На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Марионелла Тукмачева
    Классная статья. Поделилась с друзьями.Какая физкультура...
  • Vova Гарин
    Денег вагон и добро попрёт!!!Как стать добрее ...
  • Григорьева Елена
    Какие сложности! Тазик с очень тёплой водой и чуть  розовой марганцовкой. Все и никаких проблем.Доктор Евдокименк...

Никаких гарантий

3043090

Трагедия в Карелии отозвалась не только естественным ужасом, не только вызвала закономерные вопросы о том, как это могло произойти, но и заставила задуматься тех, кто регулярно отправляет своих детей в лагерь, о безопасности и качестве лагерей в целом. И, почитав материалы о Карелии и проанализировав собственный опыт, я увидела три важных  обстоятельства.

Первое – это то, что в нашей стране, увы, ни знакомства, ни высокая стоимость, ни отзывы не гарантируют высокого качества услуг – и это распространяется на все те сферы, где три этих категории традиционно используются как показатель качества: образование, медицина, отдых.  

Моя дочь ездит в лагеря пять лет. Каждый раз я опрашивала знакомых, искала отзывы, общалась с администрацией – а в некоторых случаях лагеря делали те, кого я знаю, – и почти каждый раз у меня были десятки претензий, зачастую довольно серьёзных. Дело в том, что первые три года я всегда была где-то рядом – например, снимала рядом жильё и отдыхала там с семьёй, поэтому я слишком много знаю. Да, я старалась особо никому на глаза не попадаться без лишней надобности, но всегда была рядом «на всякий случай». И этот случай возникал, к сожалению, очень часто.

В одном лагере дети жили в 300 метрах от моря, и за две недели были на море три раза по полчаса. Фрукты им давали – половинку банана, половинку апельсина – и это летом в Италии. На завтрак у них были круассаны с джемом и хлопья, и если в первые дни они кричали от радости, что нет ни надоевшей каши, ни яичницы, то вскоре вообще перестали это есть. Тогда мы с другими такими же сумасшедшими мамами нашли поблизости русский магазин и купили им гречку… Там же в 150 метрах была взрослая дискотека, которая ухала и бухала до 0.30, невозможно было не то что спать – даже разговаривать. Что до безопасности, то в Москве обещали, что место купания в море будут огораживать, но сделали это только после того как мы, жившие рядом родители, несколько раз об этом напомнили. 

В другом лагере туалет для детей был привычный нашему с вами детству, но невозможный для них: с дырой в полу. У детей начались массовые запоры.

Ещё в одном дети повально болели какой-то инфекцией с горлом и кожными проявлениями. Врач в лагере говорила о стафилококке, махала рукой и объясняла, что тут так каждый год – почему бы не задуматься об обработке помещений?! – но три врача в Москве с анализами на руках сказали, что это энтеровирус. Однажды я присутствовала в этом лагере при утреннем осмотре в кабинете врача и была немало удивлена тем, что детям пшикают в горло и капают нос из одних и тех же флаконов без смены насадок и дезинфекции. Там же по территории шатались бродячие собаки, с которыми дети целовались и обнимались, естественно, забывая после этого мыть руки. Там же им зачем-то показывали фильм «Горец» - некоторые плакали от страха, кое-кто не мог потом спать. Там же не меняли постельное бельё, в том числе тогда, когда дети менялись комнатами – я точно это знаю, потому что в кровати всегда был песок.  

Я своими глазами видела, как детей 7-12 лет вожатые отправляли плавать в бассейне, а сами плескались в соседнем бассейне.  

Вши из лагеря – это вообще нормальная история, и я была приятно удивлена в этом году, когда, привычно усадив приехавшую дочь на табурет и надев налобный фонарик, не обнаружила наших старых друзей в её райских кущах. Такое же обычное явление – мелкое воровство карманных денег и купленной еды. Норма - когда дети могут беспрепятственно уйти с территории и, например, купить себе еды и отравиться (было на моих глазах).

Есть ещё одна проблема, вроде небольшая и прямого отношения к безопасности не имеющая (хотя как сказать: когда моя дочь на экскурсии свалилась с тепловым ударом, я это связала в первую очередь с недосыпом и скудным завтраком, т. к. она по утрам всё время не очень хорошо себя чувстовала), но сильно меня раздражающая: я ещё не встречала ни одного лагеря, где бы дети ложились спать в какое-то вменяемое время. Обычно их загоняют в кровать около 11 вечера (естественно, они ещё полночи общаются) и поднимают в 7.30-8, и в результате после отдыха мы получаем покачивающегося от недосыпа ребёнка, который всю следующую неделю просто отсыпается.

При этом должна отметить, что в этих лагерях часто были хорошие и интересные программы, отличные концепции, прекрасные сценарии, классные занятия и игры, но при этом организаторы не задумывались об элементарных базовых вещах — нормальном туалете, полноценном сне, о фруктах летом или о том, как развести 15- и 7-летних, чтобы последние поменьше сидели в табачном дыму и пореже слушали в исполнении первых мат и разговоры о сексе. И родителям не приходило в голову всё это проверить, потому что это какие-то вроде очевидные вещи. 

Я всякий раз боролась с тем, что видела, в первую очередь стараясь улучшить это "здесь и сейчас" (далеко не всегда успешно), но бывало, что долго ещё писала всякие письма администрации и долго и занудно им объясняла, что мне нужны не денежные компенсации, а чтобы этого в принципе не было (результат, естественно, нулевой), писала отзывы на разных сайтах.  

Второе обстоятельство, напрямую связанное с Карелией и не способствующее улучшению качества лагерей, – родительский страх. Многие, читая отзывы прошлых лет о карельском лагере, в ужасе спрашивали: почему никто не сровнял этот лагерь с землёй ещё два года назад? почему родители продолжали отправлять детей в лагерь, несмотря на жуткие отзывы? Потому что туда ехали преимущественно дети из малоимущих детей, бесплатно, поэтому государство транслирует: заткнитесь и радуйтесь, что вам дали хотя бы это, говорила я. Потому что родители боялись, что отнимут даже эти некачественные бесплатные крохи. Что и подтвердило интервью единственной мамы, которая пыталась судиться с лагерем: она трижды говорит о том, что другим мамам было очень страшно выступать свидетельницами. Мы ужасно боимся сказать что-то поперёк тем, кто занимается нашими детьми, потому что вдруг потом нашим же детям будет хуже – и правильно боимся, такое тоже очень даже бывает; качание прав в нашей стране приводит обычно к обратному и очень болезненному эффекту, мы это хорошо знаем.

Есть ещё третий фактор.

Я пишу этот текст, сидя дома. Лето, в открытые настежь окна дубасит солнце, весело задувает сквозняк и несутся истеричные крики с площадки детского сада: 

- Ты, иди сюда!

- Кому сказала?! Ну-ка подошёл быстро!

- Я чё, не тебе говорю?! 

Уважение к ребёнку? Терпение? Креативность? Возрастные особенности? Нет, не слышали.

В образовании кое-где до сих пор сохраняется традиция орать, строить, одёргивать, не считаться с мнением ребёнка, особенно когда родители отвернулись. Вероятно, они знают, что дети не пожалуются, а если и пожалуются, то см. пункт второй…

Какие отсюда выводы? Да никаких. Как бы вы ни старались, как бы вам не рекомендовали, нет гарантий того, что вы получите хороший лагерь. Может, это говорит о полном отсутствии контроля качества детского отдыха, я не знаю. На то, что это правильное место, могут указывать только кое-какие мелкие детали, говорящие о большом опыте, и то вы их увидите уже после того, как сделаете свой выбор, ну например: организаторы разослали подробные письма со списком одежды и рекомендациями; организаторы сказали все лекарства отдать им с наклеенными бумажками, где указано имя, фамилия и доза; организаторы выдали на вокзале детям яркие банданы, чтобы видеть их сразу; вожатые лагеря – его бывшие выпускники (значит, им здесь было и есть хорошо), и т. д. Только так, и никак иначе. И то глаз начинает замечать эти мелочи уже после многих, многих поездок. А кое-что вы никогда не увидите и не узнаете, потому что дети не замечают очень многого, не знают, что их родителям обещали одно, а им дали другое, понятия не имеют о том, что у них есть права, что их должны качественно кормить и менять бельё и что на них не должны орать, что они могут не выполнять распоряжения взрослых, если это чревато опасностью для их жизни. А взрослые, которые рядом с ними, прекрасно понимают, что дети промолчат или не заметят. 

Есть хорошие, отличные, замечательные лагеря. Есть прекрасные вожатые, руководители, организаторы и инструкторы. Всё это есть. Страшно только, что есть и совсем другое и что "на берегу" почти невозможно отличить одно от другого. 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх