На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Лекарства от любви: можно ли излечиться от влечения и привязанности

Вне всяких сомнений, несчастная любовь воспитывает душу и обогащает ее. Разбитые сердца заставляли художников, музыкантов, поэтов и писателей создавать шедевры. С другой стороны, человечество тысячи лет искало способ избавиться от чувства, которое может не только украшать, но и портить жизнь, сводя с ума.

  Любовь пытались "лечить", например, физическими упражнениями и кровопусканиями [1]. Что же может предложить нам современная нейробиология и фармакология?

Что такое любовь с точки зрения физиологии

Не существует единого определения любви, ведь для каждого человека это - нечто личное и особенное. Джордж Бернард Шоу говорил о любви, как о «самой безумной, обманчивой и преходящей из всех страстей». В Оксфордском словаре любовь описывают как «сильное чувство привязанности», иногда с «сексуальным влечением». С точки зрения физиологии и эволюции, сложные чувства мотивации и привязанности, которые обычно связаны со словом «любовь», возникают из-за химических процессов в мозге, которые необходимы  для продолжения рода [2].

Где зарождается любовь

Вопреки устоявшемуся мнению, любовь живёт не в сердце, а в мозге. С точки зрения естественного отбора, возможность тесной  связи между двумя взрослыми людьми возникла на основе  инстинктивной привязанности между матерями и младенцами [3]. Подобные отношения имели четкую цель: заботу о потомстве на протяжении периода, пока оно беззащитно и недостаточно развито для самостоятельной жизни [4]. Если родители привяжутся  друг к другу и останутся вместе хотя бы в течение этого важного  для потомства периода, их генетическое наследие улучшится [5].

Из чего состоит любовь

Условно в любви выделяют следующие составляющие: половое влечение, романтическое влечение  и привязанность. Половое влечение способствует спариванию с перспективными партнерами; романтическое влечение, симпатия позволяют нам выбирать и отдавать предпочтение конкретному человеку; а привязанность устанавливает долгосрочные связи, из-за которых пары сотрудничают и остаются вместе, пока их родительские обязанности не будут выполнены. Предполагается, что эти три составляющие являются биологической основой, на которой строятся разные варианты сексуальной, романтической и долгосрочной любви [6].

Лекарства от любви

Да, они существуют, и их также можно условно разделить на три категории.

Лекарства от полового влечения

Этот аспект любви является наименее сложным, поэтому и лекарств, которые снижают либидо, существует множество. В основном все они влияют на уровень тестостерона. Этот гормон считают важнейшей определяющей сексуальных желаний и фактического поведения, особенно у мужчин [7]. Во многих исследованиях было показано, что снижение уровня тестостерона уменьшает количество навязчивых эротических фантазий. Снижение уровня тестостерона также может приводить к снижению педофильных сексуальных фантазий и побуждений [8,9].

К таким лекарствам относят некоторые антидепрессанты, блокаторы андрогенов, противосудорожные препараты и другие. Основными их минусами является большое количество побочных реакций и отсутствие избирательности: сексуальное желание пропадает не к одному конкретному человеку, а в целом.

Лекарства от романтического влечения

Здесь ситуация более сложная. Связано это в первую очередь с тем, что до конца не понятно, что делает одного человека привлекательным для другого. Однако, исследования показывают, что процессы, которые возникают в мозге при романтическом влечении, существенно совпадают с реакциями, связанными с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР). Обсессивное мышление и озабоченность мельчайшими деталями характерны для обоих состояний [10].

У людей, которые недавно влюбились и находятся на первой стадии отношений, но еще не занимались сексом, определяются такие же уровни специфического белка (переносчика серотонина), что и у пациентов с ОКР. Повторное тестирование исследуемых через 12–18 месяцев показало, что уровни серотонина пришли в норму. Также исчезли их идеализированные представления о партнере [10].

Учитывая выводы этого эксперимента, можно предположить, что лекарства, используемые для лечения ОКР, могут ослабить навязчивые мысли при зарождении любовных отношений. Пациентов с ОКР лечат ингибиторами обратного захвата серотонина (ИОЗС) [11]. Притупление эмоций, возникающие при их приёме, связывают с влиянием препаратов на выброс дофамина. Именно этот гормон вызывает чувство эйфории, типичное для ранней стадии отношений [12]. Кроме того около 80% пациентов, использующих ИОЗС, сообщали о «меньшей способности плакать, беспокоиться, злиться или заботиться о чувствах других» [13]. Опять же, минусом ИОЗС является то, что романтическое влечение уменьшается не к одному партнеру, а ко всем окружающим.

Другой подход к "лечению" романтического влечения может быть основан на эффекте Вестермарка. Вестермарк заметил, что лица разного пола, воспитывавшиеся вместе в первые годы жизни, чаще всего в дальнейшем не испытывают сексуального влечения друг к другу и не воспринимают друг друга в качестве потенциальных сексуальных партнеров. Хотя точный механизм, лежащий в основе этого эффекта, остается неизвестным, его связывают с обонянием [14]. Более детальное изучение этого вопроса может помочь найти лекарства от влечения, которые будут действовать на определенного человека.

Лекарства от привязанности

Существует очень мало доказательств того, что можно полностью разорвать долгосрочную связь между парой, хотя (во многих случаях) это происходит постепенно само по себе [15].

Важную роль в этом играют гормоны. Некоторые области мозга, связанные с длительной привязанностью моногамных млекопитающих, чувствительны к гормонам окситоцину, вазопрессину и дофамину. Эти вещества высвобождаются во время секса, тактильных ощущений, оргазма, грудного вскармливания и играют важную роль как в формировании, так и в поддержании парных связей [16].

Влияние  этих гормонов  на привязанность изучалось на мышах-полевках. Было показано, что у моногамных мышек  введение окситоцина в мозг самок и вазопрессина в мозг самцов способствует появлению парной связи, даже без спаривания [17,18]. Когда же полевкам вводили вещества, уменьшающие действие дофамина или окситоцина, они становились полигамными [19].

Понятно, что проводить подобные эксперименты на людях как минимум не этично, однако есть основания полагать, что  подобные результаты возможны и у людей. Например, у детей, рожденных с помощью кесарева сечения, определяется сниженный уровень окситоцина и нарушение привязанности к матерям [20]. Таким образом, влияя на уровень окситоцина, вазопрессина и дофамина, можно влиять и на степень привязанности.

Безусловно,  возможность использования подобных вмешательств поднимает глубокие моральные вопросы, но это всего лишь инструмент, который можно направить как на благо, так и на зло. Лекарства от любви могут помочь не только людям с навязчивыми сексуальными желаниями или склонностью к педофилии/ насилию, но и жертвам домашнего насилия, которые не уходят от партнера из-за иррациональной любви.

С другой стороны, если любовь искренна и сильные ощущения не приводят к насилию, то это самое лучшее чувство, даже если оно безответно.

Подготовила Анна Кирпач

  1. Babb L. The physiological conception of love in the Elizabethan and Early Stuart drama. PMLA 1941;56(4):1020–1035 . 
  2. Kenrick D. A dynamical evolutionary view of love. In: Sternberg R., Weis K., Sternberg R., Weis K., editors. The new psychology of love. New Haven, CT: Yale University Press; 2006. pp. 15–34 .
  3.  Young L.J. Being human: love: neuroscience reveals all. Nature. 2009 Jan 8; 457(7226):148.
  4.   Eastwick P.W. Beyond the pleistocene: using phylogeny and constraint to inform the evolutionary psychology of human mating. Psychol Bull. 2009 Sep; 135(5):794-821.
  5.  Fisher H. E. Anatomy of love: The natural history of monogamy, adultery, and divorce. New York, NY: Norton; 1992.
  6.  Fisher H.E. Lust, attraction, and attachment in mammalian reproduction. Hum Nat. 1998 Mar; 9(1):23-52.
  7.  Cunningham G.R., Hirshkowitz M., Korenman S.G., Karacan I. Testosterone replacement therapy and sleep-related erections in hypogonadal men. J Clin Endocrinol Metab. 1990 Mar; 70(3):792-7.
  8.  Rösler A., Witztum E. Treatment of men with paraphilia with a long-acting analogue of gonadotropin-releasing hormone. N Engl J Med. 1998 Feb 12; 338(7):416-22.
  9. Amelung T., Kuhle L.F., Konrad A., Pauls A., Beier K.M. Androgen deprivation therapy of self-identifying, help-seeking pedophiles in the Dunkelfeld. Int J Law Psychiatry. 2012 May-Jun; 35(3):176-84.
  10.  Marazziti D., Akiskal H.S., Rossi A., Cassano G.B. Alteration of the platelet serotonin transporter in romantic love. Psychol Med. 1999 May; 29(3):741-5.
  11.  Zohar J., Insel T.R. Drug treatment of obsessive-compulsive disorder. J Affect Disord. 1987 Sep-Oct; 13(2):193-202.
  12.  Miura H., Qiao H., Kitagami T., Ohta T., Ozaki N. Effects of fluvoxamine on levels of dopamine, serotonin, and their metabolites in the hippocampus elicited by isolation housing and novelty stress in adult rats. Int J Neurosci. 2005 Mar; 115(3):367-78.
  13.  Opbroek A., Delgado P.L., Laukes C., McGahuey C., Katsanis J., Moreno F.A., Manber R. Emotional blunting associated with SSRI-induced sexual dysfunction. Do SSRIs inhibit emotional responses? Int J Neuropsychopharmacol. 2002 Jun; 5(2):147-51.
  14.  Schneider M.A., Hendrix L. Olfactory sexual inhibition and the westermarck effect. Hum Nat. 2000 Mar; 11(1):65-91.
  15.  Earp B.D., Wudarczyk O.A., Foddy B., Savulescu J. Addicted to love: What is love addiction and when should it be treated? Philos Psychiatr Psychol. 2017 Mar; 24(1):77-92.
  16.  Young L.J., Wang Z. The neurobiology of pair bonding. Nat Neurosci. 2004 Oct; 7(10):1048-54.
  17.  Cho M.M., DeVries A.C., Williams J.R., Carter C.S. The effects of oxytocin and vasopressin on partner preferences in male and female prairie voles (Microtus ochrogaster). Behav Neurosci. 1999 Oct; 113(5):1071-9.
  18. Insel T.R., Hulihan T.J. A gender-specific mechanism for pair bonding: oxytocin and partner preference formation in monogamous voles. Behav Neurosci. 1995 Aug; 109(4):782-9.
  19.  Liu Y., Wang Z.X. Nucleus accumbens oxytocin and dopamine interact to regulate pair bond formation in female prairie voles. Neuroscience. 2003; 121(3):537-44.
  20.  Nissen E., Uvnäs-Moberg K., Svensson K., Stock S., Widström A.M., Winberg J. Different patterns of oxytocin, prolactin but not cortisol release during breastfeeding in women delivered by caesarean section or by the vaginal route. Early Hum Dev. 1996 Jul 5; 45(1-2):103-18.
 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх