Стресс может быть положительным. Он, конечно, способен навредить человеку, но к тому же в его силах сыграть ключевую роль в укреплении иммунной системы, налаживании связей в мозгу (умственной деятельности) и повышении общей устойчивости организма.
Впервые это выяснилось благодаря работе американского психиатра Фирдауса Дхабхара, который изучал связь между кратковременным стрессом и иммунной системой как частью реакции/отклика «бей или беги». В середине 1990-х стресс почти единодушно считался злом, но для Дхабхара это было нелогично. С дарвиновской точки зрения инстинкты выживания наших предков-животных были бы отточены постоянным столкновением с опасностью.Польза стресса
«Нет смысла в мнении, что стресс всегда плох и вреден», — говорит Дхабхар. «Стрессовая реакция "бей или беги" необходима для выживания. Газели нужна эта реакция, чтобы избежать пасти и когтей льва, точно так же, как льву она нужна, чтобы поймать свою добычу. Мать-природа дала нам такой ответ, чтобы помочь выжить и процветать». Так, например, напряжение перед предстоящей гонкой помогает настроить сердечно-сосудистую и опорно-двигательную системы спортсменов на оптимальную работу, в то время как опросы даже показали: стресс от необходимости выполнять привычную работу одновременно с уходом за детьми означает, что родители, вероятно, будут более продуктивными домашними работниками.
Как легкий, так и умеренный физический и умственный стресс стимулируют выработку в крови химических веществ, называемых интерлейкинами, активируя иммунную систему и делая ее более способной бороться с инфекциями. Между тем дети, рожденные от матерей, подверженных легкому повседневному стрессу во время беременности, к двум годам имели более высокие показатели развития по сравнению с другими, чьи матери имели более необременительную жизнь.
Как улучшить жизнь
В январе 2017 года французский велосипедист Робер Маршан попал в заголовки газет, установив новый мировой рекорд в возрастной группе на велодроме. Примечательной особенностью было то, что месяцем ранее Маршану исполнилось 105 лет, а усилия сделали его первым столетним человеком, который с возрастом демонстрировал улучшение здоровья сердечно-сосудистой системы. Физиологи обнаружили, что Маршан, начавший серьезно соревноваться в велоспорте на пенсии (после 68 лет), обладал аэробными силами, сравнимым с мужчинами в возрасте от 42 до 61 года.
Ученые, изучающие «здоровое старение», теперь рассматривают пожилого француза как показатель того, что может быть возможно, если человек продолжит применять управляемый стресс к мышцам, кровеносным сосудам и сердцу по мере старения. Но большинство людей не такие, как Маршан. Многие с годами становятся все менее активными, что усугубляет любые уже имеющие место возрастные изменения: в результате, если мышцы не подвергаются нагрузке, их волокна медленно атрофируются, и человек постепенно слабеет. Взаимодействие между нервной системой и мышцами также становится менее эффективным без регулярного спорта/стресса, к примеру, замедляя время реакции и делая людей более уязвимыми к тем же падениям.
«Мышца, которая [периодически] не активируется, быстро изнашивается во многих отношениях», — говорит Каспер Зонденбро, ученый из Копенгагенского университета, изучающий нервно-мышечную систему человека. «Мышцы должны иметь стимул, чтобы поддерживать равновесие. Если у вас нет стратегии, касающейся последних этапов вашей жизни, когда вы достигнете 70 или 80 лет, у вас, вероятно, будут некоторые ограничения в повседневной жизни, потому что не будет функциональности». Чтобы проиллюстрировать это, Энди Филп, возглавляющий программу биологии старения в Centenary Institute в Сиднее, объясняет: если взрослый мужчина проведет пять-семь дней без движения на больничной койке, он потеряет около полукилограмма мышечной массы. Но разница между 30-летним и 80-летним человеком в том, что организм молодого человека может гораздо быстрее восстанавливать и регенерировать утраченные мышцы.
Свежие комментарии