10 раскрывшихся тайн пропавших когда-то и вновь обретённых шедевров великих мастеров

304

И по сей день остаётся тайной местонахождение огромного количества художественых шедевров, созданных великими мастерами. И не исключено, что эти считающиеся пропавшими картины находятся в руках нескольких чрезвычайно богатых коллекционеров, которые держат контроль над арт-рынком. Иногда они продают картины друг другу в тайне. Есть и оборотная сторона медали – пощищенные и надёжно спрятанные злоумышленниками раритеты, которые продать практически невозможно. И всё же время от времени тайны пропавших шедевров раскрываются.
И причём порой весьма неожиданным образом.

1. Тайна говорящей мыши 

Говорящая мышь Стюарт Литтл
Говорящая мышь Стюарт Литтл

Стюарт Литтл, говорящая мышь, придуманная Е. Б. Уайтом для детской книги, по которой позже был снят фильм, помогла решить загадку венгерского шедевра, пропавшего более 80 лет назад. Речь идет об авангардной работе Роберта Берени «Спящая женщина с черной вазой». Черно-белое фото с выставки 1928 года было самым последним публичным свидетельством ее существования. Картина просто исчезла в 1920-х годах, и создавалось такое впечатление, что никто не знал, что с ней случилось. Затем, на Рождество в 2009 году, исследователь Венгерской национальной галереи в Будапеште Герджели Барки решил посмотреть фильм 1999 года «Стюарт Литтл» со своей маленькой дочерью Лолой. К его удивлению, он увидел пропавшую картину на экране - она висела над каминной полкой в семейном доме Литтла.

Чтобы узнать, как ценное полотно оказалось среди декораций голливудского детского фильма, Барки написал множество писем людям, работающим в Columbia Pictures и Sony Pictures. Два года спустя бывший помощник дизайнера Sony Pictures отправила ему по электронной почте ответ. Она купила шедевр всего за 500 долларов в магазине антиквариата в Пасадене, Калифорния, чтобы украсить гостиную Литтла на съемочной площадке. После съемок дизайнер забрала картину домой и повесила ее на стене в комнате. После того, как женщина продала шедевр Берени частному коллекционеру, картина была возвращена в Венгрию, где она была продана на аукционе в Будапеште за 229 500 евро в 2014 году.

2. Тайна алтаря 

Алтарь, тайну которого разгалада пенсионерка.
Алтарь, тайну которого разгалада пенсионерка.

Ключом к одной из величайших тайн великого мира была Джин Престон, пожилая пенсионерка из Оксфорда, Англия, которая всегда ела замороженные обеды, покупала одежду из каталога и путешествовала только пешком или на автобусе. Она вела очень скромную жизнь, будто подражая скромным ценностям мастера эпохи Возрождения и доминиканского монаха Фра Анджелико (который считал, что истинная ценность его картин заключается в их духовной красоте, а не в мирских деньгах, которые они могли принести ему). Смиренный Фра Анджелико был причислен к лику блаженных в 1982 году Папой Иоанном Павлом II.

Самая восхитительная работа Фра Анджелико, алтарь монастыря Сан-Марко во Флоренции, был заказан его покровителем Козимо де Медичи в 1438 году. Основная панель алтаря, изображающая Мадонну с ребенком, все еще находится в Сан-Марко. Но восемь небольших панелей с изображениями портретов святых были изначально потеряны во время наполеоновских войн. Шесть из них позже были объявились в галереях и частных коллекциях по всему миру. Но последние две панели пропали без вести на 200 лет, пока их не обнаружили за дверью гостевой спальни мисс Престон. Джин Престон впервые заметила эти шедевры в «коробке всякой мелочевки», когда она работала в музее в Калифорнии. Никто не интересовался ими, поэтому она попросила купить панели за 200 долларов своего отца-коллекционера. Когда тот умер, мисс Престон унаследовала их.

На протяжении большей части своей жизни мисс Престон не знала реальной ценности этих картин. В 2005 году она попросила искусствоведа Майкла Ливерсиджа посмотреть на них. Узнав, что у нее есть недостающие панели алтаря Сан-Марко, она просто повесила их обратно за дверью своей спальни. После ее смерти две картины были проданы на аукционе в 2007 году примерно за 3,9 миллиона долларов.

3. Тайна небрежной реставрации 

афываыва
афываыва

В 1960 году, иллюстратор комиксов Дональд Трахте из Вермонта купил за 900 долларов картину у своего соседа, художника Нормана Роквелла. Эта картина по названию «Покидая отчий дом» была показана на обложке журнала Saturday Evening Post в 1954 году. После того, как Трахте умер в 2005 году в возрасте 89 лет, его семейные и художественные эксперты не могли понять, почему у картины в доме Трахте было так много отличий от ее снимка на обложке Saturday Evening Post.

Сначала эксперты предположили, что картина хранилась в плохих условиях и была небрежно реставрирована. Но в конце концов они поняли, что картину не восстанавливали. Убедившись, что они имеют дело с подделкой, взрослые сыновья Трахте решили обыскать мастерскую своего отца. Один из мужчин заметил дырку в деревянной обшивке комнаты. Они разобрали фальшивую стену и обнаружили потайную комнату с подлинной картиной Роквелла. Теперь считается, что Трахте подделал картину около 1973 года во время развода. Оригинал был продан на аукционе за $ 15,4 млн в 2006 году.

4. Тайна Ломбардии 

Тайна Ломбардии
Тайна Ломбардии

Этот шедевр так долго не могли найти, что некоторые люди сомневались в его существовании. Затем, в 2013 году, картина Леонардо да Винчи, изображающая Изабеллу д'Эсте, маркизу Мантуя, была обнаружена в частной коллекции в швейцарском банковском хранилище, и тайна 500-летней давности оказалась решена. Считается, что картина была приобретена семьей владельца в начале 1900-х годов. Да Винчи сделал карандашный эскиз Изабеллы д'Эсте в 1499 году в Мантуе (регион Ломбардия в Италии). Этот эскиз сегодня находится во французском Лувре.

Маркиза написала да Винчи, попросив его, чтобы он сделал картину из эскиза. До недавнего времени искусствоведы полагали, что художник не нашел времени для завершения картины или просто потерял к ней интерес. Некоторые эксперты, такие как Мартин Кемп из Тринити-колледжа, Оксфорд, и вовсе сомневаются в подлинности картины, указывая на некоторые стилистические детали, которые не использовал художник. Но другие эксперты, такие как ведущий мировой ученый по творчеству да Винчи, Карло Педретти из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, не согласны с Кемпом.

«Нет никаких сомнений в том, что портрет - это работа Леонардо», - сказал он. Педретти полагает, что да Винчи нарисовал лицо, а его помощники да Винчи нарисовали пальмовый лист, который держала д'Эсте на картине. Углеродный анализ предполагает 95-процентную вероятность того, что картина была создана между 1460 и 1650 годами. Пигменты и грунтовка такие же, как и у всех работ да Винчи. Учитывая, что всего существует не более 20 подлинных картин да Винчи, эта работа может стоить десятки миллионов долларов.

5. Тайна кухни рабочего автомастерской 

Тайна кухни рабочего автомастерской
Тайна кухни рабочего автомастерской

В 1975 году два украденных шедевра были куплены за 25 долларов итальянским рабочим автомастерской на аукционе утерянных и невостребованных предметов итальянской национальной железной дороги. Это были картины «Девушка с двумя стульями» Пьера Боннара и «Натюрморт с фруктами на столе и маленькой собачкой» Поля Гогена. Они были украдены у британской пары в 1970 году, и вместе оценивались в 50 миллионов долларов. Но рабочий понятия не имел, насколько ценны картины. Он просто повесил их на кухне, где они и провисели почти 40 лет. Когда его сын попытался продать шедевры в 2013 году, искусствоведы, которые оценивали картины, поняли, что те были украдены. Полицию предупредили, что мужчина и его сын не являются подозреваемыми. Британская пара, которая первоначально владела картинами, уже умерла, не оставив наследников. Поэтому полиция сейчас должна определить, кто владеет картинами.

6. Тайна мусорки 

Когда Элизабет Гибсон ходила за кофе мартовским утром в 2003 года, она увидела красочную абстрактную картину, зажатую между двумя большими мешками для мусора перед жилым домом в Манхэттене. Картина понравилась эта картина, но она никак не думала, что это знаменитый шедевр, особенно, учитывая ее дешевую раму. Полотном, которое Гибсон достала из мусорки в тот день, на самом деле была «Три человека» - работа 1970 года мексиканского художника Руфино Тамайо. Она была украдена в 1980-х годах у настоящих владельцев, супружеской пары в Хьюстоне. Г-жа Гибсон сначала повесила картину в своей квартире, но в конце концов осмотрела ее и заметила наклейки галереи на обратной стороне. В итоге женщина 3 года пыталась найти больше информации, это только через три года кто-то из галереи сообщил ей о пропаже.

Когда женщина вызвала эксперта из Sotheby's, тот подтвердил оригинальность картины, вручил Элизабет вознаграждение в размере 15 000 долларов от первоначальных владельцев и гонорар от Sotheby's. Впоследствии данная картина была продана на аукционе Sotheby's за более чем 1 миллион долларов в ноябре 2007 года.

7. Тайна пьяного перекупщика 

«Портрет девушки» французского художника XIX века Жан-Батиста
«Портрет девушки» французского художника XIX века Жан-Батиста

Сначала никто в этой странной истории не знал, что Томас Дойл был преступником, и за 34 года его уже 11 раз обвиняли в краже. На этот раз он убедил инвестора Гэри Фитцджеральда заплатить 880 000 долларов за предполагаемую 80-процентную долю картины маслом «Портрет девушки» французского художника XIX века Жан-Батиста Камиля Коро. Дойл заплатил всего $ 775 000 за шедевр, а не 1,1 миллиона долларов, как он сказал Фитцджеральду, а также уверил Фитцджеральда, что другой покупатель был готов заплатить за картину 1,7 миллиона долларов (что также было неправдой). Фактически, Дойл предположительно знал, что картина стоит не более 700 000 долларов. А теперь самое странное. Предполагаемая подруга Дойла, Кристин Траджен, была, по-видимому, настоящим основным владельцем картины, а Дойл был ее совладельцем. Она также якобы не знала криминального прошлого.

28 июля 2010 года оба совладельца полотна отправили одного из партнеров Дойла, Джеймса Хаггерти, в качестве посредника, чтобы тот встретился с потенциальным покупателем картины в отеле в Манхэттене. В итоге покупатель не приехал, а посредник, пока ждал его, употребил немало алкоголя. Позже камеры засекли, что он вышел из отеля примерно в 12:50 с картиной. Но он приехал в свою квартиру около 2:30 утра без шедевра Коро. Посредник утверждал, что он не помнит, что случилось с картиной, поскольку был пьян. Кристин Траджен подала в суд на посредника, а затем Дойл был арестован по обвинению в мошенничестве и обмане Фитцджеральда (человека, который заплатил ему 880 000 долларов за 80 процентов картины). Но никто не знал, где пропал шедевр, пока швейцар в другом здании Манхэттена рядом с отелем не вернулся из отпуска. Он нашел картину в кустах. Дойл сел на 6 лет в тюрьму, а полотно Коро было продано для возмещения денег обманутому инвестору Фитцджеральду.

8. Тайна блошиного рынка 

«Пейзаж на берегу Сены» . Ренуар
«Пейзаж на берегу Сены» . Ренуар

Как говорится в старой поговорке, если что-то звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, возможно, это именно так. Поэтому, когда Марсия Фукуа из Вирджинии заявила, что приобрела картину Ренуара размером с салфетку «Пейзаж на берегу Сены» за 7 долларов в 2009 году на блошином рынке, это казалось невероятным. Сначала женщина пыталась продать картину через аукционный дом, но позже картина была признана украденной из Балтиморского художественного музея в 1951 году. Брат Марсии рассказал, что эта картина висела в доме его матери в течение десятилетий, с тех пор, как она поступила в художественный колледж в Балтиморе в 1951 году (когда картина исчезла). Мэтт подумал, что картина была подарком его матери от жениха, но та никогда не рассказывала ему подробности. В итоге картину вернули в музей.

2. Тайна печи 

Несожённая картина.
Несожённая картина.

Часть тайны этих пропавших шедевров живописи была разгадана, но другая часть навеки останется покрытой мраком. В октябре 2012 года из музея Кунстхала в Роттердаме было похищено семь картин стоимостью десятки миллионов долларов. Среди них были работы Мейера де Хаана, Люсьена Фрейда, Поля Гогена, Анри Матисса, Клода Моне и Пабло Пикассо. Согласно снимкам камеры безопасности, двое мужчин взломали систему безопасности и похитили добычу менее чем за две минуты. След преступников привел в Роттердам, затем в бедную деревню Каркали в Румынии, где жил по крайней мере один из воров.

Там мать одного из воров утверждала, что сожгла картины в печи, чтобы уничтожить доказательства, которые могли бы уличить ее сына. В суде она отказалась от этого заявления. «Мы нашли много пигментов, используемых в профессиональных масляных красках, - сказал Эрнест Оберландер-Тарновеану, директор музея, который проанализировал золу. - В итоге мы пришли к выводу, что кто-то действительно сжигал картины маслом в печи. Но что это были за картины, неизвестно». Три молодых румынских вора были осуждены, поэтому известно, кто украл шедевры живописи. Но, видимо, уже никто не узнает, были ли картины действительно сожжены или просто спрятаны. Мать вора получила два года за содействие преступнику.

1. Тайна незнакомца 

Одна из картин Корнелиуса Гурлитта.
Одна из картин Корнелиуса Гурлитта.

81-летний немец Корнелиус Гурлитт «был человеком, которого не существовало». Он не был зарегистрирован ни в каких правительственных учреждениях Германии, и у него не было пенсионного или медицинского страхования. Но у него была куча денег, когда таможенники остановили его на поезде в Мюнхене. В рамках налогового расследования власти обыскали захламленную квартиру Гурлитта в пригороде Мюнхена в 2011 году. Среди мусора они обнаружили коллекцию из более чем 1400 произведений стоимостью более 1,3 миллиарда долларов, в том числе шедевры Анри Матисса и Пабло Пикассо, рисунки, гравюры, картины, гравюры и офорты. Считалось, что большая часть искусства была захвачена нацистами.

Безработный отшельник Гурлитт жил на деньги, которые он получал с периодической продажи произведений искусства. Его отец Хильдебранд Гурлитт был коллекционером произведений искусства, когда нацисты пришли к власти. Несмотря на то, что у него была еврейская бабушка, Хильдебранда нацисты ценили, потому что у него были контакты, чтобы продавать награбленное иностранным покупателям. Однако Хильдебранд тайно продавал некоторые картины «для себя» и прятал остальные, утверждая, что эти шедевры были уничтожены, когда его квартира была подвергнута бомбежке во время войны. Еще одна коллекция из более чем 200 предметов была обнаружена в доме Корнелиуса Гурлитта в Зальцбурге.

Источник

Причины, по которым в бывшем СССР пеленали детей

До 70-х годов прошлого века новорожденных малюток туго пеленали. Будущих мам учили этому мастерству еще на курсах перед родами. Ни у кого такое пеленание в то время не вызывало сомнения. Но с некоторых пор на эту «процедуру» начали смотреть под другим ракурсом и решили, что новорожденных можно не пеленать.

Пеленание и доктор Спок

До наших времен дошло сведение о том, что младенцев пеленали еще в Древнем Риме и в Средневековой Европе. Для пеленания использовали так называемые свивальники – длинные и узкие полоски ткани, обматывая ними младенцев, как бинтом.

В наше время в 1970-х годах появился некто Бенджамин Спок, который в своих научных трудах в книге «Ребенок и уход за ним» выступил против пеленания, чем вызвал горячие споры между сторонниками и противниками пеленок.

Аргументы «за»

Советские педиатры, как и матери новорожденных, выступали за тугое пеленание младенцев. Аргументы в пользу пеленания были следующие: новорожденный во сне бессознательно мог совершать руками всякие движения, во время которых он сам себя будил. А находясь в пеленках – он просто не мог производить такие движения, и его сон был крепче. Кроме того, ребенок мог поцарапать себя или попасть пальчиком в глаз и нанести себе травму.

От подобных неприятностей малышей спасало пеленание. Был и еще один аргумент в пользу пеленания. Многие женщины считали, что пеленание необходимо для правильного развития тела ребенка, в частности, пеленание не допускало искривления ножек у малыша.

Правильно ли это?

По поводу искривления ног современные педиатры сообщают, что это предрассудки. Врачи считают, что искривление ног у младенцев – это вовсе не отсутствие тугого пеленания, а всего лишь последствия обыкновенного рахита. Некоторые дети переносят это заболевание тогда, когда матери об этом даже не догадываются.

Среди современных женщин есть как поклонницы, так и противницы пеленания. Все зависит от опыта матери, а также от особенностей и характера самого ребенка.

Как работает человеческая память: одна из главных научных проблем

Как устроена память | Журнал Популярная Механика

Загадка человеческой памяти — одна из главных научных проблем XXI века, причем разрешать ее придется совместными усилиями химиков, физиков, биологов, физиологов, математиков и представителей других научных дисциплин. И хотя до полного понимания того, что с нами происходит, когда мы «запоминаем», «забываем» и «вспоминаем вновь», еще далеко, важные открытия последних лет указывают правильный путь.

На сегодняшний день даже ответ на базовый вопрос — что собой представляет память во времени и пространстве — может состоять в основном из гипотез и предположений.

Если говорить о пространстве, то до сих пор не очень понятно, как память организована и где конкретно в мозге расположена. Данные науки позволяют предположить, что элементы ее присутствуют везде, в каждой из областей нашего «серого вещества». Более того, одна и та же, казалось бы, информация может записываться в память в разных местах.

Например, установлено, что пространственная память (когда мы запоминаем некую впервые увиденную обстановку — комнату, улицу, пейзаж) связана с областью мозга под названием гиппокамп. Когда же мы попытаемся достать из памяти эту обстановку, скажем, десять лет спустя — то эта память уже будет извлечена из совсем другой области. Да, память может перемещаться внутри мозга, и лучше всего этот тезис иллюстрирует эксперимент, проведенный некогда с цыплятами. В жизни только что вылупившихся цыплят играет большую роль импринтинг — мгновенное обучение (а помещение в память — это и есть обучение). Например, цыпленок видит большой движущийся предмет и сразу «отпечатывает» в мозге: это мама-курица, надо следовать за ней. Но если через пять дней у цыпленка удалить часть мозга, ответственную за импринтинг, то выяснится, что… запомненный навык никуда не делся. Он переместился в другую область, и это доказывает, что для непосредственных результатов обучения есть одно хранилище, а для длительного его хранения — другое.

Запоминаем с удовольствием

Но еще более удивительно, что такой четкой последовательности перемещения памяти из оперативной в постоянную, как это происходит в компьютере, в мозге нет. Рабочая память, фиксирующая непосредственные ощущения, одновременно запускает и другие механизмы памяти — среднесрочную и долговременную. Но мозг — система энергоемкая и потому старающаяся оптимизировать расходование своих ресурсов, в том числе и на память. Поэтому природой создана многоступенчатая система. Рабочая память быстро формируется и столь же быстро разрушается — для этого есть специальный механизм. А вот по‑настоящему важные события записываются для долговременного хранения, важность же их подчеркивается эмоцией, отношением к информации.

На уровне физиологии эмоция — это включение мощнейших биохимических модулирующих систем. Эти системы выбрасывают гормоны-медиаторы, которые изменяют биохимию памяти в нужную сторону. Среди них, например, разнообразные гормоны удовольствия, названия которых напоминают не столько о нейрофизиологии, сколько о криминальной хронике: это морфины, опиоиды, каннабиноиды — то есть вырабатываемые нашим организмом наркотические вещества. В частности, эндоканнабиноиды генерируются прямо в синапсах — контактах нервных клеток. Они воздействуют на эффективность этих контактов и, таким образом, «поощряют» запись той или иной информации в память. Другие вещества из числа гормонов-медиаторов способны, наоборот, подавить процесс перемещения данных из рабочей памяти в долговременную.

Механизмы эмоционального, то есть биохимического подкрепления памяти сейчас активно изучаются. Проблема лишь в том, что лабораторные исследования подобного рода можно вести только на животных, но много ли способна рассказать нам о своих эмоциях лабораторная крыса?

Если мы что-то сохранили в памяти, то порой приходит время эту информацию вспомнить, то есть извлечь из памяти. Но правильно ли это слово «извлечь»? Судя по всему, не очень. Похоже, что механизмы памяти не извлекают информацию, а заново генерируют ее. Информации нет в этих механизмах, как нет в «железе» радиоприемника голоса или музыки. Но с приемником все ясно — он обрабатывает и преобразует принимаемый на антенну электромагнитный сигнал. Что за «сигнал» обрабатывается при извлечении памяти, где и как хранятся эти данные, сказать пока весьма затруднительно. Однако уже сейчас известно, что при воспоминании память переписывается заново, модифицируется, или по крайней мере это происходит с некоторыми видами памяти.

Не электричество, но химия

В поисках ответа на вопрос, как можно модифицировать или даже стереть память, в последние годы были сделаны важные открытия, и появился целый ряд работ, посвященных «молекуле памяти».

На самом деле такую молекулу или по крайней мере некий материальный носитель мысли и памяти пытались выделить уже лет двести, но все без особого успеха. В конце концов нейрофизиологи пришли к выводу, что ничего специфического для памяти в мозге нет: есть 100 млрд нейронов, есть 10 квадрильонов связей между ними и где-то там, в этой космических масштабов сети единообразно закодированы и память, и мысли, и поведение. Предпринимались попытки заблокировать отдельные химические вещества в мозге, и это приводило к изменению в памяти, но также и к изменению всей работы организма. И лишь в 2006 году появились первые работы о биохимической системе, которая, похоже, очень специфична именно для памяти. Ее блокада не вызывала никаких изменений ни в поведении, ни в способности к обучению — только потерю части памяти. Например, памяти об обстановке, если блокатор был введен в гиппокамп. Или об эмоциональном шоке, если блокатор вводился в амигдалу. Обнаруженная биохимическая система представляет собой белок, фермент под названием протеинкиназа М-зета, который контролирует другие белки.

Одна из главных проблем нейрофизиологии — невозможность проводить опыты на людях. Однако даже у примитивных животных базовые механизмы памяти схожи с нашими.

Молекула работает в месте синаптического контакта — контакта между нейронами мозга. Тут надо сделать одно важное отступление и пояснить специфику этих самых контактов. Мозг часто уподобляют компьютеру, и потому многие думают, что связи между нейронами, которые и создают все то, что мы называем мышлением и памятью, имеют чисто электрическую природу. Но это не так. Язык синапсов — химия, здесь одни выделяемые молекулы, как ключ с замком, взаимодействуют с другими молекулами (рецепторами), и лишь потом начинаются электрические процессы. От того, сколько конкретных рецепторов будет доставлено по нервной клетке к месту контакта, зависит эффективность, большая пропускная способность синапса.

Белок с особыми свойствами

Протеинкиназа М-зета как раз контролирует доставку рецепторов по синапсу и таким образом увеличивает его эффективность. Когда эти молекулы включаются в работу одновременно в десятках тысяч синапсов, происходит перемаршрутизация сигналов, и общие свойства некой сети нейронов изменяются. Все это мало нам говорит о том, каким образом в этой перемаршрутизации закодированы изменения в памяти, но достоверно известно одно: если протеинкиназу М-зета заблокировать, память сотрется, ибо те химические связи, которые ее обеспечивают, работать не будут. У вновь открытой «молекулы» памяти есть ряд интереснейших особенностей.

Во-первых, она способна к самовоспроизводству. Если в результате обучения (то есть получения новой информации) в синапсе образовалась некая добавка в виде определенного количества протеинкиназы М-зета, то это количество может сохраняться там очень долгое время, несмотря на то что эта белковая молекула разлагается за три-четыре дня. Каким-то образом молекула мобилизует ресурсы клетки и обеспечивает синтез и доставку в место синаптического контакта новых молекул на замену выбывших.

Во-вторых, к интереснейшим особенностям протеинкиназы М-зета относится ее блокирование. Когда исследователям понадобилось получить вещество для экспериментов по блокированию «молекулы» памяти, они просто «прочитали» участок ее гена, в котором закодирован ее же собственный пептидный блокатор, и синтезировали его. Однако самой клеткой этот блокатор никогда не производится, и с какой целью эволюция оставила в геноме его код — неясно.

Третья важная особенность молекулы состоит в том, что и она сама, и ее блокатор имеют практически идентичный вид для всех живых существ с нервной системой. Это свидетельствует о том, что в лице протеинкиназы М-зета мы имеем дело с древнейшим адаптационным механизмом, на котором построена в том числе и человеческая память.

Конечно, протеинкиназа М-зета — не «молекула памяти» в том смысле, в котором ее надеялись найти ученые прошлого. Она не является материальным носителем запомненной информации, но, очевидно, выступает в качестве ключевого регулятора эффективности связей внутри мозга, инициирует возникновение новых конфигураций как результата обучения.

Внедриться в контакт

Сейчас эксперименты с блокатором протеинкиназы М-зета имеют в некотором смысле характер «стрельбы по площадям». Вещество вводится в определенные участки мозга подопытных животных с помощью очень тонкой иглы и выключает, таким образом, память сразу в больших функциональных блоках. Границы проникновения блокатора не всегда ясны, равно как и его концентрация в районе участка, выбранного в качестве цели. В итоге далеко не все эксперименты в этой области приносят однозначные результаты.

Подлинное понимание процессов, происходящих в памяти, может дать работа на уровне отдельных синапсов, но для этого необходима адресная доставка блокатора в контакт между нейронами. На сегодняшний день это невозможно, но, поскольку такая задача перед наукой стоит, рано или поздно инструменты для ее решения появятся. Особые надежды возлагаются на оптогенетику. Установлено, что клеткой, в которой методами генной инженерии встроена возможность синтеза светочувствительного белка, можно управлять с помощью лазерного луча. И если такие манипуляции на уровне живых организмов пока не производятся, нечто подобное уже делается на основе выращенных клеточных культур, и результаты весьма впечатляющи.

Автор — доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, профессор, директор ИВНДиНФ РАН

Картина дня

))}
Loading...
наверх