствовали. Но смешивание резус-положительной и резус-отрицательной крови приводило к агглютинации, а значит, и резкому ухудшению у больного.
Эти открытия полностью перевернули представления о гематологии и переливании крови, и из опасной процедуры, заканчивавшейся летальным исходом примерно в половине случаев, оно стало достаточно рядовой медицинской манипуляцией — эффективной и спасающей жизни людей.
Свежие комментарии