Для Российской империи одним из самых тяжелых последствий Первой Мировой войны стало огромное количество вынужденных переселенцев. В период с 1914 по 1917 год почти пять миллионов жителей западных губерний вынуждены были покинуть родные места и бежать в глубь страны. В условиях беспрецедентного гуманитарного кризиса впервые в истории государства был организован учет беженцев, в чем немалую роль сыграл комитет, учрежденный в сентябре 1914 года по инициативе Великой княжны Татьяны Романовой.
Это учреждение, чье полное название звучало как «Комитет для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий под председательством Великой княжны Татьяны Николаевны» (также он был известен как Татьянинский комитет) в течение первого года войны было главной российской организацией по защите вынужденных переселенцев — вплоть до принятия закона «Об обеспечении нужд беженцев» в конце августа 1915 года. Комитет занимался предоставлением беженцам единовременной материальной помощи, содействовал их возвращению на родину или на место постоянного проживания, а также трудоустройству. Председательство все еще очень юной княжны Татьяны во многом носило формальный характер, однако сама она вместе с матерью, императрицей Александрой Федоровной, и сестрой Ольгой принимала самое непосредственное участие в оказании помощи пострадавшему от войны населению и раненым. Члены августейшей фамилии даже прошли подготовительные курсы медсестер и наравне с другими слушательницами сдали экзамены.
Татьяна Романова
Царский подарок
По многочисленным свидетельствам приближенных к царской семье, Татьяна была серьезной не по годам. Лидерские качества проявились в ней с детства: она заведовала хозяйством в доме, занималась воспитанием младших. Именно Татьяну отправляли к родителям за различными просьбами. Вторую дочь императора Николая Второго часто воспринимали как старшую, с ней нередко советовались. Лишь с Татьяной Великая княгиня обсуждала военные дела и политику.
После начала войны Романовы посвятили все свое время организации помощи армии и населению. В Царском Селе, одной из резиденций императорской семьи, был открыт госпиталь. Великие княжны 19-летняя Ольга и 17-летняя Татьяна месяцами работали здесь в качестве медсестер Красного Креста. Идею о создании больницы Александре Федоровне подала княжна Вера Гедройц — одна из первых женщин-хирургов в российской истории. Именно под ее руководством открылся Царскосельский госпиталь, в котором царила жесткая, почти военная дисциплина: представительницы императорской семьи подчинялись руководителю и другим врачам, как рядовые медсестры.
Великая княгиня Александра Федоровна с дочерьми Ольгой и Татьяной ассистируют проведению операции. Источник: Библиотека Конгресса США
«Императрица вложила много труда в этот госпиталь. Подобного не делала ни одна другая монархиня Европы. Она работала с дочерями с девяти утра до двух часов ночи ежедневно, а иногда и дольше. Она неизменно возвращалась по вечерам и иногда, когда привозили тяжелораненых, оставалась в госпитале на всю ночь», — отмечалось в статье Richmond Times-Dispatch.
Госпиталь, который находился в крыле дворца, был рассчитан на 200 солдат и 30 офицеров. Он был полностью оснащен для хирургических операций и располагал самыми современными лабораториями для рентгеновских исследований. Некоторых пациентов отправляли на реабилитацию в живописные уголки Финляндии. Кроме этого, передвижные операционные были организованы и в названном в честь цесаревича Алексея военно-санитарном поезде, в котором привозили раненных.
По сохранившимся воспоминаниям врачей и пациентов госпиталя, Татьяна Николаевна Романова отличалась выдержкой и ловкостью. Великая княжна часто ассистировала Вере Гедройц во время хирургических операций. «Если бы, будучи художницей, я захотела нарисовать портрет сестры милосердия, какой она представляется в моем идеале, мне бы нужно было только написать портрет Великой княжны Татьяны Николаевны; мне даже не надо было бы писать его, а только указать на фотографию Ее, висевшую всегда над моей постелью, и сказать: “Вот сестра милосердия”», — писала фрейлина Императрицы С. Я. Офросимова.
Великая княжна Татьяна. Источник: Библиотека Конгресса США
Вдохновением для царской семьи послужила деятельность княгини Наталии Шаховской, в 1866 году основавшей собственную общину сестер милосердия «Утоли моя печали». Александра Федоровна высоко ценила труды Шаховской и даже прислала ей поздравительную телеграмму в честь открытия нового корпуса: «Государь и я от души желаем преуспевания вашему доброму начинанию».
«Императрица забыла о многолетних недугах и депрессии, война излечила их все, Александра Федоровна с большим энтузиазмом посвятила себя организации госпиталя». Richmond Times-Dispatch август, 1915 года.
Помощь жертвам Геноцида
Татьянинский комитет финансировался как из государственной казны, так и за счет пожертвований. Организация стала известна и за пределами Российской империи, а в сборе средств в пользу комитета принимали участие английские, американские и другие зарубежные филантропы.
Одним из самых масштабных проектов, осуществленных комитетом, стала организация учета переселенцев. Летом 1915 года внутри Татьянинского комитета был создан отдел по регистрации и розыску беженцев, в работе которого принимали участие чиновники местной власти, передававшие в единый центр данные о числе беженцев в регионах и о размере необходимой помощи. Это был первый подобный опыт для Российской империи.
Великие княжны Татьяна и Ольга. Источник: Библиотека Конгресса США
В газетах распространялось обращение от имени Великой княжны Татьяны, в котором она просила народ не оставаться безучастными к трагедии:
«Война разорила и рассеяла миллионы наших мирных жителей: несчастные беженцы – бездомные и голодные – ищут пропитания. Правительство, общественные и национальные установления, частные благотворители и мой Комитет помогают беженцам, но нужда их так громадна, что покрыть ее под силу лишь всему народу».
«Прошу, добрые люди, согрейте беженца духовно и телесно и утешьте его сознанием, что понято вами безысходное горе его».
Постепенно Татьянинский комитет превратился в крупнейшую благотворительную сеть по оказанию помощи беженцам. Многие направления его деятельности были для России тех времен революционными: например, он не только помогал переселенцам деньгами, но и старался трудоустроить людей на новом месте. Программы комитета также предусматривали активное участие местного населения в адаптации беженцев.
Начавшиеся в годы Первой Мировой войны погромы христиан в Османской империи создали на Кавказе критическую ситуацию. Только по приблизительным подсчетам, уже к началу 1915 года более 67 тысяч беженцев, спасаясь от вторжения турецкой армии, перебрались в Эриванскую и Тифлисскую губернию, Карскую, частично Батумскую область и прочие районы Закавказья. Большинство беженцев были армянами (около 45 тысяч), также среди них оказались ассирийцы и греки. В течение 1915 года число лишь армянских переселенцев в регионе превысило 200 тысяч человек, а всего на Кавказе скопилось около 300 тысяч беженцев. Ресурсов армянских благотворительных организаций не хватало, чтобы спасти их: чудом избежав резни, истощенные женщины и дети погибали от голода и болезней.
Императорская семья Романовых. Сидят слева направо: Ольга, Николай II, Анастасия, цесаревич Алексей , Татьяна. Стоят: Мария и Александра Федоровна.
Помощь вынужденным переселенцам стали оказывать Всероссийский союз городов и Татьянинский комитет. В 1915 году усилиями комитета армянским беженцам было переведено около 200 тысяч рублей, отправлено 40 вагонов с предметами первой необходимости, в том числе постельными принадлежностями, одеждой и обувью. Гуманитарная помощь направлялась в Карс, Сарикамыш, Александрополь, Эривань, Игдир, Нахиджеван, Эчмиадзин и другие города и области. Кроме этого, были открыты бюро, которые оказывали помощь в трудоустройстве армянских беженцев. Ремесленные мастерские в Тифлисе, Карсе и других городах также принимали на работу вынужденных переселенцев.
В заточении
После февральской революции 1917 года и отречения Николая Второго от престола семья Романовых провела полгода под домашним арестом в Царском селе. Дети заболели корью, и тогда сестрам очень пригодился полученный в госпитале опыт — они терпеливо ухаживали друг за другом и за другими членами семьи. «Грустно, что теперь, поправившись, не можешь снова работать в лазарете. Так странно бывать утром дома, а не на перевязках. Кто теперь перевязывает?», — писала Татьяна старшей медсестре госпиталя В.И. Чеботаревой в апреле 1917 года из заточения.
В августе Романовых сослали в Тобольск, а оттуда – в Екатеринбург, где 17 июля 1918 года вся семья последнего императора России была расстреляна. Погибла и добросердечная Татьяна.
Основанный ею комитет в 1917 году переименовали во Всероссийский комитет помощи пострадавшим от войны. Удивительно, но региональные отделы Татьянинского комитета продолжали оказывать помощь беженцам даже после революции, а за некоторыми его филиалами все еще числились общежития и другое имущество. В начале 1918 года, в связи с инфляцией и тяжелым положением в стране, помощь выдавалась уже не деньгами, а продовольствием. Вскоре, однако, и это стало непосильным бременем — к беженцам Первой мировой войны прибавились жертвы Гражданской войны.
В марте 1918 года Петроградский отдел бывшего Татьянинского комитета, который фактически был его центральным офисом, прекратил свое существование. Так завершилась более чем столетняя история благотворительных ведомств и комитетов под покровительством императорского дома Романовых.
Свежие комментарии