Сегодня не просто набирает популярность, но уже вошло в обиход такое просторечие, как «проверка на рак». Я бы хотел внести ясность, поскольку многим полезно будет узнать, о каких «проверках» идёт речь.
Денис Михайлович Березовский, акушер-гинеколог, онкогинеколог-хирург, член Европейской ассоциации онкогинекологов ESGO (European Society of Gynaecological Oncology), Чешского сообщества онкологов чешской палаты докторов ČOS ČLS
В онкогинекологии мы имеем дело с заболеваниями яичников (вместе с маточными трубами и брюшиной), тела и шейки матки, молочных желез, а также вторичном (метастатическом) поражении женских половых органов.
Для простого эксперимента я вбил в строке поиска Google: "Проверка на рак". Мне представился обширный список клиник и исследований, от недорогих до очень дорогих. И, на мой взгляд, разобраться в этом человеку без медицинского образования не представляется возможным. Но не многих это останавливает, и каждый может на минуту стать доктором, всего в пару кликов записаться на анализ крови, выбрав по названию и прилагаемому описанию под ним. Для подобного набора «домашнего врача» достаточно иметь выход в интернет и средства на счете.
С таким же успехом я бы мог выбрать себе подушку или носки в интернет-магазине: в худшем случае отправлю обратно или передарю кому-нибудь, если меня не устроит их цвет или размер. Но вот что делать с результатами анализов, где интерпретации могут быть совершенно разными и неоднозначными?
Подобную ОНКО-инициативу не оценит врач, к которому Вы придете потом на прием для интерпретации полученных результатов. Ведь онкомаркеры - это не просто какие-то вещества, появляющиеся и циркулирующие в крови только в том случае, когда есть опухоль. ЭТО ЗАБЛУЖДЕНИЕ!
Как инструмент в руках доктора, онкомаркеры помогают при дифференциальной диагностике, для определения эффективности проведенного лечения и наличия или отсутствия рецидива болезни, но никак не являются самостоятельным диагностическим критерием.
ПРАВДА, что уровень онкомаркеров повышается при раке, но также правда и то, что значительные повышения лабораторных показателей могут быть и при «безобидных» состояниях, таких как менструация и беременность, а также при доброкачественных новообразованиях яичников, заболеваниях печени, почек, а также любых воспалительных процессах в организме. В то же время, не у всех пациентов с диагностированным раком бывает повышен уровень онкомаркеров.
А это означает, что данный вид исследования не обладает 100- процентной чувствительностью и специфичностью. Увы.
Поэтому, самостоятельно сдав кровь и придя к доктору с, допустим, пограничными или немного завышенными результатами, он не будет в восторге, но, скорее всего, продолжит ОНКО-поиск. Стоить Вам это будет немалых нервов, времени и сил, я уже не упоминаю материальную составляющую. Но ничего кроме стресса вам этот поиск, скорее всего, не принесет.
Поэтому если вы по каким-то причинам обеспокоены своим здоровьем, то не стоит вслепую сдавать анализы. Необходимо обратиться к доктору, а если речь идет о женском здоровье, к онкогинекологу, который вам обязательно поможет в определении плана обследования и дальнейшей интерпретации результатов.
Дело в том, что в онкогенезе (образовании опухолевых клеток) не все однозначно, и в зависимости от органа эти процессы могут запускаться по абсолютно разным причинам. И нет такого теста, который со 100% точностью сможет определить, есть у вас рак или нет. Во всяком случае, на ранней стадии.
Например, самый распространенный маркер для новообразований яичников CA-125 свою эффективность в рутинном скрининге и выявлении рака яичников на ранних стадиях не оправдал. И, несмотря на масштабные исследования, проводимые в области скрининга рака яичников в популяции, так и не было доказано, что регулярное тестирование на онкомаркеры влияет на снижение смертности. И ничего, кроме стресса, дополнительных диагностических процедур, в том числе, инвазивных, и даже неоправданных хирургических вмешательств при ложноположительных результатах, не несёт.
Так зачем же тогда вообще нужны онкомаркеры, если точности в них нет?
Повторюсь. Они нужны как вспомогательный критерий при диагностике, оценке проведенного лечения и выявлении рецидива заболевания. Например, при выявлении злокачественной опухоли яичника мы определили высокий уровень CA-125. После проведенного лечения (операция и/или химиотерапия) по контрольным анализам мы можем убедиться, что лечение было эффективным, когда уровень снизился до нормальных значений. Значит, опухоль была удалена полностью и/или была чувствительна к химиотерапии. Если же показатели снизились незначительно, мы можем говорить о химиорезистентности, что будет требовать изменений в лечении пациента. В динамике наблюдения пациента после эффективного лечения повторный рост значений может свидетельствовать о рецидиве заболевания и требовать дополнительных методов диагностики, например, ПЭТ/КТ.
Так как же обезопасить себя от страшного диагноза? Что нужно сделать, чтобы определить рак на ранней стадии? Может ли рак передаваться по наследству и что относится к факторам риска его развития?
Об этом мы обязательно поговорим в следующих публикациях.
Автор: Денис Михайлович Березовский, акушер-гинеколог, онкогинеколог-хирург, член Европейской ассоциации онкогинекологов ESGO (European Society of Gynaecological Oncology), Чешского сообщества онкологов чешской палаты докторов ČOS ČLS.
Свежие комментарии