Свежие комментарии

  • Сергей Дмитриев
    "Что ты спрятал, то пропало. //что ты отдал - то твоё." (Шота Руставели) -Вот что надо принять на вооружение. Надо в...Он победил полиом...
  • Ходжа
    Конечно, с падениями пожилых бороться довольно легко, нужно повысить возраст выхода на пенсию до 85 лет и тогда до 90...Падения у пожилых...
  • Инесса Тодуа
    Я - счастливая!«Счастливые люди ...

Когда у Кремля зажигали бенгальские огни и никто не ходил по кабакам. Пасха в Москве 150 лет назад

Пасха всегда была одним из самых любимых праздников в дореволюционной Москве. О том, как её отмечали, писали Лев Толстой, Антон Чехов, Иван Шмелёв. А ещё много интересного можно найти в архивных записях, старых газетах и дневниках москвичей. Главархив Москвы поделился с нами уникальными документами о праздновании Светлого воскресения в 1861 и 1901 годах.

Пасхальная открытка, изданная до 1912 года из собраний Главархива города Москвы ​​​​​​​

Пасха 1861 года и дневник купца третьей гильдии, Петра Медведева

В Главархиве Москвы хранится рукописный дневник московского купца Петра Васильевича Медведева, который он вёл с 1854 по 1863 год. Пётр Васильевич был увлечённым хроникёром и описывал ярко и подробно всё, что с ним приключалось.

О судьбе автора дневника известно немного. По одной из версий, он был мещанином и проживал в Барабанном переулке Лефортовской (Семёновской) части города. О себе Пётр Васильевич написал: «Любимые мои занятия: чтение книг, слушание пения и музыки, театр. Да летом природа, путешествия и прогулки».

Когда у Кремля зажигали бенгальские огни и никто не ходил по кабакам. Пасха в Москве 150 лет назадКрестный ход у Богоявленского собора в Елохове. Москва, 19 апреля 1897 г. Фото Н. Щапова

Согласно записям Медведева, в пасхальную ночь, Москва начала 1860-х годов выглядела так: повсюду царило оживление, экипажи высаживали нарядных людей у церквей, которые были ярко освещены.

На улицах горели плошки (специальные масляные лампы). Пешеходы в праздничных нарядах спешили в храмы на богослужение, и церкви были заполнены людьми.

После праздничной службы и крестного хода, под утро, прихожане, в том числе и Пётр Васильевич, возвращались домой, чтобы немного поспать. А проснувшись, вновь шли в церковь к поздней обедне. По дороге христосовались со знакомыми.

По возвращении из церкви все домашние садились за праздничный стол: пили чай из самовара с кипячёными сливками, ели творожную пасху и кулич. Все домочадцы дарили по случаю праздника подарки прислуге. Многие ездили на кладбище к родным могилам.

Когда у Кремля зажигали бенгальские огни и никто не ходил по кабакам. Пасха в Москве 150 лет назадПасхальная открытка, изданная до 1912 года 

Как пишет Медведев, «на улицах глядело всё праздником». При этом, стояла тишина: лавки были закрыты, никто не гулял, все праздновали дома. Только иногда проезжала «щёгольская пролётка – «эгоистка» (одноместный лёгкий экипаж) с молодцеватым кучером и каким-нибудь московским денди, да различные «ваньки» (народное прозвище извозчиков) с «калиберами» (рессорными дрожками), вовсю дребезжащими. Молодецки может пролететь ухарский извозчик с расфрантившимся купцом». Даже полиция, замечал купец, «помягчела, помолодела, причесалась, выбрилась и вымылась».

Московские старообрядцы тоже праздновали Пасху. Пётр Васильевич у Гаврикова переулка (сейчас – Спартаковский переулок) видел старообрядцев, «едущих со своего богослужения с тщательно завёрнутыми пасхами, или смешно идущих в своих однообразных кафтанах и халатах, а женщины – в одеяниях вечного чёрного цвета, не идущего к такому светлому, весёлому празднику».

Когда у Кремля зажигали бенгальские огни и никто не ходил по кабакам. Пасха в Москве 150 лет назадПасхальная открытка, изданная до 1912 года

Во многих домах были открыты окна, дети радостно выглядывали из них, а женщины были одеты в яркие цветные платья. Даже в питейном доме, единственном открытом заведении, парень-целовальник (продавец) в яркой красной рубахе и  синем жилете с блестящими пуговицами, стоя в раскрытой двери кабака, кормил белым хлебом слетевшихся стаями голубей. А из-за него через дверь виднелись одинокие полштофики, косушки и шкалики (специальные бутылки для водки). Жители города в Пасху обычно по кабакам не ходили.

Встретив на улице двух кухарок, Медведев и их увековечил своим бойким и внимательным пером. Они наперебой хвастались друг перед другом подарками от хозяев. Недалеко от них, облокотясь на перила моста, стоял кавалер-будочник (нижний полицейский чин, живший в городовой полицейской будке на месте службы) с «таким багратионовским носом, что уму непостижимо». Он «скалил на кухарок из огромной своей челюсти как мамонтовые зубы». При приближении Медведева кавалер-будочник сделал под козырёк и совершил «антраше» (прыжок).

Когда у Кремля зажигали бенгальские огни и никто не ходил по кабакам. Пасха в Москве 150 лет назадПасхальная открытка, изданная до 1912 года

Главархив города Москвы о Пасхе 1901 года

На Пасху 1 апреля (14 апреля по старому стилю) 1901 года, по свидетельству «Московских ведомостей», к полуночи в Успенский собор прибыл московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович. Пасхальную утреню совершал митрополит Московский и Коломенский Владимир. После богослужения состоялся торжественный крестный ход, затем на колокольне Ивана Великого и на Соборной площади зажглись разноцветные бенгальские огни, а из орудий, находившихся на Тайницкой башне, было сделано 17 пушечных выстрелов. Во время пасхальной утрени на всех столичных храмах зажглась иллюминация, город украшали праздничные флаги.

Когда у Кремля зажигали бенгальские огни и никто не ходил по кабакам. Пасха в Москве 150 лет назадПасхальная открытка, изданная до 1912 года

Утром после церковной службы семья обычно собиралась за праздничным столом, на котором обязательно были домашние сдобные куличи, крашеные яйца и пасха, которую обязательно украшали буквами Х.В. («Христос воскрес!»), выложенными из цукатов, изюма и мармелада.

Меню пасхального обеда сильно зависело от достатка семьи. Так, во время Первой мировой войны средний годовой доход квалифицированного рабочего в Московской губернии составлял 256 рублей. В повседневную потребительскую корзину рабочего тогда входили: чёрный хлеб, растительное масло, мясо 2-го сорта, сало, гречневая крупа, картофель и капуста. А затраты горожанина на продукты  для приготовления пасхальных блюд, в среднем, составляли от 1 рубля 15 копеек до 1 рубля 68 копеек.

Когда у Кремля зажигали бенгальские огни и никто не ходил по кабакам. Пасха в Москве 150 лет назадА.С. Сушкина за пасхальным столом в квартире на Сретенском бульваре, Москва, 1907–1910-е. Фото Н. Сушкина

Благодарим Марию Музалевскую, руководителя пресс-службы Главархива города Москвы за помощь в подготовке материала

Все права на фотоизображения принадлежат Главному архивному управлению города Москвы

Ссылка на первоисточник
Москвичам пообещали рекордную за 140 лет жару

Картина дня

наверх