На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Alla
    В моём  доме всегда были хвостатые питомцы. Ребёнком не могла пройти мимо, чтобы не погладить котёнка или щенка, наве...Чем опасна обычна...
  • Sema
    Да, чистый спирт или даже крепкие спиртные напитки, годятся, пожалуй, только для наружного применения. А вот вино – э...Может ли дезинфиц...
  • Taurus Zmei
    "Им бы понедельники взять и отменить", ведь матерные слова признаны матерными условно, не так , так назовут по другом...Что делает одна м...

«Добрым молодцам урок»: как сказки влияют на детскую психику

В детстве все мальчики и девочки попадают в волшебный мир сказок, где вымышленные персонажи живут в придуманной реальности. Чего там только не происходит: старуха с костяной ногой заманивает детей к себе в логово, чтобы зажарить их и съесть, а болотная лягушка превращается в красавицу после поцелуя прекрасного царевича.

Как такие сценарии могут повлиять на детское сознание и поведение во взрослой жизни? Разбираемся вместе с экспертами.

304

Виктор Васнецов «Спящая царевна», 1900—1926

Несмотря на то что в сказках все не по-настоящему, считается, что их персонажи очень похожи на реальных людей, а заложенные в них программы, установки и сценарии учат детей общаться друг с другом, строить отношения, а также находить выход из любых ситуаций в настоящей, а не придуманной жизни. Получается, что они участвуют в процессе воспитания ребенка. Но какова тогда их роль наряду с родителями и социумом?

«Основное влияние на формирование личности ребенка, конечно же, оказывают родители. Дети впитывают больше всего информации, наблюдая за мамой и папой: как они реагируют на различные ситуации, контактируют между собой и с другими людьми, а также, как они в целом отзываются о мире, — поясняет детский психолог Анна Уткина. —

Если ребенку что-то становится непонятно в реальной жизни, тогда он пытается найти ответы в сказках, которые говорят с ним на его языке, а именно — создают фантастическую картину мира. Ведь у детей до определенного возраста мифологическое мышление. Именно поэтому нельзя преуменьшать влияние сказок».

КАК СКАЗКИ ВЛИЯЮТ НА БУДУЩЕЕ РЕБЕНКА

Получается, что дети в поисках ответов на свои вопросы проигрывают сценарии из сказок. Тогда возникает вопрос, могут ли повзрослевшие «тети» и «дяди» бессознательно выбирать сказочный сюжет из детства и приближаться к заранее продуманной счастливой или несчастливой концовке в определенной жизненной ситуации?

«Сказки, прочитанные в детстве, могут повлиять на взрослую жизнь, потому что они закладывают определенные паттерны поведения у детей, — считает Анна Уткина. — Скучные нотации могут потеряться в их памяти, а вот то, что окрашено эмоционально — то есть магический сюжет — заседает в памяти уже прочнее. Тем более, что во время чтения книги или просмотра фильма дети ассоциируют себя с кем-то из персонажей, как правило, с главным героем.

 

«Кто из нас, советских детей, не читал сказку про Золушку? — продолжает детский психолог. — Про то, что с трудом, терпением, смирением можно пробиться в принцессы. Большинство современных российских женщин возраста 30 плюс — это послушные домохозяюшки, которые все умеют: готовить, шить, убирать. К тому же считают это своим святым долгом. Это внушалось девочкам и еще подкреплялось в воспитании.

А вот героини из современных сказок — «Рапунцель» и «Храбрая сердцем» — это бунтарки, которые бросают вызов принятым устоям. Именно таких девочек мы видим сейчас в возрасте 10 плюс».

Детский психолог и сказкотерапевт Мария Серебрякова согласна, что сказки могут повлиять на взрослую жизнь ребенка: «Необходимо, чтобы ребенок пробовал себя в разных сценариях: проигрывал и проживал образ не только несчастной Золушки, но и счастливой королевы (короля) — то есть осваивал многочисленные сценарии. Таким образом он может получить разный опыт».

Но если дети проигрывают сценарии из плюс-минус одинаковых прочитанных сказок во взрослой жизни, то почему тогда не у каждой девочки появляется принц на белом коне, и не каждый мальчик может постоять за себя, как богатырь?

«Многое зависит от нервной системы ребенка, от его восприятия и окружения, — объясняет Анна Уткина. — Прочитать сказку — это одно, а интерпретировать — другое. Сама по себе книга не может стопроцентно повлиять на будущее поведение ребенка, только частично. Но если дома родители поддерживают те модели, которые транслируют сказки, то ребенок стремится соответствовать им, раз родители это одобряют».

Например, чтобы заслужить признание и похвалу от родителей, ребенок старается быть для них хорошим — пытается стать таким же трудолюбивым, как Золушка, или таким же смелым, как Питер Пэн.

Девочка рассуждает так, что, если хорошо быть Золушкой, значит, она будет вести себя как эта сказочная героиня. Берет тряпочку, когда мама прибирает, и заслуживает похвалу, тем самым демонстрируя некую ожидаемую модель поведения. А потом за это получает награду в виде похвалы. Так и формируется эмоциональное подкрепление, которое используется даже в дрессировке животных.

«Несмотря на заложенные сценарии, все мы стремимся к счастливой жизни. Чтобы мальчику стать богатырем, он должен пройти испытания и обрести силу. Если ребенку, который считает себя слабаком и ничтожеством, показать на терапии, где он силен, то он сможет ощутить себя богатырем, — подчеркивает Мария Серебрякова. — А когда мы становимся взрослыми, это уже наша ответственность — быть богатырем или принцем, ведь у каждого свой путь по жизни

Но иногда невозможно его пройти, потому что мы застреваем в старых сценариях, постоянно их повторяя».

Основная задача терапии и состоит в том, чтобы начать творить свою сказку

«В нашей культуре силен страх пассивного поведения, когда человек ожидает изменений, не предпринимая активных действий для их достижения. Этот страх приводит к поиску вредоносных источников, которые на это влияют. Поэтому сказки и попадают под горячую руку, — считает сексолог и клинический психолог Анастасия Ливанова. —

У Золушки действительно была тяжелая жизнь. Но я не согласна с тем, что она желала или нуждалась в спасении, скорее героиня сказки видела смысл в том, чтобы оставаться в сложившихся условиях.

Согласно версии сказки братьев Гримм, счастливая обладательница хрустальной туфельки намеренно предпринимала активные действия по спасению себя от нежелательного внимания со стороны принца. Из чего можно сделать вывод, что у героини сказки есть навык самоспасения. 

Существующий в обществе нарратив — в реальности чудес не бывает, и не стоит ждать принца на белом коне — пугает, потому что тогда возникает иллюзия, что в реальности такое невозможно.

Но мы живем в обстоятельствах, внешних и внутренних, которые часто не поддаются нашему контролю

И установка на то, что человек всегда сам должен себя спасать, не надеясь на внешние обстоятельства, исключает возможность посмотреть на мир как на значимый источник помощи, только лишь вызывает чувство стыда за собственную беспомощность. Ведь человек никогда не бывает «сам», как отдельная единица. 

Выстраивая отношения с внешним миром через признание значимости внешних обстоятельств, появляется возможность находить для себя различные перспективы, где «Я смогу». В ситуациях, когда у нас не хватает ресурсов на самопомощь, именно надежда на спасение позволяет нам стремиться навстречу внешним изменениям и снова обретать роль активно действующего субъекта в сложившейся ситуации».

Виктор Васнецов «Баба Яга», 1917

ПОЧЕМУ СКАЗКИ МОГУТ ПУГАТЬ ДЕТЕЙ

Но если в сказке про Золушку сценарий похож на мелодраму со счастливым концом, то некоторые сказочные истории напоминают фильм ужасов с кровавой развязкой — герои и сюжеты бывают настолько устрашающие, что ребенок может испугаться.

Иногда страх и вовсе остается на всю жизнь. Елена, например, будучи взрослой тридцатилетней «девочкой», до сих пор прикрывает бока одеялом — так ей становится спокойнее засыпать. В детстве ее пугали, что если она не будет спать, то придет серенький волчок и укусит ее за бочок.

Почему так происходит? Это все-таки вина взрослых, ведь, читая ребенку, они интонацией передают определенное отношение к герою или сюжету? А может, причина кроется в психике самого ребенка? 

«На всю жизнь страх от сказки может остаться, если у ребенка есть какие-то психические особенности развития, — говорит Анна Уткина. — У нормотипичного человека страхи, полученные в детстве от сказок, с взрослением проходят, потому что укрепляется фундамент — понимание, с чем я могу справиться, а с чем — нет. А также осознание того, что написанное в сказке — это не реальность, а вымышленная жизнь.

Поэтому для детей 10 лет сказки уже не представляют такой серьезной угрозы

Родители, а также бабушки с дедушками могут повлиять на формирование страха у ребенка, если сами они тревожные, чрезмерно эмоциональные, чувствительные. Увидев какую-нибудь страшную картинку в книжке, могут выдать слишком яркую эмоциональную реакцию.

Например, негативная эмоциональная реакция бабушек или дедушек на игрушечных пауков, скелетов перед Хэллоуином может напугать ребенка (особенно до трех лет). Он может рассудить, что если уж его большие, сильные, смелые взрослые пугаются, то какое же это чудище должно быть для него, когда он такой маленький, даже по росту?

Но бояться — это не так уж и плохо.

Страх — это наш страж, который оберегает от необдуманного риска, опасных ситуации и людей

Поэтому не нужно стараться научить ребенка совсем ничего не бояться. Важно заметить, когда страх становится чрезмерным, навязчивым. И тогда искать, с чем в реальной жизни это может быть связано. Часто за страхом может быть подавленная агрессия, тогда нужно дать ее выразить».

«У ребенка через сказочных героев выходят наружу замороженные внутри чувства, которые не были прожиты, — дополняет Мария Серебрякова. — Некоторые дети могут бояться и плакать. Бывает так, что им невыносимо видеть, как страдает сказочный персонаж, потому что они упираются в свои собственные страхи, тревоги, шоковые травмы, резонирующие с личным опытом, могут даже не помнить.

И через сюжет и героев, не напрямую, ребенок понимает, что даже из самой сложной ситуации есть выход».

«Приведу пример из терапии. Ребенок боялся волка, который съедает Красную шапочку. Я проигрывала с ним эту сказку с помощью фигурок персонажей. Давала ему быть волком, чтобы он почувствовал себя сильным. Потом мы проигрывали сценку, в которой ребенок вылезал из дырки пододеяльника, как из живота зверя. 

И в момент «рождения», когда он выбирался наружу, у застенчивого и зажатого мальчика возникало ощущение, что он справился. Ребенок радовался и восстанавливал собственную силу, которая была когда-то потеряна и заморожена. А потом он проигрывал роль бравого охотника и чувствовал, что может уже со всем справиться, что он герой.

После нескольких проигрываний сюжетов «Красной шапочки» мальчик просил читать эту сказку, чтобы вновь и вновь проживать собственную силу».

МОГУТ ЛИ СКАЗКИ НАНЕСТИ ВРЕД ДЕТСКОЙ ПСИХИКЕ

По мнению Анны Уткиной, изначально сказки не были предназначены для того, чтобы негативно повлиять на ребенка, но есть ряд факторов, из-за которых неблагоприятное воздействие все-таки может оказываться:

  • Возраст — дети младше пяти лет некоторые вещи, о которых повествуется в сказках, не могут даже вообразить. Поэтому их сознание может достраивать, конструировать, видоизменять те слова, которые им остаются непонятными, и неизвестно, как разыграется их фантазия.

  • Строение нервной системы — когда ребенок с рождения чувствительный, впечатлительный, живет в ситуации повышенной тревоги, ему небезопасно по тем или иным причинам. Также важно, насколько у него развито воображение.

  • Окружение и контекст — отношения в семье и атмосфера вокруг ребенка. Дети, которые растут в полной, заботливой, любящей семье, когда вокруг не происходит никаких потрясений, более устойчивы психологически, чем дети, которые подвержены каким-то стрессам, тревогам. Например, угрозе жизни или здоровью. 

  • Сюжет – бывают такие сказочные истории, которые детской психике сложно перенести. Например, про младенцев, которых хотят сварить в котле и отрезать им стопы, чтобы они не сбежали. Сказки народов мира могут нам, современным людям, казаться непонятными и жестокими после одного прочтения, но в каждой такой истории была заложена определенная мудрость. Понять ее можно с помощью знаний о культуре той страны, в которой эта история была создана, или о том времени, когда ее написали. 

«Если это русские народные сказки, то есть классика, то они не могут навредить детям. Все сказки символичные, в них часто завуалирован глубинный смысл, который познает ребенок, — считает Мария Серебрякова. — Через сказочные сюжеты дети учатся жить, видеть разное поведение и ситуации, а также сталкиваются с жизнью и смертью. На подсознательном и архетипичном уровнях начинают понимать устройство мира». 

Анастасия Ливанова тоже считает, что вреда от сказок не будет, если у детей есть близкие отношения со значимыми взрослыми: «Мы взаимодействуем с другими людьми в будущем, основываясь на отношениях, которые были в прошлом. Ребенок начинает исследовать мир только тогда, когда чувствуют окружающую среду достаточно безопасной для этого. А сказки лишь помогают ребенку эту безопасность ощутить за счет волшебства».

КАК ПРАВИЛЬНО ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ СО СКАЗКАМИ 

Шарль Перро, автор устрашающих и жестоких сказочных сюжетов (в оригинальной версии), от которых кровь стынет в жилах не только у детей, но и у взрослых, считал, что, если ребенок боится той или иной сказки, его нужно целенаправленно погружать в сюжет и знакомить со всеми ужасами этого мира. Как же все-таки по мнению наших экспертов вести себя современным родителям, чтобы сказки приносили ребенку только пользу, а не вред? 

«Если ребенок боится читать какую-то сказку, можно аккуратно его познакомить с сюжетом, не меняя конец, какой бы он ни был. В тот момент, когда в сказке ребенку встречаются события, которые ему не нравятся, а он их проживает и остается при этом счастливым, происходит прививание иммунитета к разным сложным жизненным ситуациям», — рассказывает Мария Серебрякова. 

«Книги могут дать ребенку много пользы. А так как личность закладывается до 5 лет, когда дети самостоятельно читать не умеют, необходимо, чтобы книги подбирали и читали взрослые. Важно, чтобы родители обсуждали с ребенком прочитанное, чтобы он учился размышлять, задавать вопросы себе, маме и папе, а также стремился исследовать мир, — советует Анна Уткина. — Литературу для детей важно выбирать по возрасту, по качеству издания, смотреть аннотацию и описание к книге и спрашивать себя: «А подходит ли эта книга моему ребенку?»

Стоит пробовать использовать сказку как хорошего помощника в воспитании детей

Если ему сейчас сложно адаптироваться в садике, то нужно подбирать сюжет про то, как зверята идут в садик, в школу. Если ребенок не смел и не уверен в себе, то нужно подбирать историю про храбрость, если не очень чуткий — про доброту. 

Современные сказки чаще носят терапевтический эффект. Потому что сейчас сказка, прежде чем появиться в печатном виде на полке книжного магазина, проходит большое количество рук экспертов, которые оценивают историю на пригодность: литературного редактора, корректора и других.

Если раньше творчество было устным и в народе обрастало мифами, легендами и, возможно, становилось более пугающим, то современные сказки, на мой взгляд, написаны так, чтобы заботливо, более бережно относиться к психике детей».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх