Свежие комментарии

  • Лариса Михайлик
    Сначала мне так удалили селезенку. Было 4 точечки. Прошло 6 лет, даже и не видно, где эти точки. И так же удаляли кам...Лапароскопия: хир...
  • Валерий Осипов
    Лапароскопию в массы , а не для элитыЛапароскопия: хир...
  • Angela Timma
    Мне недавно делали. Уже месяц прошел, в пупке болит.Лапароскопия: хир...

Великие сокровища и реликвии

Священная чаша Грааля

Иосиф Аримафейский

Иосиф Аримафейский

В кельтском эпосе Святым Граалем называется мифический котел жизни и смерти, в котором варилась похлебка, способная оживлять мертвых. Кельтское сказание о котле – чаше Грааля – появилось задолго до того, как родился Иисус Христос. Однако в эпоху раннего христианства возникла своя легенда о таинственной чаше – Святом Граале. Она связана не с мифами древних кельтов, а с зарождением постулатов христианской веры.

Якобы Иосиф Аримафейский, тот самый иудейский старейшина, который с разрешения прокуратора Понтия Пилата снял с креста тело Иисуса и предоставил свою гробницу для его погребения, собрал в чашу кровь с распятого и еще живого Иисуса. Будучи сторонником веры Христа, но членом Синедриона, Иосиф, опасаясь преследований, уехал в Британию и увез с собой священную чашу. Там он основал первую христианскую общину. А в местечке Гластонбери на дне древнего колодца спрятал священную чашу.

Святая чаша Грааля в кафедральном соборе Валенсии

Святая чаша Грааля в кафедральном соборе Валенсии

В VI веке в Британии распространились легенды о короле Артуре и рыцарях его Круглого стола, которые жили в замке Камелот, недалеко от Гластонбери. В один прекрасный день им явилось чудесное видение – чаша Святого Грааля, которую поддерживали два ангела.

И стол ломился от яств. Рыцари поклялись отыскать эту чудесную чашу и доставить ее в Камелот.

Позднее, в Средневековье, на тему поисков священной чаши Грааля было написано немало романов и поэм. Еще и сегодня находятся паломники, которые, веря в эту легенду, ежегодно отправляются в Гластонбери на поиски чаши.

Но многие религиозные деятели убеждены в том, что Святой Грааль – это чаша, из которой на Тайной Вечере, накануне казни, Иисус пил красное виноградное вино. Это был один из драматических моментов его жизни, его вероучения. Он передал чашу ученикам и сказал: «Пейте из нее все, это Моя Кровь

Святой Грааль. Художник Росетти. Ок. 1860 г.

Святой Грааль. Художник Росетти. Ок. 1860 г.

Нового Завета, за вас Проливаемая во остановление грехов». Тогда же он произнес и другие пророческие слова: «Один из вас предаст меня». О том, что сделал с собой Иуда, совершивший предательство по отношению к Христу, известно – он повесился, а что стало с чашей, из которой пили все участники Тайной Вечери, не ясно.

Правда, в Испании, точнее в портовом городе Валенсии, расположенном на берегу Средиземного моря, убеждены, что знают, где находится чаша, из которой пил Христос. Она не потерялась, она не исчезла, она совершила длительное «путешествие» через столетия, через расстояния и попала в кафедральный собор, возраст которого около 750 лет. Но почему именно Валенсия?

Святой Лаврентий. Художник Ф. де Сурбаран. Ок. 1658 г

Святой Лаврентий. Художник Ф. де Сурбаран. Ок. 1658 г

Этому есть объяснение. В год смерти Христа возраст этого города, основанного римлянами, насчитывал свыше двух столетий. Его населяли греки, финикийцы, карфагеняне. Они испокон веков занимались рыболовством, выращиванием фруктов и овощей. Римский консул Деций Юний Брут в 137 году до нашей эры дал ему нынешнее название.

Валенсия, что по-латыни означает «смелая». Во времена мавров город стал одним из европейских центров по производству шелка, бумаги, кожи, керамики, стекла, ювелирных изделий. Христианский собор в Валенсии начали строить в середине XIII века, уже после того как прогнали мавров.

Тогда же в древних хрониках появились записи о том, что во время правления римского императора Валериана (193-260), который устроил гонения на христиан, был схвачен архидиакон Лаврентий, родом из испанского местечка Оске. И он якобы сохранил многие ценности Римской христианской церкви. Император приказал ему вернуть эти сокровища. Лаврентий отказался. И погиб мученической смертью в 258 году.

Кубок, хранящийся в кафедральном соборе Валенсии

Кубок, хранящийся в кафедральном соборе Валенсии

Перед казнью, как записано в хрониках, он сумел отправить сокровища, в том числе священный кубок, в свой родной город, где были живы еще его родители. От них чаша попала в церковь Святого Иоанна в Пернье в Пиренеях. Оттуда ее для большей сохранности переправили в Валенсию.

Католики абсолютно уверены в том, что это и есть та самая чаша, которая была на Тайной Вечере, из которой пил Иисус и его ученики. Она состоит из двух частей – верхняя, собственно чаша, вырезана из агата. Золотая оправа для нее сделана в XIII веке. Нижняя, каменная, часть вырезана в X веке. Она украшена араб ской надписью.

Папа Римский Бенедикт XVI в 2006 году во время торжественной мессы использовал эту чашу. Это был акт признания ее древности.

 

Золотая курица лангобардов

Один из воинственных королей лангобардов, что переводится как «длиннобородые», третий по счету, Автарис (?-590) очень любил ювелирные изделия. Иначе не положили бы ему в могилу занятную поделку – позолоченную курицу с цыплятами. С какой целью? Может, для напоминания – курица по зернышку клюет. Дорогую поделку обнаружили во время раскопок его могилы.

Золотая курица. Павия. VI в.

Золотая курица. Павия. VI в.

Германские племена лангобардов, проживавшие на левом берегу нижней Эльбы, в V веке стали постепенно передвигаться к Дунаю, к краям более теплым и обжитым. Это были очень воинственные племена, их наступление на север Италии сопровождалось массовыми грабежами, насилием, истреблением населения, разрушением городов. Никто и ничто не могло остановить их нашествие. На севере Италии в VI веке они создали свое королевство со столицей в городе Павия (ныне это итальянский центр провинции Ламбардия, название ее произошло от лангобардов).

Церемониальная вотивная корона лангобардов. VII в.

Церемониальная вотивная корона лангобардов. VII в.

Король Автарис, как и предыдущие завоеватели, сражался во главе своего войска с византийцами, франками. Никаких рыцарских правил он не придерживался, врагов не щадил, но и с жертвами не считался. Брал натиском, штурмом, так как жаждал наживы. Ценные трофеи – золотые, серебряные вещи – он уносил с собой, хотя и не всегда понимал их назначение. Однако отдельные земли Италии сумели за себя постоять, среди них, в частности, Венеция.

Дикое королевство лангобардов было обречено изначально, у него не было никакой государственной структуры, не было преемственности власти, никто не собирал с завоеванного населения налоги, и постепенно оно утратило свое могущество. Карл Великий в конце VIII века присоединил завоеванные ими земли к своим.

Украшение лангобардов

Украшение лангобардов

Только шесть лет правил лангобард Автарис, с 584 по 590 год. Еще меньше, ровно год, находился он в браке с молодой женой Теодолиндой, дочерью баварских королей. И неожиданно умер в 590 году. Причина его смерти не ясна. Его похоронили с королевскими почестями в Павии, и в могилу положили наиболее ценные и «нужные» ему в «подземном походе» вещи: корону, оружие, богатое одеяние, золотые украшения, предметы быта.

И что самое удивительное, во время раскопок его могилы археологи обнаружили рядом с ним позолоченную курицу с цыплятами. В центре круглой подставки – курица, вокруг нее цыплята, все клюют золотые зернышки. Назначение этой вещи не совсем понятно. Скорее всего, эта «безделушка» носила какой-то определенный смысл, может быть: «Не спеши, собирай по зернышку». Либо курица и ее выводок воспринимались как символ жизни, тогда не жалей для них зерен.

Золотая пряжка (фибула) лангобардов. VII в.

Золотая пряжка (фибула) лангобардов. VII в.

Как считают ученые, эта «золотая курица», а также другие найденные ценные вещи могли быть изготовлены в мастерских Павии местными мастерами. Но вполне возможно, что ее в качестве трофея прихватили во время военных походов. Ее могли также подарить Автарису. В любом случае курица с цыплятами – образец прекрасной ювелирной работы мастеров VI века. И лангобардский король Автарис, столкнувшийся с более высокой культурой, не мог этого не оценить.

 

Маска «Сеньора Де Сипан»

Золотая голова вождя мачу из гробницы в Сипане, глаза сделаны из лазурита

Золотая голова вождя мачу из гробницы в Сипане, глаза сделаны из лазурита

Зимой 1987 года уакерос – так в Перу называют профессиональных грабителей могил – проникли в необыкновенно богатое захоронение. Не обращая внимания на истлевшие скелеты, уакерос хватали драгоценности. Их было столько, что потребовалось двадцать пять мешков. Но при дележе возникла ссора. И один уакерос, недовольный доставшейся ему долей, затаил злобу и позднее сдал своих подельников полиции.

У воров отобрали лишь 33 вещицы – малую толику награбленного. Остальные сотни ценнейших ювелирных изделий растворились на черном рынке в столице Перу Лиме. Полиция тотчас связалась с директором Брюнингского археологического музея Перу доктором Вальтером Альвой и предложила ему срочно выехать к месту найденного захоронения. То, что он увидел, превзошло все его ожидания.

Священные холмы Уакас, или Сипан

Священные холмы Уакас, или Сипан

В разграбленной могиле археологам удалось обнаружить гроб со скелетом мужчины в медном шлеме и со щитом. Это был воин, охранявший путь. Но куда? Когда его останки перенесли на другое место, то под освободившимся ложем ученые увидели вход в еще одну погребальную камеру. Она была значительно больше. Все ее стены были обшиты раскрашенными досками, в углублениях, в четырех гробах, сплетенных из тростника, лежали останки двух мужчин и двух женщин. В центре находился пятый гроб, особый – в нем покоились останки усопшего вождя. В правой руке он держал золотой скипетр, в левой – серебряный. Умершему было максимум 30-40 лет. Возраст же самого захоронения составлял примерно 250 год. Рядом с этим захоронением нашли еще два.

Эту местность назвали Священными холмами Уакас, или Сипан. Археологи узнали, что когда-то эти холмы служили святилищами для жертвоприношений и могилами вождей индейского племени мачу, славившегося своим ювелирным искусством и гончарными изделиями. Знали об этом и уакерос. Поэтому полиция решила охранять захоронение круглосуточно и основательно вооружила постовых. А охранять было что.

Гробница вождя в Сипане

Гробница вождя в Сипане

Вокруг гроба вождя были разложены золотые и серебряные ювелирные украшения: погребальные маски, погремушки, колокольчики, наушники, браслеты, сандалии, торжественные одеяния, покрытые золотыми пластинками. Их было столько, что не хватило и сотни мешков, чтобы унести все обнаруженное богатство. Кроме того, во вскрытых могилах имелось множество керамических фигурок, домашней гончарной посуды.

Золотые наушники, найденные в первой гробнице, украшены мозаикой из бирюзы и перламутра

Золотые наушники, найденные в первой гробнице, украшены мозаикой из бирюзы и перламутра

По заявлению доктора Альва, это самое роскошное захоронение из всех открытых до сегодняшнего времени на территории Южной Америки. И если бы уакерос добрались до него, а они добрались бы до него обязательно, то все эти богатства попали бы сперва на черный рынок, а затем уплыли бы в Америку, в Великобританию. Так было уже не раз.

В этих странах немало богатых коллекционеров, готовых платить десятки тысяч долларов, чтобы заполучить редкие погребальные сокровища.

У них налажены связи с уакерос. Охотники за индейским золотом работают профессионально, они имеют необходимое горное оборудование из Америки, чтобы вскрывать могилы и добывать золото под заказ. Известный торговец ювелирными изделиями из Калифорнии Дэвид Светнем купил, таким образом, золота из сипанских могил на 500 тысяч долларов. На самом деле цена приобретенных им древних ритуальных ювелирных украшений достигает десятков миллионов.

Два других захоронения Сипана тоже уходили в глубь земли. И археологи снова обнаружили могилы из тростника, скелеты и похожие золотые украшения: погремушки, ожерелья, погребальные маски. Но были и отличия. Возле одного мужского скелета лежал гигантский головной убор из золота, который представлял собой расправившую крылья сову. Это было украшение для жреца. Он надевал его во время своих заклинательных ритуальных танцев и молений. Нашли еще несколько золотых «паутинок», в которых сидел чеканный паук с человеческим лицом на спине.

Искусство чеканки, золочения и плетения было известно индейцам еще задолго до III века до нашей эры, задолго до появления племен мачу. Наибольшей популярностью у местных ремесленников пользовался сплав золота и меди, покрытия других металлов золотом.

На высоком уровне у индейцев находилось и гончарное производство. Они изготавливали специальные сосуды, как для живых, так и специальные для умерших. В них они заливали вино, молоко, чтобы во время долгого пути усопшие могли подкрепляться. Найденные керамические статуэтки, кувшины с рельефами позволили ученым увидеть бытовую сторону жизни древних индейцев, их основные занятия – они были охотниками, рыбаками, гончарами, ткачами, музыкантами.

Саван из хлопковой ткани, обшитый пластинками и фигурками из позолоченной меди

Саван из хлопковой ткани, обшитый пластинками и фигурками из позолоченной меди

Найденные могилы позволили археологам реконструировать все ритуальное захоронение. Останки вождя они назвали «Сеньор де Сипан». Было очевидно, что все эти холмы – искусственного происхождения. Их строили индейцы- крестьяне из ближайших деревень. Так они отрабатывали повинность в честь своего усопшего вождя. Строили святилища из саманного кирпича – не обожженного в печи, а высушенного на солнце. Из этих саманных кирпичей складывали стены, потолки, превращали «жилище мертвых» в холмы-захоронения.

За века погребения превратились в сглаженные заросшие курганы, стены которых сцементировались. Чтобы пробить их, требовались кирка или отбойный молоток.

Согласно древним обычаям и поверьям, тело усопшего вождя располагали таким образом, чтобы голова его была обращена на юг, ноги – на север. Его лицо обкладывали множеством золотых и серебряных украшений. Рядом с ним хоронили его жен, детей и даже несколько лам. Лучшие воины были убиты, чтобы сопровождать и защищать своего господина в его путешествии в потусторонний мир.

Сегодня рядом с усыпальницей Сипан открылся археологический музей, в котором можно увидеть найденные в захоронениях сокровища.

 

Арка Константина Великого

Возвращавшихся после успешных побед полководцев или императоров в Древнем Риме встречали всегда торжественно. Чтобы увековечить их подвиги, стали возводить специальные триумфальные арки. Это были мощные каменные сооружения, украшенные статуями выдающихся людей, барельефами с изображениями их великих деяний.

Арка Константина. 315 г. Рим Общая высота арки составляет 21 м, ширина - 25,7 м, глубина - 7,4 м. Высота центрального пролета -11,5 м, ширина - 6,5 м.

Арка Константина. 315 г. Рим Общая высота арки составляет 21 м, ширина - 25,7 м, глубина - 7,4 м. Высота центрального пролета -11,5 м, ширина - 6,5 м.

Традиционно у арки было три пролета. Триумфатор в колеснице, запряженной четверкой лошадей, проезжал в центральную. За ним следовали музыканты, воины, которые вели знатных военнопленных, несли на специальных носилках захваченные трофеи: оружие, драгоценности. Народ приветствовал победителей радостными криками и цветами.

Самой старой из трех сохранившихся триумфальных арок Древнего Рима является однопролетная арка императора Тита. Ее возвели в 81 году. Тит удостоился такой высокой почести за захват Иудеи и разрушение Иерусалима в 69 году.

Арка Тита. Рим. 81 г.

Арка Тита. Рим. 81 г.

Но более торжественной трех- пролетной триумфальной арки удостоился император Константин. Она расположена рядом с Колизеем. Возводить ее начали в 312 году, в год победы Константина над императором Максенцием. И никак не могли закончить. Поэтому когда Константин вошел в Рим с почестями триумфатора, то своей арки не увидел. Это единственная в Риме триумфальная арка, которую соорудили в честь победы не над внешним врагом, а над своим деспотом.

Основная часть арки сделана из мощных мраморных блоков. С обеих сторон ее украшают четыре коринфские колонны. В стены впрессованы барельефы с изображением победных эпизодов императора Константина. Некоторые декоративные элементы для монумента были взяты с других, более ранних римских сооружений. Например, с форума императора Трояна перенесли статуи, медальоны со сценами охоты, со здания императора Марка Аврелия – барельефы с изображением его триумфа…

Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин Великий (274-337) - римский император

Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин Великий (274-337) - римский император

Константин был типичным представителем своего времени и своей династии, он отличался повышенным честолюбием, дерзостью замыслов, устранял со своего пути всех неугодных. С 24 лет он мечтал стать императором и для этого готов был пойти на любые жертвы. Чтобы найти союзника в достижении этой цели, он уехал в Британию к своему умирающему отцу Констанцию Хлору – известному римскому полководцу, который был объявлен цезарем Запада. Отец перед смертью наделил Константина полномочиями полководца, а войска провозгласили его римским императором.

Это был 306 год. В Риме правил Максенций – тиран, необузданный в своих желаниях правитель. Жители очень быстро пожалели, что помогли ему стать императором. И тогда Константин, которому доносили о событиях в Риме, с войском выступил из Британии, перешел, Альпы и в 312 году на территории Италии разбил части Максенция. Его труп был найден и обезглавлен. Голову доставили в Рим для демонстрации всем жителям – прежний император повержен. После этого Константин со всеми подобающими императору почестями вошел в Рим. Но не через триумфальную арку, которую для него еще строили…

Закончили арку только в 315 году, и на ней появилась надпись «Императору Флавию Константину, величайшему, благочестивому, счастливому…», дальше перечислялись все его подвиги. Но Константин не оценил позднее внимание, проявленное к нему со стороны сената и граждан Рима. Он разлюбил этот город и в 326 году перенес столицу государства в Византий (в 330 г. его переименовали в Константинополь), создав там новое государственное устройство.

 

Владимирская икона Божией Матери

Икона «Богоматерь Владимирская». XII в. Москва. Государственная Третьяковская галерея Первоначальный размер иконы - 75 на 55 см, потом были наращены поля.

Икона «Богоматерь Владимирская». XII в. Москва. Государственная Третьяковская галерея Первоначальный размер иконы - 75 на 55 см, потом были наращены поля.

Согласно церковному преданию, эта древнейшая икона, самая почитаемая у православных верующих, совершила немало чудес. У нее непростая история. Она была якобы написана евангелистом Лукой, тем самым, который считается первым иконописцем. Написал он ее на доске стола, за которым в юности трапезовал Иисус Христос с Марией и Иосифом. Таким образом, датой рождения иконы может считаться начало I века.

 Если следовать далее церковному преданию, то в середине V века икону из Иерусалима привезли в Константинополь. В XII веке ее в качестве дара патриарха Константинопольского преподнесли в Киеве великому князю Юрию Долгорукому. В 1155 году сын Юрия Андрей Боголюбский взял святыню с собой и поместил сначала в Боголюбове, а затем – в специально для нее построенном Успенском соборе во Владимире.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире

Однако, по мнению искусствоведов, икона, скорее всего, была написана в XII веке в Константинополе. Характер письма, способ наложения красок, образ Божией Матери и прильнувшего к ней младенца типичен для традиций и стиля визайнтийской живописи эпохи правления аристократов Комнинов, когда строились новые церкви, процветали науки и искусство, создавались подобные иконы. Вполне возможно, что Владимирскую писали с древнего образца, который в какой-то мере был связан с древней реликвией, которую писал святой Лука.

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля

 Представленный на иконе образ относится к типу Елеуса, по-гречески «милующая». На Руси его перевели как «умиление». Как считают искусствоведы, от древнейшей живописи, точнее от красок, которыми писалась икона в XII веке, сохранились только фрагменты – лики матери Марии и младенца Иисуса, некоторые части их покровов. 

Все остальное исправлялось, дописывалось в XIII-XX веках.

Со времени появления иконы во Владимире она стала почитаться как покровительница, защитница Руси, способная творить чудеса. Первым доказательством тому послужили быстро залеченные раны воинов – дружинников во время перевоза ее из Киева в Москву.

Когда в 1238 году татаро-монголы под предводительством хана Батыя захватили Владимир, они разорили город, предали его огню. Пожаром был охвачен и Успенский собор, многие святыни сгорели. Но икона Божией Матери осталась цела.

Евангелист Лука. Художник Эль Греко. 1608 г.

Евангелист Лука. Художник Эль Греко. 1608 г.

Ее дар чудесного заступничества, избавления от врагов предотвратил захват Москвы в 1395 году завоевателем из Средней Азии Тамерланом (1336-1405). Высланные ему навстречу дозоры, вернувшись, сообщили, что несметное полчище надвигается на стольный град. Великая предстояла сеча. Где набрать столько воинов? Город стал спешно готовиться к обороне. И тогда московский князь Василий I решил послать людей во Владимир. Не столько за подмогой, сколько за святыней, чтобы привезли икону-заступницу, присутствие которой подняло бы дух воинов-защитников.

Икону торжественно встретили в районе нынешней улицы Сретенки, что означает «встреча». Там же позднее был основан Сретенский монастырь. С песнями и молитвами ее торжественно доставили в Кремль и установили в главном храме России – Успенском соборе. Состоялся молебен. Перед образом Божией Матери молились о заступничестве, о покровительстве, говорили о готовности пожертвовать своими жизнями во имя спасения столицы.

Евангелист Лука пишет икону Богородицы. Сер. XVI в.

Евангелист Лука пишет икону Богородицы. Середина XVI в.

Но Тамерлан отказался от захвата Москвы и повернул на юг. И хотя реальными причинами тому были наступавшая осень, холода, дожди, раскисшие дороги – Тамерлан не захотел в таких условиях ввязываться в бой, который не сулил ему быстрой победы,- верующие же посчитали, что Владимирская икона Божией Матери совершила чудо.

Родилась легенда, что Тамерлану во сне привиделись русская Богородица и русские святые. Завоеватель принял это за неблагоприятный знак и отступил, ушел из московских владений. С того дня православная церковь празднует Сретение, или благостную встречу с Владимирской иконой Божией Матери.

После ухода Тамерлана икону с большими почестями возвратили во Владимир. Но пробыла она там лишь до 1480 года. В царствование Ивана III, который предпринял попытку окончательного изгнания татаро- монголов с русской земли, ее привезли в Москву, в столицу. Под ее покровительством русские войска отправились на битву с ханом Ахма – том на реке Угре в 1480 году. И битва не состоялась. Хан не рискнул напасть на русских и ретировался. Этот фактор стал определяющим для постоянного нахождения Владимирской иконы Божией Матери в Москве. Третий раз икона совершила чудо в 1521 году, когда к Москве подошли войска крымского хана Махмета-Гирея. Выставленное против крымского хана войско бежало, в бою геройски погибли Курбский, Шереметев. Великий князь Василий III оставил столицу и отправился собирать войско. Жители города побежали в Кремль, надеясь спастись за его стенами. В Успенском соборе все молились перед Владимирской иконой Божией Матери. И она услышала мольбы и заступилась.

Складень в киоте. Фирма К. Фаберже. Ок. 1900 г. Москва. Оружейная палата. В средней части - икона «Богоматерь Владимирская» и «Спас Нерукотворный», на левой створке - Анна Пророчица со свитком, на правой - святой Павел Фивейский.

Складень в киоте. Фирма К. Фаберже. Ок. 1900 г. Москва. Оружейная палата. В средней части - икона «Богоматерь Владимирская» и «Спас Нерукотворный», на левой створке - Анна Пророчица со свитком, на правой - святой Павел Фивейский.

Махмет-Гирей не стал брать Москву приступом. Он остановился за несколько верст и потребовал грамоту, в которой великий князь обещал бы ему платить дань. Ему привезли такую грамоту, скрепленную княжеской печатью. Хан удовлетворился и направился к Рязани. Москва в который раз была спасена.

Великие сокровища и реликвии

«Волоколамская Владимирская икона Божией Матери». 1512 г. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Все эти важные исторические события послужили к созданию ежегодного религиозного празднества – проведения крестного хода. Икону, считавшуюся главной святыней Русского государства, выносили из собора Московского Кремля. Собравшийся народ сопровождал шествие пением и молитвами. Ищете красивую качественную икону в подарок? Перед иконой произносили клятвы верности своему Отечеству, перед ней российские монархи венчались на царство. Они играла свою роль в обряде избрания всероссийских митрополитов и патриархов. Ее называли еще «палладиумом», то есть верховной святой защитницей, оплотом всей России.

С Владимирской иконы часто писались копии, или списки, которые получали названия по месту ее нахождения. Например, Волоколамская Владимирская, Владимирская Селигерская, Оранская Владимирская.

До 1918 года икона находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Обрамлявшая ее золотая риза с драгоценными камнями оценивалась в 200 тысяч золотых рублей. В 1918 году большевики изъяли из собора икону, сняли с нее богатую ризу. Куда ризу дели потом, неизвестно, очевидно продали или переплавили.

В 1926 году икону передали в Государственный Исторический музей, а в 1930 году – в Государственную Третьяковскую галерею.

Существует еще одна легенда. В 1941 году, когда немцы приближались к Москве, Сталин якобы дал указание вместе со святой иконой-защитницей совершить на самолете облет города… И немец Москву взять не смог.

Сейчас Владимирская икона Божией Матери находится в храме – музее Николы в Толмачах, что при Третьяковской галерее.

Великие сокровища и реликвии

«Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского». Симон Ушаков. 1668 г. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Саркофаг трех волхвов.

В Библии сказано, что о рождении Иисуса возвестили волхвы. Они же принесли дары младенцу: золото, ладан и смирну. Этих волхвов, которых нарекли еще королями, звали Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Считалось, что они были похоронены в миланской базилике Святого Евсторгия. В 1164 году германский император Фридрих Барбаросса со своим войском вошел в Милан и останки волхвов в качестве трофея передал одному из своих военачальников Райнольду фон Дасселю. В дальнейшем это послужило основанием для строительства Кёльнского собора, в котором должны были установить бесценную реликвию – усыпальницу для библейских предсказателей.

Архиепископ Кёльнский и архиканцлер Италии Райнольд он Дассель с юности долгое время был и воином, и служителем религиозного культа.

 

Золотой Будда

Легендарный индийский духовный учитель, который жил в конце VI – начале V века до нашей эры, Сиддхартха Гаутама – одна из самых почитаемых в буддизме фигур. Он родился в семье царя и познал роскошь и негу, а потом от всего отказался и отправился странствовать и медитировать. В конце своей жизни он стал настоящим Буддой, то есть «пробудившимся и постигшим истину ». В Индии, Лаосе, Тибете, Таиланде ему посвящали храмы, возводили статуи.

Золотой Будда в храме Ват Таймит Бангкок. XIII в.

Золотой Будда в храме Ват Таймит Бангкок. XIII в.

В китайском квартале Бангкока, столицы Таиланда, расположен сравнительно молодой храм золотого Будды – Ват Таймит.

В нем всегда много посетителей. В храм несут дары, делают многочисленные пожертвования. Установленная в нем статуя Будды даже в полутьме помещения необыкновенно сияет – она изготовлена из чистого золота. Ее высота 3 м, а вес составляет 5,5 т. Зрачки глаз Будды изготовлены из черных тайских сапфиров, белки глаз – из жемчуга. Никто не знает имени ее создателя, неизвестна точная дата появления на свет. Статую обнаружили чисто случайно…

Для строившегося храма в Бангкоке решили не изготавливать статую нового Будды, а воспользоваться старой, из числа тех, что находятся в историческом парке Сукхотая. Выбрали самую большую статую. Она вся была покрыта слоем крашеного цемента, но черты Будды в ней хорошо угадывались.

Было решено отреставрировать статую на месте. Выставленная во двор, она длительное время простояла под тропическим ливнем. Когда скульптуру стали грузить в кузов автомобиля, она сорвалась и упала на землю… Но не разбилась, от нее лишь отлетели несколько намокших кусков цемента. И произошло чудо – на их месте засветился металл. Когда рабочие стали осторожно освобождать статую от остального цемента, то под ним, к своему немалому изумлению, обнаружили, что статуя Будды находится в прекрасном состоянии и сделана из чистого золота. Ее привезли в Бангкок и сдали под охрану.

Скульптуры Будды в историческом парке Сукхотая. Среди них стоял и золотой Будда, покрытый цементом. Таиланд

Скульптуры Будды в историческом парке Сукхотая. Среди них стоял и золотой Будда, покрытый цементом. Таиланд

Впоследствии ученые установили, что привезенная скульптура была отлита в XIII веке – тогда столицей Таиланда был город Сукхотай. В XVIII веке, когда на Таиланд надвинулись полчища бирманских неприятелей, пришлось скрывать сокровища. И золотого Будду покрыли одним слоем цемента, за ним следующим… Статую спасли от бирманцев, но и сами о ней забыли. И в таком зацементированном виде она простояла свыше двух веков.

Изначально в раннем буддизме не было ни храмов, ни изображений Будды. Будучи просветленным, постигшим истину Сиддхартха Гаутама выступал против создания его материальных образов. Он был против поклонения статуям, против владения всякими благами.

Статуя Будды. Лаос - Статуя Будды. Сукхотай. Таиланд

Статуя Будды. Лаос - Статуя Будды. Сукхотай. Таиланд

В раннем буддизме вместо Будды изображались его различные символы: колесо, лев, священное дерево. Но в начале нашего времени все же стали появляться изображения Будды как человека. Этому способствовало широкое распространение буддизма в других странах, обогащение буддистской религии материальными ценностями.

Так постепенно в храмах стали ставить изображения Будды – вначале в виде маленьких статуэток, а затем огромных скульптур. Просветленный сидел, как правило, в позе лотоса, его левая рука спокойно лежала на ноге, а правая – указывала в землю.

В статуе все символично, все исполнено религиозного смысла, и верующие, когда смотрят на нее, стараются угадать завещания Будды, чтобы проникнуться ими.

 

Средневековые витражи

В религиозных обрядах свет всегда играл особую роль, он был символом созидания и божеской милости. В самом начале Ветхого Завета записано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы». Земным воплощением божественного света стали витражи романских и готических соборов – настоящие произведения искусства Средневековья. Наглядное тому подтверждение – витражи старинного собора в Шартре и собора Парижской Богоматери, построенного в XII-XIV веках.

Особенность витражных стекол заключалась в том, что снаружи они почти не заметны, бесцветны, сливаются со стенами, видны лишь очертания креплений. Всю красоту художественного изображения можно оценить внутри собора. При хорошей погоде яркий солнечный свет, проникающий сквозь стекла-витражи, преображает их, они начинают светиться.

Первоначально основными цветами витражей были, как правило, красный и синий. Позднее научились в расплавленную стеклянную массу добавлять окислы металлов и получили зеленые, желтые и коричневые стекла. Иногда их делали рельефными, выпуклыми, что усиливало преломление света, его «игру». О мастерстве художника можно судить по подбору разноцветных стекол, создающих удивительные орнаменты или картины на религиозные темы.

Витраж, сооруженный на портале собора Парижской Богоматери перед входом,- круговой, он изготовлен в виде так называемой розетки. Снаружи он кажется темным и невыразительным, к тому же его «заслоняют» скульптуры Мадонны с младенцем на руках и два ангела.

Витраж-розетка на портале собора Парижской Богоматери

Витраж-розетка на портале собора Парижской Богоматери

На витражах северной стороны собора, созданных в 1250-е годы, изображены сюжеты из Евангелия, в центре их – также Мадонна с младенцем. На витражах южной стороны запечатлен образ Христа в окружении апостолов и мучеников. Изнутри эти розетки кажутся светящимися яркими звездами на темном фоне стен собора…

История витражей уходит корнями в Древний Египет. При раскопках храмов археологи нередко находили цветное стекло, которое архитекторы и строители прошлого использовали еще во втором тысячелетии до нашей эры. Затем цветные стекла появились в окнах раннехристианских базилик Рима, Равенны. Красный и синий цвет стекол позволял снизить интенсивность солнечных лучей. Цветные стекла создавали внутри храма особую таинственную атмосферу посвящения к высшим божественным силам.

Северная сторона собора Парижской Богоматери с витражами на окнах-розетках. XIII в.

Северная сторона собора Парижской Богоматери с витражами на окнах-розетках. XIII в.

Сюжетные витражи на евангельские темы появились в раннехристианских романских храмах Франции в X-XII веках. Цветные стекла осторожно вырезались, из них на плоскости составлялось изображение, потом все стекла крепились специальными свинцовыми полосками с углублениями. Чем выше поднимались потолки храмов, тем выше делались витражи, тем праздничней и нарядней становилось внутри храма.

Витражи северной стороны собора изнутри

Витражи северной стороны собора изнутри

На верующих витражи производили впечатление какого-то неземного благословения. Они завораживали, становились еще одним атрибутом святости и веры. Их рассматривали как картины художников.

Витражи Шартрского собора

Витражи Шартрского собора

Один из немногих готических соборов Франции, в котором сохранились почти неизменными витражи с XII-XIII веков, является Шартрский, строительство, которого началось еще в середине X века. В общей сложности в его высоких стрельчатых окнах установлено 146 витражей. В них изображены около 1400 сюжетов на разные темы из истории христианства. Наряду со сценами из Ветхого и Нового Завета запечатлены около 100 сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников, все знатные лица, которые пожертвовали средства на содержание собора. Эти цветные стеклянные художественные «полотна» занимают площадь около 2600 квадратных метров. Со времен Средневековья они дошли до нашего времени почти нетронутыми.

Но в период Реформации витражное искусство пережило упадок, более того, появились религиозные деятели, которые утверждали, что витражные стекла искажают дневной Божий свет и их надо заменить.

Витражи верхней церкви капеллы Сент-Шапелъ в Париже

Витражи верхней церкви капеллы Сент-Шапелъ в Париже

В эпоху барокко и Просвещения витражи никого не интересовали, старые не реставрировались, новые не создавались. Некоторые витражные стекла разбивали, заменяя простым стеклом. Такое варварское отношение длилось почти до XIX века, когда снова возродился интерес к этому искусству. Правда, новоявленные мастера принялись заменять прежние «устаревшие» витражные картины на новые. Тем самым были загублены сотни, если не тысячи старинных витражей в храмах Франции, Германии. Многие оригинальные стекла стали добычей коллекционеров.

Современный способ изготовления витражей почти не изменился с тех давних пор. Так же подбираются цветные стекла, из них составляется либо яркая мозаика, либо картинное изображение. Стеклорезательная техника позволяет создавать не только яркие, но и полутоновые расцветки. Для крепления стекла все так же используется свинцовая проволока или пластмасса. Но есть и некоторые новшества. На прозрачное стекло нередко наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Тем самым проявляются новые фактурные возможности стекла.

 

Сокровища Тутанхомона

Золотая фигурка Тутанхамона

Золотая фигурка Тутанхамона

Гробница фараона Тутанхамона – единственная, которая дошла до нашего времени неразграбленной. Тутанхамон был самым юным правителем в древней египетской истории, умер в девятнадцать лет, из них он правил десять. Англичане – исследователь-археолог Говард Картер и финансист-меценат лорд Джордж Карнарвон – обнаружили гробницу в 1922 году. Это была мировая сенсация. Среди множества уникальных находок самыми ценными оказались золотой саркофаг и золотая посмертная маска фараона.

Золотой саркофаг Тутанхамона

Золотой саркофаг Тутанхамона

Раскопанная усыпальница Тутанхамона состояла из четырех запечатанных помещений. Коридор вел в первую камеру, в которой находились сундук, кресло, сваленные в угол колеса от тележек и фараоновых повозок. Слева дверь вела в пристройку, где также на полу лежали различные дары и погребальная утварь, стояли два кресла фараона. Среди бытовых и погребальных украшений наиболее ценными оказались статуэтки самого Тутанхамона, а также богов, которые должны были покровительствовать ему в путешествии в потустороннем мире. Но одни вещи были в беспорядке разбросаны повсюду, другие – свалены в кучу. На ритуальную процедуру это никак не было похоже. Археологи подозревали, что такой беспорядок оставили после себя взломщики, и они обнаружили их следы. Грабители действительно успели побывать в этих камерах, но унесли с собой очень немного. Что-то их спугнуло. Второй раз заглянуть в подземелье они не отважились.

Голова Тутанхамона, выступающая из бутона лотоса

Голова Тутанхамона, выступающая из бутона лотоса

Главное же, грабители не сумели добраться до большой погребальной камеры. Именно в ней хранилось бесценное сокровище всей усыпальницы – золотой саркофаг с мумией фараона и его золотой маской. Но подобраться к саркофагу оказалось нелегко и археологам. Его скрывал деревянный, позолоченный ковчег или футляр. Когда ковчег аккуратно разобрали, под ним оказался еще один. Его снова разобрали. И снова ковчег поменьше. И за ним еще один. Всего четыре деревянных футляра «накрывали» квадратный каменный саркофаг, выполненный из монолитного кварцита. Сверху на нем покоилась красногранитная крышка, которая весила полторы тонны. Только с помощью ворота и лебедки удалось сдвинуть ее с места.

Внутри археологи обнаружили еще три саркофага, так называемых антропоморфных, выполненных по форме тела человека и уложенных один в другой. Длина первого 2,25 м. Под деревянной крышкой находились простыни и гирлянды из цветов. Два первых саркофага, сделанные из дерева, были обиты золотыми пластинами с инкрустацией и полудрагоценными камнями, а третий был из чистого золота. Его длина 1,8 м, вес – свыше 110 кг. В нем лежала спеленутая мумия Тутанхамона с золотой маской.

Золотая маска Тутанхамона

Золотая маска Тутанхамона

Погребальная камера гробницы Тутанхамона

Погребальная камера гробницы Тутанхамона

Золотой саркофаг – это самое крупное в истории древнеегипетского ювелирного искусства монолитное произведение. Он дает представление о религиозном обряде, который совершали жрецы над умершим фараоном, об искусстве чеканки золотых дел мастеров, которым за короткое время после смерти, всего за несколько недель, требовалось создать саркофаг, нанести на него соответствующие узоры, вмонтировать драгоценные камни. За это же время нужно было подготовить само погребальное место, нанести на стены росписи, занести в усыпальницу многотонный каменный саркофаг.

Троны Тутанхамона

Троны Тутанхамона

Нам трудно представить себе, каким образом чеканщики, ювелиры того времени изготавливали золотую маску усопшего фараона, как им удалось передать портретное сходство. Поражает чистота обработки металла, никаких швов, все как будто литое, все отполировано до сияния.

Эта маска изображает Тутанхамона в полосатом головном уборе, увенчанном символическими изображениями головы ястреба и кобры. Ядовитая змея и хищная птица символизировали, что фараон защищает себя и своих подданных от любых врагов. Он – господин двух земель, так как ястреб Нехбет и кобра Уаджет – это символы двух божеств, которые призваны защищать Верхний и Нижний Египет. На груди маски – богатое ожерелье, углубления заполнены цветной смальтой – темно-синей, бирюзовой, красной. Особенно выразительны получились у маски глаза: черный зрачок обведен темно-синим контуром, и возникает ощущение, что фараон жив, смотрит на мир. Сама мумия была вся усыпана драгоценными камнями.

Сокровища Тутанхомона

Сокровища Тутанхомона

Но это были не все находки. В четвертой камере, названной позднее сокровищницей, археологи обнаружили массу других погребальных предметов, в том числе деревянную статую Анубиса из черного дерева на позолоченном постаменте. Анубис находился у дверей, выполняя роль стража. Рядом стояла золоченая скульптура фараона в лодке, бросающего гарпун. Но весь центр комнаты занимала деревянная капелла, покрытая золотом, с иероглифической надписью. Она была предназначена для ваз каноп, в которых хранились внутренности фараона.

Вазы-канопы и деревянная капелла для их хранения

Вазы-канопы и деревянная капелла для их хранения

Рядом располагался позолоченный трон Тутанхамона, украшенный драгоценными камнями. Подлокотники его были выполнены в виде змей, по бокам сиденья изображены львиные головы. На спинке трона вычеканен Тутанхамон со своей женой.

Нагрудное украшение фараона в виде скарабея Египет XIV век до н. э.

Нагрудное украшение фараона в виде скарабея Египет XIV век до н. э.

Всего же в погребении было обнаружено свыше трех с половиной тысяч золотых драгоценностей общим весом 1200 кг. На их подробное описание ушло более пяти лет.

 

 

Источник 

Картина дня

наверх