Почему одни люди считают кинезиологию наукой, а другие — шарлатанством?
Depositphotos.com
Впервые о кинезиологии я услышала от своего косметолога, которая предложила сделать массаж лица с помощью тейпа — эластичной ленты, похожей на пластырь. Медик по образованию, она популярно объяснила суть действия этого приспособления: при определенном способе натяжения тейп приподнимает кожу для улучшения циркуляции лимфы, в результате такого «дренажа» все морщинки на лице разглаживаются.
Меня удивил не сам способ массажа, а метод подбора тейпа. Оказывается, для лучшего эффекта мне надо было самостоятельно выбрать цвет ленты и место его прикрепления на лице. От этого зависел результат массажа, как уверил специалист по возвращению моей молодости.
И я, немало удивленная, с помощью специального мышечного теста (!) выбрала фиолетовый оттенок ленты, который женщина приклеила мне на лоб.
На все мои вопросы и сомнения, мол, это не мой цвет, косметолог ответила: «Есть наука такая, называется кинезиология. Мышцы врать не будут. Они лучше вас знают, каким тейпом придать тонус коже».
Поскольку мне, человеку, скептически относящемуся ко всяческой эзотерике, подобный способ показался крайне сомнительным, я стала искать ответ на вопрос, что такое кинезиология.
Тело говорит только правду!
Термин «кинезиология» имеет греческое происхождение: «кинезис» означает «движение», «логос» — наука. Выходит, что кинезиология — это наука о движении мышц. Но специалисты предпочитают другое определение: это не наука, а оздоровительная медицинская практика, которая может стать неплохим дополнением к методам традиционной медицины.
Надо признать, что за последние годы спрос на новые альтернативные медицинские методы растет в геометрической прогрессии. Нередко врачи поликлиник в качестве обязательной консультации направляют своих пациентов к кинезиологу.
Если терапевты, кардиологи, гинекологи, урологи лечат только одну область человеческого организма, то основной принцип кинезиологии — целостный, «холистический» подход. Его сторонники уверены в том, что человек представляет собой единый организм (что несомненно так), а потому лечить его надо целиком, а не отдельные органы: печень, сердце, желудок или позвоночник (что уже сомнительно с точки зрения доказательной медицины).
Заявляемый способ диагностики — мышечный тест, который выявляет дисбаланс в любой системе организма, проявляющийся в своеобразной мышечной слабости. Кинезиолог использует в качестве подсказки слабость или силу мышц пациента, ищет психологические блоки, а затем снимает напряжение и устраняет боль.
Чтобы выяснить, как это происходит на деле, я отправилась на мастер-класс к практикующему специалисту и преподавателю прикладной кинезиологии Марии Аршиновой (имя и фамилия изменены — прим. ред.).
— Мышцы связаны со всем человеческим телом, — объясняет Мария Геннадьевна. — И если нервный импульс по каким-то причинам не проходит на каком-то участке, то мышца перестает работать. Давайте я лучше на вас покажу!
И, пересев ко мне ближе, специалист предлагает вытянуть вперед правую руку и произнести фразу: «Меня зовут Татьяна!». Я выполняю требуемое, в то время как кинезиолог давит на мою руку. Рука остается на месте, выдержав сопротивление.
— А теперь повторите: «Меня зовут Оксана».
Повторяю. Аршинова вновь давит на руку, которая… опускается вниз. Похоже, нервный импульс отказался держать связь с мышцей, не согласившись с новым именем.
Продолжаем.
— Скажите: «За окном светит солнце!».
Рука не шелохнулась. За окном, действительно, день.
— Теперь повторяйте за мной: «За окном — звезды!»
Рука безвольно падает вниз.
— Вот видите, ваше тело говорит правду. Даже если вы пытаетесь его обмануть!
— Ну, это очень просто объяснить, — говорю я. — Просто вы в определенный момент сильнее или слабее давите на мою руку. Или как вариант: рука устает от напряжения. А не от неправды.
Мария Геннадьевна улыбается и продолжает тестирование:
— Скажите: «Я хочу быть здоровой!».
Говорю. Рука падает. Мне за нее неловко.
А теперь повторите за мной: «Я хочу болеть!»
Негодница-рука даже не подумала опуститься.
Да что же это за шутки такие? Разве я хочу болеть и не быть здоровой?
«Может, ваше ответственное сознание желает видеть вас здоровой, — объясняет мое недоумение Мария Геннадьевна. — Только мышцы говорят об обратном. Что вы хотите поболеть. Поболеть — для вас значит отдохнуть. И наша задача — найти внутреннюю психологическую причину этого желания».
Потом кинезиолог тянула меня за разные конечности, поворачивала голову, массировала спину, давила на область затылка. И это походило на сеанс мануальной терапии, массажа и рефлексотерапии, вместе взятых. А потом Аршинова предложила мне избавиться… от страха заболеть. Именно он, как выяснилось, выступает причиной моего тайного желания болеть и становится пусковым механизмом вечных простуд, гайморитов и ринитов.
Какая связь между запором и пяткой?
Аршинова утверждает, что кинезиология способна справиться со всеми заболеваниями, поскольку в ее основе лежит целостный подход к человеческому организму. Но чаще всего, по ее опыту, люди приходят с жалобами на панические атаки, синдром хронической усталости, с болями в голове, позвоночнике и суставах, с бесплодием и заболеваниями ЖКТ. За последний год стало обращаться много пациентов, которым необходима постковидная реабилитация.
По словам специалиста, состояние каждого внутреннего органа отражается на работе определенной группы мышц. Так, проблемы с желудком могут отдаваться болью в плечах, а опорно-двигательный аппарат барахлит из-за болезней сердца.
Мария Геннадьевна приводит несколько примеров из своей практики. Пациент, который пришел к ней на сеанс, жаловался на боль в пятке, на которую он не мог наступить. После проведенной диагностики выяснилось, что пятка заболела из-за запора в кишечнике. У мужчины якобы был гипертонус сигмовидной кишки, которая своим отеком давила на крыло таза, меняя его положение и выключив мышцы, которые к нему крепятся. Поняв причину, с помощью остеопатии сняли напряжение. После сеанса боль в пятке у пациента прошла.
Еще более впечатляющая история — о мальчике с ДЦП. У ребенка, которого привели на сеанс родители, помимо ДЦП, были также: атопический дерматит, эмоциональная нестабильность, задержка психического развития, гиперактивность. На тот момент ему было пять лет, но он не говорил. После диагностики кинезиолог нашел причину в химическом нарушении организма, проведенные тесты показали, что несколько внутренних органов поражены лямблиями. Спустя полгода лечения мальчик прочитал ветеранам на День Победы строки Лермонтова: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром!» Чудо!
В качестве доказательства Аршинова дала послушать видеозапись этого звездного часа мальчугана. Он действительно говорил, тщательно произнося каждое слово.
Мнение медиков: ненависть, настороженность, непонимание
Представители клинической медицины по-разному относятся к кинезиологии. Одни медики категорически не приемлют основы кинезиологии, называя ее областью шарлатанства и объясняя суть манипуляций банальной жаждой наживы на доверчивых пациентах.
«Моя знакомая попала однажды на прием к заезжему специалисту по мышечной диагностике, — рассказывает психолог Оксана Полякова. — И тот поставил женщине несуществующий диагноз, предложив за три сеанса и 30 тысяч рублей вправить внутренний орган и восстановить некий биоритм. Потом гинекологу пришлось исправлять ошибку горе-специалиста, у которого не было даже среднего медицинского образования».
Другие врачи видят в новой системе возможность оздоровления человека.
Хотя всякий раз подчеркивают, что она не должна опережать консультацию профессионального врача-клинициста.
Так, невролог, кандидат медицинских наук Олег Грибачев уверен, что кинезиологи способны снять часть нагрузки с врачей. «Особенно если они работают с пациентами, обладающими повышенной эмоциональной чувствительностью, депрессией и пессимистическим отношением к любому виду лечения. Мы будем им благодарны за то, что они повысят положительный настрой пациентов и дадут надежду на выздоровление». То есть Грибачев подчеркивает вспомогательную пользу подобных процедур, обращая внимание на то, что непосредственный их эффект трудно оценить.
Заведующая кардиологическим отделением медицинского центра Анна Клюева корректно отмечает: «При любом заболевании пациент должен понимать, что первым делом он должен посетить врача, а уж потом — кинезиолога, который в свою очередь не должен подвергать сомнению диагноз врача. Если специалисты традиционной и альтернативной медицины будут работать в одной связке, то результат окажется превосходным». Опять-таки — как дополнительная практика, но не как основное лечение.
Спустя некоторое время после визита к кинезиологу я вновь попала к косметологу. И когда она предложила снова пройти мышечный тест, чтобы выбрать цвет тейпа, я со знанием дела протестировала розовый, зеленый и голубой цвет ленты, в итоге отдав предпочтение последнему. На этот раз тейп мне наклеили вдоль левой щеки. Так рекомендовало мое тело сегодня.
Когда зеркало после процедуры убедило меня в эффективности выбора тейпа, сознание вынесло свой вердикт: пожалуй, для косметических процедур кинезиология вполне может быть методом. А вот доверяться ли «выбору мышц», когда речь зайдет о боли или инфекции,— большой-большой вопрос.
Свежие комментарии