Простых рецептов нет: нужно быть внимательнее.
Так бы выглядел Джо, который никогда не делится едой, если бы встречался с фанаткой кулинарии Моникой | Кадр из сериала «Друзья»
Печень по праву считается одним из самых удивительных органов: ее функциональности и «выносливости» можно только завидовать.
Патологии органа, даже в скрытой форме, могут приводить к снижению иммунитета и склонности к кровотечениям, нарушению холестеринового и белкового обмена, пищеварительным нарушениям и истощению запасов важнейших питательных веществ.
При этом большинство нарушений протекают бессимптомно: единственными признаками поражения печени могут долго оставаться привычная слабость и зуд.
Ближе, чем вы думаете
Заболевания печени многим знакомы по пугающей распространенности вирусных гепатитов. Причин этому немало:
- высокая степень контагиозности (заразности);
- минимальная инфицирующая доза (всего несколько вирусных частиц в случае гепатита В, например);
- разнообразие путей заражения (половой, через кровь и загрязненные ею инструменты, от матери к плоду);
- длительный бессимптомный период (от нескольких месяцев до многих лет).
Все это создает условия для массового инфицирования и поздней выявляемости вирусных гепатитов.
Однако, согласно статистике, вирусные гепатиты — далеко не первые в черном списке гепатологии. И куда большую медицинскую проблему представляет неалкогольная жировая болезнь печени (НАЖБП) или неалкогольный стеатогепатит.
По разным данным, заболевание выявляют у 30–40% населения. Средний возраст дебюта составляет 40–50 лет.
НАЖБП гораздо коварней вирусных поражений печени: в большинстве случаев патология становится случайной находкой, так как не сопровождается какими-либо явными признаками.
Неалкогольный стеатогепатит может развиваться у людей, не злоупотребляющих алкоголем, при этом характер повреждения печени практически неотличим от алкогольного гепатита. Чаще всего НАЖБП развивается у пациентов, имеющих, по крайней мере, один из следующих факторов:
- лишний вес;
- «плохой» липидный профиль в анализах;
- нарушение толерантности к глюкозе.
Происхождение заболевания неясно, но предполагается, что оно связано с инсулинорезистентностью, возникающей, например, при ожирении или метаболическом синдроме. Симптомы у большинства пациентов отсутствуют.
При отсутствии лечения НАЖБП со временем переходит в фиброз печени. Он не только снижает функциональные способности печени, вплоть до печеночной недостаточности, но и служит серьезным фактором риска (15% всех больных НАЖБП) карциномы (рака).
Кроме того, подсчитано, что НАЖБП уже после 5 лет от своего появления увеличивает стоимость лечения на 25–30%. Так что своевременный контроль состояния печени, особенно при наличии факторов риска, позволяет не только предотвратить летальные осложнения, но и значительно сэкономить.
Бессимптомная опасность
Поражения печени — как вирусного, так и жирового характера — довольно долго не имеют почти никаких проявлений: основными симптомами являются повышенная слабость и утомляемость.
Дело в том, что именно гепатоциты (клетки печени) служат базовыми поставщиками энергии для организма. Для получения энергии гепатоциты в ходе сложных внутриклеточных реакций используют запасы гликогена. Поражение клеток печени, очевидно, нарушает как скорость, так и качество этих процессов.
По мере разрушения гепатоцитов к утомляемости может добавиться тяжесть в правом подреберье, а также тошнота и зуд кожи. Тошнота обусловлена в основном нарушением синтеза желчи и последующими проблемами с пищеварением. Зуд связан с повышением концентрации в крови прямого билирубина, являющимся продуктом распада гемоглобина. При разрушении печеночных клеток билирубин попадает в кровь в большом объеме.
Из-за билирубина, который является пигментом, кожные покровы и белки глаз приобретают желтоватый оттенок — развивается желтуха.
Именно билирубин и его производные окрашивают в темный цвет желчь, мочу и кал. На ранних стадиях описанных поражений печени желтушность кожи возникает крайне редко.
Заподозрить поражение печени, когда какие-либо симптомы заболевания отсутствуют или выражены очень слабо, можно, обратив внимание на значимые факторы риска:
- лишний вес;
- инсулинорезистентность (или диабет 2-го типа);
- метаболический синдром (заметный признак — увеличение окружности талии);
- повышенный уровень триглицеридов и «плохого» холестерина.
Кроме этого, к факторам риска относят:
- синдром поликистозных яичников;
- гипотиреоз;
- дефицит витамина D;
- другие патологии, ассоциированные с нарушениями жирового и углеводного обмена.
Как проверить здоровье печени
Наличие тех или иных факторов риска, увеличивающих вероятность развития заболеваний печени, а также появление первых симптомов заболевания — повод для обращения к врачу и назначения ряда обследований. Для постановки диагноза и выявления проблем специалист может назначать анализы, результаты которых укажут на отсутствие или наличие нарушений в работе печени.
Липидный профиль — анализ, который включает определение общего холестерина, его «хороших» и «плохих» фракций, а также уровень триглицеридов.
Он необходим для косвенного подтверждения нарушения жировой функции печени, которое характеризуется повышением уровня триглицеридов и ЛПНП, а также снижением ЛПВП.
Анализы крови на маркеры цитолиза— разрушения клеток:
- АЛТ;
- АСТ;
- Гамма-ГТ;
- щелочная фосфатаза;
- общий билирубин.
Эти параметры крови используются для того, чтобы отличить неалкогольную жировую болезнь печени от других схожих патологий.
Стоит, однако, отметить, что, например, при НАЖБП уровень АЛТ и АСТ превышает норму не более чем в 4-5 раз, а в некоторых случаях может и вовсе оставаться в пределах нормальных значений.
Соотношение АЛТ/АСТ в норме не превышает 1,3 — однако значимо увеличивается при фиброзе. При этом гамма-ГТ и щелочная фосфатаза нарастают не более чем в два раза. Увеличение концентрации общего билирубина также обычно не превышает 1,5-2 раза от нормы (за счет прямой фракции).
Анализ крови «НЭШ-Фибротест» является лабораторным аналогом биопсии печени и позволяет выявить различные нарушения печени (от жировой дистрофии и воспаления до тяжелого фиброза) на самых ранней, доклинической стадии. При этом, в отличие от гистологических исследований, проведение инвазивных процедур не требуется. Сам тест отличается высокой степенью достоверности и более широкой «зоной покрытия» — изучается не один кусочек ткани, как при биопсии, а вся печень.
Автор материала
Ольга Малиновская
врач клинической лабораторной диагностики, руководитель медицинского департамента федеральной сети медицинских лабораторий KDL
Свежие комментарии