Возвращать людей из состояния клинической смерти человечество научилось сравнительно недавно — около 60 лет назад. При этом сердечно-легочная реанимация стала результатом коллективного «творчества», связанного со множеством чудес и необычных открытий.
О том, что можно дышать за человека, который в настоящий момент не в состоянии делать это, человечество догадалось давно.
Говорят, самодельный воздуховод с присоединенными к нему кожаными мехами для розжига камина применял при асфиксии еще Парацельс, и довольно успешно.В 1740 году Парижская академия наук официально рекомендовала дыхание «рот в рот» для возвращения к жизни жертв утопления. Тогда, в XVIII веке, искусственная вентиляция легких применялась в первую очередь в акушерстве: так пытались «раздышать» новорожденных, «мнимоумерших», как их называли тогдашние «неонатологи». Обычно такая процедура увенчивалась успехом, но применительно к взрослым метод казался странноват, вплоть до того, что один из английских хирургов, выступая в Королевском обществе Лондона с сообщением об успешной реанимации шахтера, был осмеян коллегой-акушером, а его операция была признана вульгарной.
Такие «аппараты» для искусственной вентиляции организма, причем не просто воздухом, но табачным дымом (!), применялись в Европе, если верить этой схеме из листовки британской благотворительной организации Royal Humane Society от 1774 года, с XVII по начало XIX века
В Амстердаме в те же годы действовало Общество помощи утопающим. Его члены предлагали совсем уж экзотические варианты оживления, самым важным из которых была... табачная клизма (см. илл. выше ). Да-да, вдувание никотиновых паров ректально считалось прогрессивным действенным методом, вскоре распространившимся по всей Европе. Например, такое «реанимационное оборудование» было размещено вдоль берегов Темзы вместе со спасательными кругами. Врачи считали, что табачный дым заставляет сердце биться быстрее и сильнее и стимулирует дыхание, а попадание его в прямую кишку согревает пострадавшего и «высушивает» его внутренние органы.
И вообще, табачные клизмы считались весьма целебными при любых проблемах со здоровьем. Сохранился даже стишок-запоминалка, написанный неким доктором Хоулстоном.
Tobacco glyster (enema), breathe and bleed.
Keep warm and rub till you succeed.
And spare no pains for what you do;
May one day be repaid to you.
[«Табачная клизма — вдувай дым, пока не восстановится дыхание и кровообращение.
Согревай и растирай человека до тех пор, пока не добьешься успеха.
И не жалей своих усилий, делая это;
В один прекрасный день добро к тебе вернется».]
К счастью, появлялись и другие методы возвращения пострадавших в наш бренный мир. Уже в 1799 году в Петербурге было выпущено популярное издание под названием «Краткая книжка для народа, содержащая легкое и удобопонятное наставление, как с усопшими, замерзшими, удавившимися, упадшими в обморок, повесившимися или кажущимися быть мертвыми, поступать надлежит». В ней рекомендовано «стараться, чтобы впустить ему [то есть пострадавшему] в легкое опять воздух посредством вдыхания изо рта в рот или помощью раздувательного мешочка».
Еще долгое время считалось, что при остановке дыхания эффективно разводить в стороны и сгибать в локтевом суставе руки пострадавшего. Однако в 40-е годы прошлого века было доказано, что это пустая трата времени. Но стереотип остался. Даже в мультике «Ну, погоди!» два бобра реанимируют волка похожим образом, только сгибая тому задние лапы.
Со временем стало ясно, что одного лишь искусственного дыхания, если сердце остановилось, недостаточно. В 1920-х инженер-электрик и врач из Бруклина Уильям Кувенховен начал заниматься изучением электротравм и того, как они влияют на жизнедеятельность человека. Кувенховен бился над вопросом десятилетиями, его исследования способствовали появлению дефибриллятора. Во время одного из экспериментов изобретатель обратил внимание на то, что одни только ритмичные надавливания на грудную клетку уже временно заставляют кровь циркулировать. Это не относилось напрямую к предмету его исследований, но Кувенховен не проигнорировал феномен, а продолжил изучать его.
В последующие годы цепочка случайных событий, которые в итоге привели к изобретению сердечно-легочной реанимации, или СЛР, продолжилась.
В 1958 году американский доктор Гай Никербокер во время исследований заметил, что у подопытной собаки остановилось сердце. Нужен был дефибриллятор — в то время не компактная коробочка, как сейчас, а здоровенный ящик на колесиках. Он находился на пятом этаже университетской клиники, а исследования проводились на двенадцатом. Никерборкер побежал за прибором, а коллеге велел просто ритмично давить собаке на грудь. Пока врач бегал туда-сюда, прошло 20 минут, все это время напарник доктора «качал» пса как придется. И это помогло! Собака благополучно дождалась помощи и уже на следующий день была в порядке.
К 1960-м всё, что на тот момент было известно о сердечно-легочной реанимации, собрал в один внятный алгоритм врач по имени Петер Сафар. Он же опубликовал руководство ABC of Resuscitation , где четко изложил все азы СЛР. Совместное применение компрессий и искусственного дыхания показало ошеломляющую эффективность. Сафар к тому же придумал, как тремя простыми движениями молниеносно освободить дыхательные пути пострадавшего, выдвинув при этом его челюсть. Способ так и называется — «тройной прием Сафара». Это довольно важно, потому как иначе велик риск вдувать воздух не в легкие, а в желудок пострадавшего, все содержимое которого при этом попросится наружу.
В стрессовой ситуации сложно понять, с какой скоростью нажимать на грудную клетку пострадавшего. Но оригинальный выход все же был найден. Американский исследователь Дэвид Мэтлок обнаружил, что популярная песня группы Bee Gees с символическим названием Stayin’ Alive имеет оптимальный для СЛР ритм: 103 удара в минуту. Правда, студенты Мэтлока с перепугу качали манекены еще быстрее, но это лучше, чем медленнее. С тех пор инструкторы по первой помощи в самых разных странах мира включают на занятиях именно эту песню, и она так хорошо врезается в память, что впоследствии уже и звуковое сопровождение не требуется.
Стандарты СЛР меняются чуть ли не ежегодно, но на сегодняшний день самым популярным считается соотношение 30 к 2 — два полных вдоха на 30 нажатий на грудную клетку. На самом деле компрессии важнее, поэтому, если спасатель один или если есть какие-то сложности с искусственным дыханием, можно делать только компрессии, главное — делать их.
Благодаря применению СЛР были спасены сотни тысяч жизней. Если вы еще не знаете, как правильно делать сердечно-легочную реанимацию, непременно научитесь, базовый курс займет всего день.
Фото: Getty Images
Свежие комментарии