Пожалуй, ни в одной стране искусство плаката не культивировалось так, как в СССР.
Этот жанр использовали для политической и идеологической пропаганды, для проведения ликбезов, для рекламы товаров, что давало художникам возможность экспериментировать с формой и подачей материала. И основным заказчиком всегда было государство, поэтому массовое агитационное искусство прекратило свое существование вместе с Советским Союзом: в условиях демократии и свободы слова власть не имела права насаждать обязательную идеологию.Многие плакаты были посвящены правилам ухода за детьми. Один из самых известных плакатов санитарного просвещения — плакат 1941 года, который объясняет, что жидкий стул у ребенка — это не норма.
Тема кишечных заболеваний долго оставалась актуальной: в 1952 году Институт санитарного просвещения напечатал новый плакат, в котором более подробно описывались правила чистоты и порядка.
А в 1958 году в поликлиниках появились плакаты художницы Нины Ватолиной «Чистота — главное в уходе за новорожденным», который объяснял, что ребенка нужно купать в специальной ванночке или корыте, кипятить белье после стирки и гладить с обеих сторон.
Еще одна важная тема — прикорм и пищевые добавки. Недоношенным детям в СССР давали каззоль и плазмон — богатые белком сухие молочные продукты (каззоль получают из творога, а плазмон — это натриевая соль молочного казеина). В 1959 году появился плакат авторства Марии Маризе-Краснокутской, который напоминал родителям, что не стоит лечить ребенка самостоятельно.
Хотя санитарные плакаты учили правилам гигиены и борьбы с болезнями, их главной целью было популяризировать медицину. Имея возможность обратиться к доктору, люди по привычке занимались самолечением, от которого порой было больше вреда, чем пользы. По всей стране открывались поликлиники, больницы, женские консультации, и нужно было агитировать людей посещать их. Поэтому значительная доля плакатов была посвящена воспеванию медицины и работы врачей.
Плакаты, листовки, брошюры о борьбе с болезнями печатались огромными тиражами и расклеивались по всей стране. Если кто-то хотел избавиться от плаката, его могла ждать уголовная ответственность: «Всякий срывающий плакат или заклеивающий его афишей совершает контрреволюционное дело», — гласил призыв 1920-х годов.
В начале XX века далеко не все люди знали, почему так важно мыть руки перед едой или приходя домой с улицы. В стране бушевали эпидемии холеры, тифа, малярии, не говоря уже о дизентерии.
Санитарно-просветительские плакаты должны были красочно донести до людей информацию о том, как защитить себя от инфекций, вирусов и болезнетворных бактерий, и показать, что с человеком случится, если этого не сделать.
Свежие комментарии