Современные женщины – страшная сила. С яростью, достойной лучшего применения, они достигают профессиональных высот, создают и покупают шедевры культуры, поддерживают существование целых отраслей промышленности, лезут в войнушку и политику, коллекционируют обувь и фантики. Иногда читают книги, изредка их пишут. Например, эротический роман, взорвавший в 2011 году мировой книжный рынок - Fifty Shades of Grey (в русскоязычном переводе «Пятьдесят оттенков серого») написала некая Э. Л. Джеймс – дама бальзаковского возраста и невыразительной внешности, домохозяйка, мать семейства и … фанатка «Сумерек».
От Шарлотты Бронте и Джейн Остин до Даниэлы Стил и… Эрики Леонард Джеймс. Женский роман умер, а «Пятьдесят оттенков» - надгробный камень на его могиле.
Все, что будет дальше – уже некрофилия. Просто потому, что дальше уже некуда.
Двумя ногами в фанфике
Многие любят самую вампирскую сагу всех времен – «Сумерки», некоторые хотят привнести в нее что-то свое, и лишь единицы это делают, «дописывая» историю на собственный манер. В свое время так сделала и Эрика Леонард (Джеймс), опубликовав на «сумеречном» фан-сайте свое видение жизни Эдварда Каллена и Беллы Свон (такие литературные произведения называют фанфиками).
Опус заинтересовал представителей издательства, и в 2011 году свет увидела трилогия уже о Кристиане Грее и Анастейше Стил - Fifty Shades of Grey (Пятьдесят оттенков серого), затем Fifty Shades Darker (На пятьдесят оттенков темнее) и Fifty Shades Freed (Пятьдесят оттенков свободы).
Кстати, когда авторша «Оттенков» фанатела от подростковых «Сумерек», ей было за 45. О чем это говорит? Наверное, о личном счастье и глубочайшем удовлетворении от свершений.
Штамп на штампе и штампом
Сюжет всей трилогии «50 оттенков» строится вокруг отношений фантастически привлекательного и не менее фантастически успешного бизнесмена Кристиана Грея с обыкновенной и ничем не примечательной девушкой по имени Анастейша (Ана) Стил. Казалось бы, все просто: принц встретил свою замарашку, и в два движения сделал из нее вполне приличную принцессу, тут и сказочке конец… Ан нет.
До конца сказочки еще минимум миллион штампов, взывающих к женскому подсознанию, начиная от выбора нарядов для свиданий и заканчивая реакцией главного героя на беременность главной героини. Предсказать развитие сюжета – легче легкого; с середины книги понятно, какими будут ответы на вопросы; ближе к концу уже даже понятно, какие будут вопросы. Однако романов, построенных как по заводской штамповке, много, почему же именно «50 оттенков» стал настолько популярным?
Бьет, значит, любит
У современных принцев простой жизни не бывает. Прежде всего, у главного героя в младенчестве, детстве и юношестве скрывается ряд тяжелых психологических травм, которые и превратили обыкновенного молодого человека в необыкновенного. Оставив, однако, глубокие следы в его душе в виде желания доминировать во всех смыслах. Это привело его на кривую дорожку БДСМ, на которой Грей и чувствовал себя вполне в своей тарелке, пока не встретил Анастейшу.
Сначала он хотел перетащить ее на свою темную сторону, но не тут-то было. Именно Анастейше удалось вернуть заблудшего к свету, попутно сношаясь с несчастным всеми доступными фантазии автора способами.
Вопрос, насколько все, описанное в Fifty Shades of Grey - БДСМ, а не обыкновенный, пусть и затейливый, секс, остается открытым. Люди, которые глубоко в теме, уже неоднократно высказывали свое возмущенное «фе» подобной примитивизации субкультуры, а половые консерваторы до сих пор осеняют себя знамением при мысли о подобных «извращениях».
Не совершайте распространенную ошибку, не путайте садиста с извергом, доминанта - с психопатом, а БДСМ – с беспределом. Равно как не надейтесь, что все это «баловство» с подчинением и доминированием, плетками и порками можно вылечить большой и светлой любовью.
Маркетинг такой маркетинг
Эффективная PR-кампания, отличное название, обыгрывающее сразу и фамилию героя, и настроение, звезды, взахлеб восхищающиеся книгой, разговоры об экранизации и всенародный поиск кандидатур на главные роли – это понятно. Но откуда такая дикая популярность?
Сказочная история о любви с первого взгляда между миллионером-извращенцем и рядовой золушкой захватила умы и сердца вполне разумных взрослых женщин во всем мире. История, превратившаяся в массовую истерию – это уже симптом современного общества, все чаще и чаще проявляющийся, но от этого не менее пугающий.
Ничем не примечательный сюжет, герои-тени, убогий язык и до отвращения перекомканная суть – а тиражи зашкаливают за миллионы, продажи ставят рекорды. Все признают, что написан роман неважнецки, однако читают.
Все дело в сексе
Если бы главный герой оказался обычным, пусть и красивым, парнем, - неуклюжим, самонадеянным и стандартным в постели, как бы тогда сложились его отношения с «чистой» и «непорочной» главной героиней? Вряд ли бы они, взявшись за руки, в венках из одуванчиков убежали в прекрасное далеко по радуге. Скорее всего, разочаровавшись, прекратили бы отношения и забыли друг о друге. Это жизнь, и у каждой из нас подобное было. У многих – не один раз.
В жизни приходится выбирать не лучшее, а оптимальное.
Именно поэтому женщинам необходимы сказки.
Принц-архетип, мужчина-мечта: молодой, красивый, богатый, сильный, умный. Ранимый, чувствительный, ошибающийся, немного порочный. Зависимый, но только от нее одной, от той единственной… (нужное имя вписать). Чувственный, сексуальный… Личный, персональный, заклейменный, искушенный и изощренный любовник – вот главная девичья греза.
С ним можно создать семью, ему можно родить детей, ему не нужно искать дублера, его не нужно страховать, ему можно доверять. Ему можно подчиняться – и в жизни, и в постели.
Вот тут-то и поднимает свою ухмыляющуюся голову извечная, как движение феминисток, дискуссия о равноправии полов, о пенисах и вагинах.
Мы, женщины? Подчиняться? Хотим? Нет!
Дамы, будьте честными. Хотим.
Однако есть одно условие, сиречь нюанс: подчиняться-то мы хотим не абы кому и не просто так. Самого факта того, что кто-то справляет малую нужду стоя, недостаточно. Равно как недостаточно и того, что у каждой женщины между ногами, чтобы управлять мужчиной.
Женщина и мужчина – не равные. Мы – разные. Разные настолько, что между нами невозможно вообще поставить хоть какой-то знак.
Что будет?
А будет экранизация, которая провалится, потому что не оставит простора воображению. Станет поступательным перечислением сцен, поз, нарядов и разнообразных атрибутов роскошной жизни. Кстати, кто бы ни сыграл Кристиана Грея, это будет конец его карьеры.
Свежие комментарии