На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Моя  мама  работала  в  войну  в  военных  госпиталях...  Бывала  оперировали  раненых  на  открытом  мозге...Оказыва...Неврологи выяснил...
  • Patria
    Когда на ровном месте в спокойном состоянии начинает тяделеть и болеть голова, а тонометр показывает от + 10 до + ......Я всю жизнь была ...
  • Татьянка Яцук
    Автор, будете смеяться, но я даже повышение давления на 5 единиц ощущаю, как уже болезненное, а если у меня 140-150- ...Неврологи выяснил...

Почему ёлка?


Гималайский кедр в снегу

Обычай наряжать и устанавливать в доме новогоднюю ель берёт начало в мифологических представлениях о мировом дереве, считавшемся основой мироздания. Мировое дерево связывает все миры, человека и космос, прошлое и будущее.

Вариантами мирового дерева являются, например, древо жизни и древо познания добра и зла, о которых можно узнать из сказок, мифов и библейских текстов.

У разных народов объектами поклонения и участниками главных праздничных событий были дуб, берёза, яблоня, сосна, кипарис, пальма и др. Выбор дерева зависел, конечно же, от климатической зоны и времени года.

В дни зимнего солнцестояния люди поклонялись священным растениям, украшали их ветвями свои дома. В нашем климате к этому времени лиственные деревья уже сбрасывали свой наряд, поэтому предпочтение отдавалось хвойным: считалось, что они обладали особой силой, символизировали неувядающую природу. И самым популярным деревом среди них - от современной Великобритании до Западной Сибири - стала ель. Причём, она была как символом жизни, так и символом смерти, указывая тем самым на непрерывность природного жизненного цикла.

В эти дни некоторые народы, населявшие современную Западную Европу, выбирали в лесу самую красивую ёлку, украшали её разноцветными лоскутами, раскладывали под ней жертвенную еду, предназначенную для духов природы. Затем стали забирать дерево из леса домой: развешивали на нём свечи, яблоки, выпечку. Изначально такое деревце было маленьким и устанавливалось на столе. Так ель стала сначала новогодним символом, а затем с распространением христианства её стали устанавливать в домах в Сочельник.

Постепенно это дерево стали больше связывать с Рождеством, чем с Новым годом, а христианская церковь с IV в. установила празднование Рождества именно 25 декабря, в дни зимнего солнцестояния, чтобы язычники не вспоминали о старых праздниках.


Современное празднование Рождества в Страсбурге. 

В 1521 году ель как официальное рождественское дерево была установлена во французской провинции Эльзас, в городе Селеста (главным городом Эльзаса является Страсбург).

Я не участвую в спорах на тему, где появился первый марципан впервые установили рождественское дерево, в Риге, Таллинне, Страсбурге или где-то ещё. По некоторым данным в Риге его установили на 11 лет раньше, в 1510 году, но я пока не могу найти точные данные: сведения на русском языке противоречивы, а на других языках ничего толкового тоже не попадается. Есть отсылки к какому-то Международному архиву Рождества, но найти его мне тоже пока не удалось. Об установлении ёлки в Эльзасе повествуют старинные источники, а история рижской ёлки покрыта тайной. Никто не говорит, откуда именно о ней стало известно: якобы её наряжали мужчины в чёрных шапках, а после праздника дерево было сожжено (?)

Ель, украшенную звёздами и свечами, связывают с немецким реформатором Мартином Лютером (годы жизни 1459—1530), хотя обычай зажигать свечи на деревьях существовал и ранее. Ему же приписывают установление её в доме именно как рождественского дерева. С этих же пор украшения на ёлке стали толковаться с позиции христианства: свечи и звёзды - это духовный свет, который пролился в ночь рождения Христа; верхушку украшал ангел или Вифлеемская звезда, которая привела волхвов к месту рождения Христа; яблоки - плоды райского дерева; вафли и другая выпечка символизировали хлебцы для обряда причастия. Ель же могла символизировать как самого Христа, так и Святую Троицу (потому что дерево имеет форму треугольника).

Даже в самой Германии обычай устанавливать и украшать рождественскую ёлку прижился не сразу, а в некоторых землях до сих пор обходятся без неё, устанавливая вертепы и принося в дом, к примеру, ветку плодового дерева. 


Kis Szent Teréz Bazilika. Кестхей, Венгрия.

Празднично украшенная ель далеко не везде считается сейчас церковным символом. Она может устанавливаться внутри храмов, но не украшается. Более того, кое-где раньше существовали запреты по внесению ели в храм: ни дерево, ни ветви нельзя было располагать даже рядом с ним. Якобы красивое сверкающее дерево отвлекает людей от мысли о Христе, который должен быть единственным центром этого праздника. Поэтому своеобразной заменой рождественскому дереву стали другие растения (в основном, опять же вечнозелёные): падуб остролистный (остролист), плющ, самшит. Это всё, кстати, ядовитые растения, поэтому с ними нужно обращаться аккуратно!

Остролист, к тому же, безумно колючий! Когда я вижу на картинках праздничную еду, украшенную листьями и ягодами этого растения, мысленно содрогаюсь, хотя самой очень нравится использовать этот мотив в рукоделии :) Просто так оторвать веточку остролиста невозможно, но он красив, конечно. Причём, в любое время года. Он очень мило цветёт весной, он прекрасен с красными ягодами зимой, он просто красив даже без ничего, когда резные острые листья блестят на солнце...но раны от его колючек болят и долго не заживают.


Остролист

В Европе с днём зимнего солнцестояния издавна была связана омела, но она тоже по-своему вредная :) Это многолетнее растение-паразит, которое мешает, к примеру, плодовым, если заведётся в саду. Оно тоже интересно цветёт, а как раз в декабре у него появляются плоды - белые шарики, похожие не крупные бусины. Причём, листья остаются такими же зелёными.

Омела растёт на ветвях других деревьев и представляет собой зелёный шар - то цветущий, то дающий плоды. Возможно поэтому она всегда связывалась с идеей вечной жизни и была настолько популярным языческим символом, что священники тоже не разрешали вносить её в церковь (единственное исключение - Англия).

Все перечисленные выше растения использовались также в лекарственно-косметических целях, а омела ещё считалась оберегом от злых духов. Существовали поверья, что в новогоднюю ночь на земле пытается обосноваться всякая нечисть, именно её прогоняли ветками омелы, криками, шумом, свистом. Эта традиция сохранилась и поныне: в ночь на Сильвестра (с 31 декабря на 1 января) вся Европа гудит в дудки и запускает фейерверки:) Правда, недолго, всего лишь минут 30-60: здесь блюдут законы даже в праздники.


Омела намертво впивается в другие деревья, её саму изгнать не так просто. Семена из ягод переносятся с дерева на дерево с помощью птиц, поэтому ещё одно известное название этого растения "птичий клей".

Ещё одна интересная традиция: рождественский поцелуй под омелой. Если два человека, даже незнакомых, встречаются под висящей над ними омелой, они могут поцеловаться. Одни историки говорят, что обычай этот идёт от римских сатурналий (праздник в честь бога Сатурна, который продолжался с 17 по 23 декабря): в дни празднеств разрешалось целовать даже незнакомых людей. Через кельтских друидов он распространился в Англии, оттуда - в Америке. Однако, его истоки можно разглядеть и в скандинавских мифах: однажды бог мира Бальдур был ранен стрелой из омелы (как мы помним, это ядовитое растение). Он был исцелён, но после этого случая богиня любви сделала это растение своей эмблемой и установила, что каждый, кто под ним проходит, должен получить поцелуй любви в доказательство того, что омела не является символом ненависти.

Позже все мифы и мотивы, как всегда, переплелись, и языческая новогодняя (декабрьская) символика омелы перешла и на празднование Рождества. Это растение по-прежнему популярно, и на многих европейских рождественских рынках и в цветочных магазинах букеты омелы как символ вечной любви до сих пор востребованы в праздничные дни :)

Плющ, самшит, падуб и омела в России никогда не являлись особыми символами. К тому же, эти растения живут в своих климатических условиях. Для нас первым и важным новогодним символом является ель.


Стеклянное ёлочное украшение. Германия, 1920-е гг. Фото с интернет-аукциона.

В конце 1699 года Пётр I, вернувшись из-за границы, издал указ о переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Предписывалось к этому празднику украшать хвоей улицы, дороги и дома (как за границей). Это не связывалось с установлением новогоднего, а тем более рождественского дерева, а просто было элементом праздника, декором. Однако, после ухода Петра I, эта традиция забылась и впоследствии её поддерживали лишь питейные заведения, украшая свои строения ёлочками, чтобы их было видно издалека.

Гораздо позже возник обычай обмениваться подарками в новогодние и рождественские праздники. В Россию он пришёл из Германии лишь к середине 19 в. Вместе с ним наконец-то пришла и традиция устанавливать ёлку в дни зимних праздников. Считается, что первое рождественское дерево было установлено в императорской семье - в Москве, 24 декабря 1817 года, по инициативе императрицы Александры Фёдоровны, которая была дочерью прусского короля.

Сначала в России рождественская ёлка устанавливалась в немецких семьях, затем стала популярна среди российских аристократов и постепенно пришла в семьи творческой интеллигенции. Украшения были обычные: свечи, сладости, выпечка, орехи, позже - рукодельные игрушки. Во второй половине XIX в. ёлочные игрушки уже можно было купить в различных магазинах, большинство которых принадлежало немцам. Игрушки тоже импортировались из Германии. Кстати, в это же время (с середины XIX в.) в России существовали рождественские распродажи, которые нередко начинались с середины ноября! В канун Рождества можно было посетить и базары, которые специализировались на продаже только ёлочных игрушек и рождественских украшений.

К концу XIX в. ёлки устанавливались в общественных местах практически повсеместно, проводились балы и маскарады, но яркие праздники по-прежнему были доступны лишь зажиточным людям. Правда, кое-где проводились благотворительные ёлки для бедных. Даже в 1920-30-хх ёлка в "пролетарских семьях" была редкостью.


Советское стеклянное ёлочное украшение.

После Октябрьской революции 1917 года в результате календарной реформы русское Рождество сместилось на 7 января, а Новый год на 14-е. Рождественская ёлка, которую фактически никто не запрещал, продолжала существовать до 1929 года, пока окончательно не попала под запрет на всей территории СССР. На несколько следующих лет она в прямом смысле слов ушла в подполье, но 28 декабря 1935 года неожиданно была реабилитирована в новом качестве. В этот день в газете "Правда" было опубликовано письмо за подписью Первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева. Письмо заканчивалось словами: "Давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!"

До сих пор не известно, чья же это была инициатива на самом деле, но в спешном порядке, как бы выполняя указания сверху, за 3 дня до наступления нового года в городах и сёлах организовывались новогодние утренники, из подручных материалов готовились ёлочные украшения и карнавальные костюмы. Так ёлка снова вошла в нашу жизнь, чтобы никуда больше не уйти. И прямо сегодня мы отмечаем 80-летие обновлённой новогодней ёлки.

С Наступающим Новым годом! Ура, товарищи! :)

Песня из мультфильма "Новогодняя сказка".

Слова И.Шаферана, музыка О.Фельцмана.

Авторский текст
Katalin ©

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх